Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.06.2016 N Ф08-3037/2016 по делу N А63-4037/2015
Требование: О признании недействительными пунктов представления управления, обязании их исключить.
Обстоятельства: В оспариваемых пунктах акта указано на выявленные в ходе проверки нарушения: не представлены первичные документы, подтверждающие право пользования участками и документы на списание, разбор объектов недвижимости.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку учреждение по договору о финансовом обслуживании осуществляло только бухгалтерский учет имущества войсковых частей без права распоряжения и использования. Действующее законодательство не предусматривает такого действия как исключение из ненормативного правового акта пунктов, признанных судом недействительными.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ставропольского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2016 г. по делу в„– А63-4037/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Савенко Л.И., судей Айбатулина К.К. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю" (г. Ставрополь, ИНН 2634801029, ОГРН 1112651000109) - Газаряна А.С. (доверенность от 01.12.2015), от заинтересованного лица - Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае (г. Ставрополь, ИНН 2634061712, ОГРН 1042600281129) - Буркалевой Л.П. (доверенность от 11.05.2016), в отсутствие третьих лиц: войсковой части 41600 (г. Ставрополь), войсковой части 54801 (г. Ставрополь), войсковой части 74814 (г. Буденновск), войсковой части 57229 - 27 (г. Георгиевск), войсковой части 57229 - 54 (пос. Комсомолец), войсковой части 44936 (г. Буденновск), федерального государственного казенного учреждения "Дом офицеров Ставропольского гарнизона" (г. Ставрополь), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.10.2015 (судья Русанова В.Г.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2016 (судьи Параскевова С.А., Белов Д.А., Афанасьева Л.В.) по делу в„– А63-4037/2015, установил следующее.
ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае (далее - Росфиннадзор) о признании недействительными пунктов 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16 представления руководителя Росфиннадзора о ненадлежащем исполнении бюджета от 14.01.2015 в„– 3 (далее - представление) и об обязании исключить из представления указанные пункты (измененные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены войсковая часть 41600 (г. Ставрополь), войсковая часть 54801 (г. Ставрополь), войсковая часть 74814 (г. Буденновск), войсковая часть 57229 - 27 (г. Георгиевск), войсковая часть 57229 - 54 (пос. Комсомолец), войсковая часть 44936 (г. Буденновск), федеральное государственное казенное учреждение "Дом офицеров Ставропольского гарнизона" (г. Ставрополь) (далее - дом офицеров).
Решением от 13.10.2015, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2016, заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными, не соответствующими Бюджетному кодексу Российской Федерации пункты 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16 представления. В остальной части заявленных требований отказано. Распределены судебные расходы. Судебные акты в части удовлетворения заявленных требований мотивированы тем, что земельные участки в Министерстве обороны Российской Федерации закреплены, в основном, за территориальными управлениями имущественных отношений указанного министерства, которые являются их балансодержателями, отражены в бюджетном учете территориальных финансовых органов по субъектам Российской Федерации, обслуживающих эти территориальные управления имущественных отношений. В войсковых частях отсутствуют документы, подтверждающие право безвозмездного пользования земельными участками, поэтому невозможно их представить заявителю. В части требований об исключении оспариваемых пунктов из представления суды указали, что действующее законодательство не предусматривает такого действия как исключение из ненормативного правового акта пунктов, признанных судом недействительными.
В кассационной жалобе Росфиннадзор просит отменить судебные акты в части признания недействительными пунктов 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в этой части, признать данные пункты представления законными и обоснованными. В жалобе приведены следующие доводы:
- войсковые части и дом офицеров не являются получателями бюджетных средств и не ведут бюджетный учет, поэтому руководители Росфиннадзора приняли законное и обоснованное решение о направлении представления в адрес начальника учреждения, осуществляющего бюджетный учет в указанных войсковых частях и ответственного за его достоверность;
- земельный участок с кадастровым номером 26:12:010507:0075 общей площадью 12 тыс. кв. м существует и в его пределах войсковая часть 41600 осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность; тот факт, что официально зарегистрированный в г. Ставрополе земельный участок исчез из бюджетного учета воинского формирования свидетельствует о существенных недостатках и пробелах в бухгалтерском учете, который осуществляет учреждение;
- в соответствии с пунктом 15 представления должностными лицами войсковой части 57229 - 54 не представлены в учреждение первичные документы на списание, разбор объектов недвижимости, в результате чего фактически разобранные хранилища по данным бухгалтерского учета числятся на балансовом счете "имущество, полученное в пользование";
- учреждение несет ответственность за соответствие предоставляемых услуг требованиям законодательства и нормативным правовым актам по учету и составлению отчетности по операциям, осуществляемым в интересах собственника, поэтому вывод судов о том, что учреждение по договору о финансовом обслуживании осуществляет только бухгалтерский учет без права распоряжения им и его использования, в том числе на основе права оперативного управления, не обоснован; для оформления первичных документов учреждению не требуется право распоряжения и использования имущества, в том числе на основе права оперативного управления;
- довод судов о том, что у сотрудников учреждения отсутствуют обязанности по сообщению собственнику имущества о ненадлежащем использовании имущества в течение определенного периода времени, противоречит пункту 2.2 договора на обслуживание войсковой части, в котором указывается на обязанность сотрудников учреждения квалифицированно осуществлять ведение учета и отчетности в интересах собственника по направлениям деятельности, информировать собственника о возможных последствиях осуществляемых хозяйственных операций и консультировать по вопросам бюджетного учета и составления отчетности.
