По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.06.2016 N Ф08-3130/2016 по делу N А32-18712/2015
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании предоставить в собственность за плату участок из земель сельскохозяйственного назначения и направить решение с предложением о заключении договора купли-продажи.
Обстоятельства: Оспариваемый отказ по мнению хозяйства не соответствует положениями ст. 27 Земельного кодекса РФ, нормам ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Решение: Требование удовлетворено, поскольку участок используется для сельскохозяйственного производства, обязанность по внесению арендной платы исполняется хозяйством надлежащим образом.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2016 г. по делу в„– А32-18712/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июня 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - крестьянского (фермерского) хозяйства "Наконечное" (ИНН 2332006539, ОГРН 1022303885636) - Ендовицкой Е.П. (доверенность от 03.08.2015), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.10.2015 (судья Боровик А.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2016 (судьи Ванин В.В., Еремина О.А., Чотчаев Б.Т.) по делу в„– А32-18712/2015, установил следующее.
КФХ "Наконечное" (далее - фермерское хозяйство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ департамента, выраженный в письме от 24.03.2015 в„– 52-5293/15-32.20;
- обязать департамент предоставить фермерскому хозяйству в собственность за плату земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 119991 кв. м с кадастровым номером 23:09:0403000:22, местоположение относительно ориентира: Краснодарский край, Кавказский район в границах СПК "Степное" (участок в„– 1), по цене, определенной в соответствии с действующим законодательством;
- обязать департамент в десятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда направить решение с предложением о заключении договора купли-продажи земельного участка (требования уточнены; л.д. 64-68).
Заявление мотивировано тем, что отказ департамента в предоставлении в собственность фермерского хозяйства за плату земельного участка с кадастровым номером 23:09:0403000:22 не соответствует положениями статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), нормам Федерального закона от 24.07.2002 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон в„– 101-ФЗ). Отказ уполномоченного органа нарушает также права фермерского хозяйства в сфере предпринимательской деятельности.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.10.2015, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2016, требования удовлетворены. Признан незаконным отказ департамента, выраженный в письме от 24.03.2015 в„– 52-5293/15-32.20. Суд обязал департамент предоставить фермерскому хозяйству в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 23:09:0403000:22 и направить предложение о заключении договора купли-продажи земельного участка. С департамента в пользу фермерского хозяйства взыскано 3 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины. Фермерскому хозяйству из федерального бюджета возвращено 3 тыс. рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Судебные инстанции установили, что на основании заключенного с администрацией муниципального образования Кавказский район договора от 18.01.2008 в„– 8809000047 (зарегистрирован 16.02.2008) фермерскому хозяйству передан в аренду земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 119 991 кв. м с кадастровым номером 23:09:0403000:22, местоположение установлено относительно ориентира: Краснодарский край, Кавказский район в границах СПК "Степное" (участок в„– 1). Участок предоставлен сроком на 15 лет (до 25.12.2022) для сельскохозяйственного производства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Фермерское хозяйство обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в собственность (за плату) арендуемого земельного участка, который отказал заявителю в предоставлении земельного участка в собственность (письмо от 24.03.2015 в„– 52-5293/15-32.20). Отказ мотивирован непредоставлением копий учредительных документов (устав, учредительный договор), протокола общего собрания, совета директоров либо иного уполномоченного органа юридического лица с решением о приобретении в собственность земельного участка по цене, установленной законодательством. Соответствующее требование предусмотрено подпунктом 2.6.1 пункта 2.6 Порядка, утвержденного приказом департамента от 04.06.2012 в„– 767 "Об утверждении административного регламента предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, находящихся в государственной собственности Краснодарского края" (далее - административный регламент). При проверке доводов заявителя о незаконности отказа уполномоченного органа судебные инстанции руководствовались положениями статьи 27 Земельного кодекса, а также нормами Закона в„– 101-ФЗ. Суды установили, что арендатор имеет право на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов, поскольку пользуется им на основании договора аренды с 2008 года (прошло более трех лет с момента заключения договора). Участок используется в соответствии с его целевым назначением, заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока договора аренды в„– 8809000047. Ссылка департамента на отсутствие приложенных к заявлению документов, предусмотренных подпунктом 2.6.1 пункта 2.6 административного регламента, судами отклонена. Фермерское хозяйство действует на основании постановления главы администрации Кавказского района от 02.03.1992 в„– 539 и свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) серии 23 в„– 006574909, устава в качестве учредительного документа не имеет. Фермерское хозяйство создано в качестве юридического лица на основании Закона РСФСР от 22.11.1990 в„– 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон от 22.11.1990 в„– 348-1), который не предусматривал для крестьянских (фермерских) хозяйств учредительных документов в виде устава или учредительного договора. Постановление главы администрации Кавказского района от 02.03.1992 в„– 539 в нотариально удостоверенной копии в департамент представлено. В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 11.06.2003 в„– 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон от 11.06.2003 в„– 74-ФЗ) решение вопроса о приобретении фермерским хозяйством спорного участка в собственность относится к компетенции главы фермерского хозяйства. С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств, суды пришли к выводу о том, отказ департамента в оказании соответствующей государственной услуги по указанным основаниям является необоснованным. Руководствуясь статьями 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) судебные инстанции удовлетворили требования фермерского хозяйства. Довод департамента о том, что фермерским хозяйством не доказан факт надлежащего (целевого) использования земельного участка, апелляционным судом отклонен. В дело представлен акт обследования земельного участка от 11.03.2015 в„– 121, составленный специалистом ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль", согласно которому земельный участок с кадастровым номером 23:09:0403000:22 используется для сельскохозяйственного производства. Из акта сверки расчетов следует, что обязанность по внесению арендной платы исполняется фермерским хозяйством надлежащим образом. Государственная пошлина распределена между сторонами по правилам статьи 110 Кодекса.
