Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.06.2016 N Ф08-3645/2016 по делу N А63-6525/2015
Требование: О признании незаконными действий и ответа учреждения на запрос налогового органа, обязании отозвать ответ.
Обстоятельства: Предприниматель ссылался на представление учреждением необоснованного ответа о наличии у него задолженности по представлению сведений о страховых взносах.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку нахождение предпринимателя на учете как работодателя в отсутствие фактических трудовых отношений с физическими лицами и, как следствие, в отсутствие выплат им, не может служить основанием для того, чтобы считать этого предпринимателя плательщиком страховых взносов и требовать от него представлять расчеты по начисленным и уплаченным взносам.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ставропольского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2016 г. по делу в„– А63-6525/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 7 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заинтересованных лиц - государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю - Гарус О.С. (доверенность от 14.03.2016), от государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю - Гарус О.С. (доверенность от 27.05.2016), Жуковой Е.М. (доверенность от 30.05.2016), в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Кирсак Романа Ивановича (ИНН 263514356075, ОГРН 305263503100021), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 11 по Ставропольскому краю, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.12.2015 (судья Костюков Д.Ю.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2016 (судьи Параскевова С.А., Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу в„– А63-6525/2015, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Кирсак Роман Иванович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края со следующими уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требованиями: признать незаконными действия государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю (далее - управление), выразившихся в представлении необоснованного ответа о наличии у предпринимателя задолженности по представлению сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон в„– 212-ФЗ) и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 в„– 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (далее - Закон о дополнительных страховых взносах);
- признать недействительным ответ государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю (далее - отделение) на запрос Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 11 по Ставропольскому краю в отношении предпринимателя о наличии задолженности по представлению сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 в„– 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете) и частью 4 статьи 9 Закона о дополнительных страховых взносах;
- обязать отделение отозвать ответ, предусмотренный Федеральным законом от 08.08.2001 в„– 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон в„– 129-ФЗ), представленный в регистрирующий орган в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, как противоречащий Закону об индивидуальном (персонифицированном) учете.
Определением от 25.08.2015 суд привлек Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы в„– 11 по Ставропольскому краю (далее - инспекция) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением от 20.10.2015 в качестве соответчика привлечено отделение.
Решением суда от 07.12.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.03.2016, требования предпринимателя удовлетворены частично. Признан незаконным ответ отделения от 14.05.2015, представленный в инспекцию в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, о наличии задолженности за предпринимателем по представлению сведений в соответствии с положениями Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете и Закона о дополнительных страховых взносах. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что Закон в„– 212-ФЗ не содержит обязанность страхователя, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, предусмотренные частью 9 статьи 15 Закона в„– 212-ФЗ. Законодательство не содержит обязанность страхователя, имеющего статус физического лица - работодателя - индивидуального предпринимателя, но не производящего выплаты физическим лицам, обращаться в органы Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о снятии его с регистрационного учета.
Отделение обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 07.12.2015 и постановление суда апелляционной инстанции от 01.03.2015, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что прекращение предоставления индивидуальных сведений не может быть однозначно истолковано органом Пенсионного фонда Российской Федерации, как утрата статуса работодателя. Закон в„– 212-ФЗ и Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей, производящих выплаты физическим лицам, в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденный постановлением Правления пенсионного фонда Российской Федерации от 13.10.2008 в„– 296п, (далее - Порядок в„– 296п) содержит обязанность страхователя, имеющего статус физического лица - работодателя - индивидуального предпринимателя, но не производящего выплаты физическим лицам, обращаться в органы Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о снятии его с регистрационного учета. Само по себе прекращение трудовых договоров с принятыми на работу сотрудниками не освобождает предпринимателя от подачи заявление о снятии с регистрационного учета в качестве страхователя, производящего выплаты физическим лицам, и от отчетности до момента подачи такого заявления. Приложение в„– 10 (Форма заявления о снятии с регистрационного учета в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации страхователя, производящего выплаты физическим лицам) к Порядку в„– 296п, содержит причину снятия с регистрационного учета в качестве страхователя - "прекращение осуществления деятельности как: - индивидуальный предприниматель, осуществляющий прием на работу наемных работников", т.е. для данной категории установлен заявительный порядок снятия с учета.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представители отделения и управления поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, на основании заявления от 17.05.2005 предприниматель, зарегистрирован в управлении в качестве страхователя - физического лица, производящего выплаты в пользу физических лиц.