В отзыве на жалобу учреждение просит судебные акты оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Росфиннадзора поддержал доводы жалобы, представитель учреждения обосновал свои возражения.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (пункты 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку судебные акты обжалуются в части признания недействительными пунктов 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16 представления, кассационная инстанция проверяет решение и постановление в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, с 04.08.2014 по 28.11.2014 на основании приказа Территориального управления Росфиннадзора от 31.07.2014 в„– 187рп Росфиннадзор провел проверку финансово-хозяйственной деятельности учреждения, по результатам которой составлен акт от 23.01.2015.
Росфиннадзор направил в адрес учреждения представление от 14.01.2015 в„– 3, в котором указаны выявленные в ходе проверки нарушения, в том числе: должностными лицами обслуживаемых воинских частей в нарушение части 1, 3 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 в„– 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон 402-ФЗ), пункта 10 Руководства по учету вооружения, военной, специальной техники и иных материальных ценностей в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от 15.04.2013 в„– 300 (далее - Руководство по учету), пунктов 4, 32, 333, 334 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 в„– 157н (далее - Инструкция в„– 157-н), пунктам 2.1, 3.2 договоров на обслуживание войсковых частей, не представлялись в учреждение первичные документы, подтверждающие право пользования земельными участками, в результате чего земельные участки по данным бухгалтерского учета отделений по учету материальных средств на забалансовом счете 01 "Имущество в пользовании" не числились, а именно: войсковая часть 74814: земельный участок площадью 393611,60 кв. м, кадастровый номер 26:21:010101:0006, 26 АЕ в„– 004711 от 22.03.2007, земли поселений, под военный городок в„– 12, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Буденновск, Северный микрорайон, улица 850 лет Москвы; земельный участок площадью 25 839 041,00 кв. м, кадастровый номер 26:14:070302:0081, 26 АБ в„– 327111 от 06.03.2007, земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Ставропольский край, Александровский район, в границах плана ГУ СП Николо-Александровское, кадастровой стоимостью 160 718 835 рублей 02 копейки; земельный участок площадью 275 908 кв. м, кадастровый номер 26:20:120107:0002, 26 АЕ в„– 004715 от 22.03.2007, земли сельскохозяйственного назначения, под размещение парковой зоны 205 ОМСБр, расположенный по адресу: Ставропольский край, Буденновский район, земли муниципального образования Покойненского сельсовета, кадастровой стоимостью 1 591 989 рублей 16 копеек; войсковая часть 41600: земельный участок, находящийся в пользовании войсковой части 41600, на котором расположен военный городок в„– 117 по адресу: г. Ставрополь, ул. Кулакова, 13, площадью 128230+/-125,3 кв. м кадастровый номер 26:12:010507:75, кадастровой стоимостью 2 371 776 702 рубля 10 копеек; войсковая часть 44936: земельный участок, расположенный по адресу: Ставропольский край, Буденновский район, в границах землепользования ЗАО "Доброжеланный", СПК колхоз "Прикумский", кадастровый план земельного участка от 25.11.2013 в„– 26/501/13-541226, площадью 4 604 тыс. кв. м, кадастровый номер 26:20:000000:342, кадастровой стоимостью 2 661 тыс. рублей; земельный участок, расположенный на территории СПК "Чограйский" Ставропольский край, Арзгирский район, полигон "Арзгирский", общей площадью 1 358 кв. м, кадастровый номер 26:10:060106:0001, кадастровой стоимостью 27 160 тыс. рублей, свидетельство о государственной регистрации права серии от 17.05.2006 26-АБ в„– 065505; войсковая часть 57229 - 27: земельный участок, расположенный по адресу: Ставропольский край, с. Краснокумское, ул. Трудовая, площадь участка 118 320 кв. м, кадастровый номер 26:25:10:07:34:02; земельный участок, расположенный по адресу: г. Георгиевск, ул. Лермонтова, д. 28, площадь участка 7 823 кв. м, кадастровый номер 26:26:01:06:36:06, план земельного участка от 29.12.1999; земельный участок, расположенный по адресу: г. Георгиевск, ул. Лермонтова, д. 28, площадь участка 66 034 кв. м, кадастровый номер 26:26:01:06:31:03; войсковая часть 54801 земельный участок для