Департамент обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит судебные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. К заявлению фермерского хозяйства от 26.02.2015 в„– 52-233-У/15 не приложены документы, подтверждающие надлежащее использование земельного участка. Суды пришли к выводу о надлежащем использовании земельного участка с кадастровым номером 23:09:0403000:22 только на основании акта обследования земельного участка ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль" от 11.03.2015 в„– 121 и пояснений главы хозяйства об отсутствии нарушений севооборота на данном участке. Между тем, акт обследования земельного участка за 2015 год не может являться доказательством, подтверждающим надлежащее использование фермерским хозяйством земельного участка на протяжении трех последних лет. Суды не проверили довод департамента о том, что состав представленных фермерским хозяйством в департамент документов не соответствовал требованиям административного регламента, действовавшего в спорный период. На момент обращения в департамент (как и в настоящее время) фермерское хозяйство зарегистрировано в качестве юридического лица (выписка из ЕГРЮЛ от 05.02.2015 в„– 491В/2015). В нарушение пункта 2.6.1 административного регламента заявитель при обращении не представил копии учредительных документов (устав, учредительный договор) и протокол общего собрания, совета директоров либо иного уполномоченного органа юридического лица с решением о приобретении в собственность земельного участка по цене, установленной законодательством, если учредительными документами предусмотрено принятие такого решения, должен представить, в том числе копию документа, удостоверяющего личность представителя физического или юридического лица. Договор аренды земельного участка является действующим, что дает возможность главе хозяйства повторно обратиться в департамент с заявлением о приобретении в собственность участка с кадастровым номером 23:09:0403001:22, приложив к нему необходимый комплект документов. Суды сделали ошибочный вывод о том, что на момент обращения в департамент фермерское хозяйство состояло только из одного члена (Наконечного С.В.). Данное обстоятельство опровергается выпиской из ЕГРЮЛ от 05.02.2015 в„– 491В/2015, согласно которой учредителями фермерского хозяйства являются Наконечный С.В., Наконечная Н.Н. и Наконечная С.А. Указанная выписка была приложена к заявлению о выкупе земельного участка, она содержит сведения, отраженные в ЕГРЮЛ, включая сведения о составе участников фермерского хозяйства. Следовательно, вывод судов о необоснованности возражений департамента в части необходимости представления копий учредительных документов и протокола общего собрания уполномоченного органа юридического лица с решением о приобретении в собственность земельного участка по цене, установленной законодательством, не основан на нормах закона и опровергается имеющимися в деле документами.
Фермерское хозяйство в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Вывод судебных инстанций о предоставлении в департамент всех документов, необходимых для приобретения в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:09:0403000:22, соответствует положениям Закона от 22.11.1990 в„– 348-1, Закона от 11.06.2003 в„– 74-ФЗ и имеющимся в деле доказательствам, свидетельствующим об отсутствии у заявителя учредительных документов. Довод департамента о недоказанности фермерским хозяйством факта надлежащего (целевого) использования земельного участка противоречит представленным заявителем документам (акт обследования земельного участка ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль" от 11.03.2015 в„– 121, акт сверки расчетов по договору аренды). В нарушение положений части 5 статьи 200 Кодекса департамент не представил доказательств ненадлежащего (нецелевого) использования испрашиваемого в собственность земельного участка. Право фермерского хозяйства на приобретение в собственность земельного участка основано на положениях статьи 27 Земельного кодекса и нормах статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ. С учетом приведенных норм и представленных сторонами в дело доказательств, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные требования.
В судебном заседании представитель фермерского хозяйства возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве (возражениях).
Департамент, извещенный о времени и месте судебного заседания, явку представителя в окружной суд не обеспечил.