31 декабря 2010 года предприниматель прекратил трудовые отношения с последним из своих работников. Предприниматель не подавал в органы Пенсионного фонда Российской Федерации заявление о снятии с регистрационного учета страхователя, производящего выплаты физическим лицам.
Предприниматель 06.05.2015 обратился в инспекцию с заявлением о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
По результатам рассмотрения документов, представленных предпринимателем, инспекция приняла решение от 14.05.2015 в„– 5103985А об отказе в государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с непредставлением документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 Закона в„– 129-ФЗ. Решение об отказе принято на основании ответа отделения, содержащего информацию о наличии у предпринимателя задолженности по представлению сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете и в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона о дополнительных страховых взносах.
Посчитав свои права нарушенными, предприниматель обратился в арбитражный суд с требованиями к управлению и отделению.
Отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Законом в„– 212-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона в„– 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
- лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
- индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Согласно пункту 9 статьи 15 Закона в„– 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования.
Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным названным пунктом плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Законом об индивидуальном (персонифицированном) учете.
Статьей 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. К числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относятся, в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования (подпункты 6, 7 пункта 2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете).
Из изложенного следует, что страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
Таким образом, плательщиком страховых взносов являются страхователи, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В соответствии с этими же положениями Закона обязанность представлять сведения персонифицированного учета, расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам возложена на плательщиков страховых взносов, а не на лицо, формально имеющее статус страхователя - работодателя, но фактически не имеющее работников и не производящее выплаты и иные вознаграждения.
Из изложенного следует, что Закон в„– 212-ФЗ не содержит нормы, обязывающей страхователя, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представлять сведения, предусмотренные частью 9 статьи 15 данного Закона. Так же как и Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете не предусматривает обязанности страхователя, не производящего выплаты физическим лицам по предоставлению индивидуальных сведений, в том числе, о выплатах, которые им не включались в базу для исчисления страховых взносов и суммах страховых взносов, которые им не начислялись.
Как видно из материалов дела, установлено судебными инстанциями и не оспаривается управлением и отделением, с 31.12.2010 предприниматель не имел наемных работников. Следовательно, с указанного срока предприниматель не являлся лицом, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Статьей 11 Федерального закона от 15.12.2001 в„– 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закона в„– 167-ФЗ) установлен порядок регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей в органах страховщика.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 11 Закона в„– 167-ФЗ снятие с регистрационного учета страхователей - работодателей - индивидуальных предпринимателей осуществляется по месту регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации в пятидневный срок со дня представления в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации из налоговых органов сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП).
Снятие с регистрационного учета данных страхователей (указанных в абзаце 2 пункта 2 статьи 11 Закона в„– 167-ФЗ) осуществляется путем обмена электронными документами (абзац 5 пункт 2 статьи 11 Закона в„– 167-ФЗ). Следовательно, если сведения о том, что предприниматель прекратил свою деятельность, будут отражены в ЕГРИП, эту информацию налоговые органы должны передать органам Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно, без участия предпринимателя.
Ссылка отделения на абзац 4 пункта 2 статьи 11 Закона в„– 167-ФЗ ошибочна, поскольку им предусмотрен заявительный порядок снятия с учета физических лиц, указанных в абзаце 5 пункта 1 статьи 11 Закона в„– 167-ФЗ, который в свою очередь касается иной категории страхователей (работодателей - не предпринимателей), отдельной от работодателей - индивидуальных предпринимателей, поименованных в абзаце 2 пункта 2 статьи 11 Закона в„– 167-ФЗ.
Правила регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей, указанных в подпункте 1 пункте 1 статьи 6 Закона в„– 167-ФЗ, в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации определены Порядком в„– 296 п.
В силу абзаца первого пункта 1 данного Порядка регистрации в качестве страхователей подлежат лица, производящие выплаты физическим лицам.