Изучив материалы дела, доводы жалобы отзыва (возражений), выслушав представителя фермерского хозяйства, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании договора от 18.01.2008 в„– 8809000047 (л. д. 9-13) фермерское хозяйство владеет и пользуется на праве аренды земельным участком сельскохозяйственного назначения общей площадью 119 991 кв. м с кадастровым номером 23:09:0403000:22, местоположение установлено относительно ориентира: Краснодарский край, Кавказский район в границах СПК "Степное" (участок в„– 1). Договор аренды заключен сроком на 15 лет (до 25.12.2022) и зарегистрирован 16.02.2008, номер регистрации 23-23-42/003/2008-126, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 05.05.2015 в„– 23/05/123/2015-419 (л. д. 16).
Фермерское хозяйство обратилось к департаменту с заявлением от 26.02.2015 о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:09:0403000:22 (л. д. 35-37).
24 марта 2015 года департаментом в адрес фермерского хозяйства направлено письмо в„– 52-5293/15-32.20 "Об отказе в предоставлении государственной услуги КФХ "Наконечное", мотивированное не предоставлением копии учредительных документов (устав, учредительный договор), протокола общего собрания, совета директоров либо иного уполномоченного органа юридического лица с решением о приобретении в собственность земельного участка по цене, установленной законодательством (л. д. 38).
Полагая, что отказ департамента в предоставлении земельного участка в собственность противоречит действующему законодательству и нарушает его права, фермерское хозяйство обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Согласно части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом в„– 101-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 1 Закона в„– 101-ФЗ отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, регулируются данным Законом.
По общим правилам, закрепленным в пункте 1 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах).
В силу пункта 4 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату обращения фермерского хозяйства с заявлением в департамент) переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
В подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса также закреплено, что продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края, регулируется Законом от 05.11.2002 в„– 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае". Статья 21 названного Закона допускает приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу из фонда перераспределения земель по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этих земельных участков. Земельные участки в указанном случае, а также в случае, предусмотренном подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, приобретаются по цене, определенной в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
Порядок определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 в„– 226. В случае продажи земельных участков без проведения торгов цена таких участков определяется в следующем порядке: за земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства и переданные в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка по кадастровой стоимости земельных участков. В случае аренды земельного участка в течение 6 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 80 процентам кадастровой стоимости земельного участка. В случае аренды земельного участка в течение 9 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 60 процентам кадастровой стоимости земельного участка. В случае аренды земельного участка в течение 12 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 40 процентам кадастровой стоимости земельного участка. В случае аренды земельного участка в течение 15 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 20 процентам кадастровой стоимости земельного участка. Расчет срока аренды земельного участка в вышеуказанных случаях, предусматривает совокупность срока действующего договора аренды и срока (сроков) ранее оконченного (оконченных) договора (договоров) аренды данного земельного участка арендатором (пункт 2.1).
Таким образом, отношения, связанные с предоставлением земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Земельным кодексом, Законом в„– 101-ФЗ и соответствующими законами субъектов Российской Федерации. По смыслу приведенных норм арендатор имеет право на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов при наличии следующих условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет; участок используется в соответствии с его целевым назначением; заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока договора аренды.
Приказом департамента от 04.06.2012 в„– 767 утвержден административный регламент, в пункте 2.6.1 раздела 2.6 которого установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги. При этом департамент вправе отказать в предоставлении государственной услуги только в случаях, предусмотренных в разделе 2.8 административного регламента.
Отказ в предоставлении фермерскому хозяйству государственной услуги мотивирован департаментом непредставлением копий учредительных документов (устав, учредительный договор) и протокола уполномоченного органа юридического лица с решением о приобретении в собственность земельного участка по цене, установленной законодательством.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили, что испрашиваемый в собственность земельный участок находится в аренде у фермерского хозяйства с 16.02.2008 (выписка из ЕГРП от 05.05.2015 в„– 23/05/123/2015-419). Фермерское хозяйство зарегистрировано постановлением главы администрации Кавказского района Краснодарского края от 02.03.1992 в„– 539 как юридическое лицо. Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 23 в„– 006574909 выдано 28.12.2006. Фермерское хозяйство действует на основании указанных документов, устава в качестве учредительного документа не имеет.
В соответствии со статьей 9 Закона от 22.11.1990 в„– 348-1, действовавшего на день создания фермерского хозяйства, такие хозяйства регистрировались районным (городским) Советом народных депутатов после выдачи государственного акта на право пожизненно наследуемого владения, собственности на земельный участок или подписания договора аренды земельного участка. После регистрации крестьянское хозяйство приобретало статус юридического лица. Указанный закон не предусматривал для крестьянских (фермерских) хозяйств учредительных документов в виде устава и/или учредительного договора.