Снятие с регистрационного учета всех физических лиц - работодателей урегулировано в пунктах 26 - 30 Порядка в„– 296 п.
В соответствии с пунктом 26 данного Порядка снятие с регистрационного учета физических лиц - работодателей (за исключением физических лиц - работодателей - индивидуальных предпринимателей) осуществляется по месту их регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления о снятии с регистрационного учета страхователя, производящего выплаты физическим лицам, в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации.
Датой снятия с регистрационного учета физического лица - работодателя является дата подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о снятии с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователя, производящего выплаты физическим лицам.
Снятие с регистрационного учета физического лица - работодателя - индивидуального предпринимателя в связи с прекращением предпринимательской деятельности или изменением места жительства производится на основании сведений из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП).
В этом случае датой снятия с регистрационного учета физического лица - работодателя - индивидуального предпринимателя является дата внесения записи в ЕГРИП о государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или дата внесения в ЕГРИП изменений, касающихся сведений об индивидуальном предпринимателе.
Согласно пункту 29 Порядка в„– 296п снятие с регистрационного учета физического лица - работодателя (за исключением физического лица - работодателя - индивидуального предпринимателя) в случае его смерти осуществляется на основании сведений о смерти лица, поступивших в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации из органа записи актов гражданского состояния.
Снятие с регистрационного учета физического лица - работодателя - индивидуального предпринимателя в случае его смерти осуществляется на основании сведений из ЕГРИП, содержащих информацию о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в связи со смертью.
Еще одно основание для снятия с регистрационного учета всех без исключения физических лиц - работодателей (поскольку не установлено, как в пунктах 26 и 29 Порядка в„– 296п, исключение для физического лица - работодателя - индивидуального предпринимателя) предусмотрено в пункте 27 данного Порядка - по причине изменения места жительства. Датой постановки на учет физического лица - работодателя (за исключением физического лица - работодателя - индивидуального предпринимателя) по новому месту жительства является дата поступления документов из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации по прежнему месту жительства. Датой постановки на учет физического лица - работодателя - индивидуального предпринимателя является дата внесения в ЕГРИП изменений, касающихся сведений об индивидуальном предпринимателе.
На основании пункта 28 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей, производящих выплаты физическим лицам, при снятии с регистрационного учета физическому лицу - работодателю вручается уведомление о снятии с учета в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации страхователя, производящего выплаты физическим лицам (приложение 11).
Перечисленные нормы прямо не устанавливают заявительный порядок снятия с учета физического лица - работодателя - индивидуального предпринимателя при прекращении им трудового договора с наемным работником без прекращения предпринимательской деятельности.
После того, как предприниматель прекратил осуществлять выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, он не может относиться к категории плательщиков страховых взносов, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона в„– 212-ФЗ. Соответственно, на него не могут распространяться положения статьи 15 Закона в„– 212-ФЗ, которой определен порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
После увольнения наемных работников и, соответственно, прекращения осуществления выплат и вознаграждений в их пользу, индивидуальный предприниматель должен быть отнесен к категории плательщиков страховых взносов, которая предусмотрена пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона в„– 212-ФЗ.
Вышеперечисленные нормы закона не содержат требований, обязывающих страхователей, имеющих статус физического лица - работодателя - индивидуального предпринимателя, но не производящих выплаты физическим лицам, обращаться в органы Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о снятии с регистрационного учета в данном статусе.
Более того, пункт 26 Порядка в„– 296п прямо исключает индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты физическим лицам, из числа лиц, которые должны подавать заявление о снятии с регистрации.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что нахождение предпринимателя на учете как работодателя в отсутствие фактических трудовых отношений (либо гражданско-правовых) с физическими лицами и, как следствие, в отсутствие выплат (вознаграждений) им, не может служить основанием для того, чтобы считать этого предпринимателя плательщиком страховых взносов и требовать от него представлять расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, иные сведения персонифицированного учета.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов при рассмотрении дела по существу, им дана правильная оценка. Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права. Переоценка фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов, не установлены. Основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.12.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2016 по делу в„– А63-6525/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Т.В.ПРОКОФЬЕВА

Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ


------------------------------------------------------------------