Крестьянское хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков. После регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица: открывает расчетный и другие счета, включая валютный, в учреждении банка, имеет печать, вступает в деловые отношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, учитывается в качестве самостоятельного товаропроизводителя советскими, хозяйственными и общественными учреждениями при разработке программ экономического и социального развития региона (статьи 1 и 9 Закона от 22.11.1990 в„– 348-1).
В пунктах 1, 2 статьи 23 Закона от 11.06.2003 в„– 74-ФЗ указано, что данный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признается утратившими силу Закон от 22.11.1990 в„– 348-1. Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 23 Закона от 11.06.2003 в„– 74-ФЗ крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные как юридические лица в соответствии с Законом от 22.11.1990 в„– 348-1, вправе сохранить статус юридического лица на период до 01.01.2013.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.11.1997 в„– 3917/97 изложен правовой подход по применению статьи 6 Федерального закона от 30.11.1994 в„– 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" применительно к крестьянским (фермерским) хозяйствам, созданным ранее в качестве юридических лиц. В нем указано, что в названной норме отсутствует указание на необходимость такого приведения в отношении учредительных документов ранее созданных в качестве юридических лиц крестьянских (фермерских) хозяйств. Таким образом, ранее принятые учредительные документы крестьянских (фермерских) хозяйств как юридических лиц продолжают действовать и должны учитываться судами при разрешении споров. Автоматической утраты статуса юридического лица в отношении ранее созданного в качестве юридического лица крестьянского (фермерского) хозяйства в связи со вступлением в силу части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации не происходит.
Согласно пункту 3 статьи 23 Закона от 11.06.2003 в„– 74-ФЗ крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом от 22.11.1990 в„– 348-1, вправе сохранить статус юридического лица на период до 01.01.2021. На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы данного федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения. Таким образом, последующее законодательство о крестьянских (фермерских) хозяйствах не обусловливало сохранение ими статуса юридического лица утверждением устава или заключением учредительного договора.
Закон от 22.11.1990 в„– 348-1, действовавший на день создания фермерского хозяйства, а равно последующее законодательство о крестьянских (фермерских) хозяйствах не определяет для крестьянских (фермерских) хозяйств, сохраняющих статус юридического лица, определенную структуру органов управления с распределением между ними компетенции по управлению делами хозяйства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона от 11.06.2003 в„– 74-ФЗ, положения которого распространяются на крестьянские хозяйства, сохранившие статус юридического лица (пункт 3 статьи 23 данного Закона), распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах такого хозяйства его главой.
Руководствуясь данными нормами и установив, что нотариально удостоверенная копия постановления от 02.03.1992 в„– 539 предоставлялась в департамент (л. д. 37), судебные инстанции пришли к выводу о том, что фермерское хозяйство представило все документы, необходимые для оказания государственной услуги. Поэтому отказ департамента в предоставлении фермерскому хозяйству в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:09:0403000:22, выраженный в письме от 24.03.2015 в„– 52-5293/15-32.20, признан судами незаконным.
В резолютивной части решения о признании незаконным действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя и в соответствии с приведенной процессуальной нормой суд первой инстанции возложил на департамент обязанность по осуществлению государственной услуги, испрашиваемой фермерским хозяйством.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Приведенные в жалобе доводы (фермерское хозяйство не приложило к заявлению документы, подтверждающие надлежащее (целевое) использование земельного участка; состав представленных в департамент документов не соответствовал требованиям административного регламента), проверялись и были отвергнуты судебными инстанциями как необоснованные (не подтвержденные документально). По результатам исследования имеющихся в деле доказательств, их правовой оценки, суды первой и апелляционной инстанций признали, что заявителем представлены в уполномоченный орган все необходимые документы, а также пришли к выводу о надлежащем использовании участка фермерским хозяйством.
Суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций (часть 2 статьи 287 Кодекса).
Довод кассационной жалобы о том, что на момент обращения в департамент фермерское хозяйство состояло из трех человек (Наконечного С.В., Наконечной Н.Н. и Наконечной С.А.), что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 05.02.2015 в„– 491В/2015, окружным судом отклоняется. В деле имеются документы о выходе Наконечной Н.Н. и Наконечной С.А. из состава членов фермерского хозяйства (л. д. 28-34). Следовательно, суд апелляционной инстанции при разрешении спора обоснованно исходил из того, что вопрос о приобретении фермерским хозяйством в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:09:0403000:22 относился к компетенции главы фермерского хозяйства. При этом воля фермерского хозяйства на приватизацию данного земельного участка выражена в заявлении главы хозяйства, полученном департаментом.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.10.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2016 по делу в„– А32-18712/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ
Судьи
Н.С.МАЗУРОВА
А.И.МЕЩЕРИН
------------------------------------------------------------------