размещения войскового стрельбища, расположенный по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, ООО "Надежда", общей площадью 720 тыс. кв. м, кадастровый номер 26:11:080601:0003 (военный городок в„– 6) кадастровой стоимостью 4 809 600 рублей; земельный участок для размещения зданий, предназначенных для хранения имущества и проживания личного состава, расположенный по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, с. Татарка, х. Новокавказский район, территория ОПХ Ставрополец, общей площадью 30 500 кв. м, кадастровый номер 526:11:070703:0002 (военный городок в„– 8) кадастровой стоимостью 27 450 рублей; земельный участок для размещения полигона "Татарка", расположенный по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, с. Татарка, х. Новокавказский район, территория ОПХ Ставрополец, общей площадью 15 820 тыс. кв. м, кадастровый номер 26:11:070801:0001 (военный городок в„– 7), кадастровой стоимостью 105 677 600 рублей; земельный участок (военный городок в„– 137-138), расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Серова, д. 533, Ставропольский край, общей площадью 172 200 кв. м, кадастровый номер 26:12:031812:0378, кадастровой стоимостью 254 937 943 рубля 26 копеек; войсковая часть 57229 - 54: земельный участок, находящийся по адресу: Ставропольский край, Кировский район, пос. Комсомолец, кадастровый номер 26:35:030703:0002, общей площадью 1 640 тыс. кв. м, стоимостью 20 237 600 рублей; Дом офицеров: земельный участок, находящийся по адресу: г. Ставрополь, просп. Октябрьской Революции, д. 11, кадастровый номер 26:12:02 23 10:0069, общей площадью 3 028 кв. м, кадастровой стоимостью 33 552 722 рубля 96 копеек (пункты 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16 представления).
В 2013 году должностными лицами войсковой части 57229 - 54 в нарушение частей 1, 3 статьи 9, частей 2, 4 статьи 11 Закона в„– 402-ФЗ, пункта 10 Руководства по учету, пунктов 4, 333, 334 Инструкции в„– 157н, Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 года в„– 49, пунктов 2.1 и 3.2 договора на обслуживание войсковой части от 13.01.2011 не представлены в учреждение первичные документы на списание, разбор объектов недвижимости, в результате чего фактически разобранные хранилища по данным бухгалтерского учета отделения по учету материальных средств числятся на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" (пункт 15 представления).
В соответствии с представлением начальнику учреждения предложено рассмотреть указанное представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений; рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности сотрудников, допустивших ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей.
В представлении указано о необходимости направления в службу информации о результатах рассмотрения данного представления с приложением отчета и копии документов, подтверждающих принятие мер по устранению выявленных нарушений.
Считая пункты 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16 представления недействительными, учреждение обратилось в суд с заявлением.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации учреждение обжаловало представление Росфиннадзора в арбитражный суд.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) определен один из принципов бюджетной системы Российской Федерации - принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно части 1 статьи 268 Бюджетного кодекса федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 284 Бюджетного кодекса руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных статьей 283 Кодекса, выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств.
Подпунктом 5.14.3 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 в„– 278, установлено, что в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.
Как следует из оспариваемого представления, неотражение в бюджетном учете земельных участков является нарушением части 1, 3 статьи 9, части 2 и 4 статьи 11 Закона в„– 402-ФЗ, пункта 10 Руководства по учету, пунктов 4, 32, 333, 334 Инструкции в„– 157н, Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. В подтверждение выявленных нарушений Росфиннадзор ссылается на свидетельства о государственной регистрации права на земельные участки, кадастровые паспорта на земельные участки, инвентаризационные описи (сличительные ведомости) по объектам нефинансовых активов, свидетельства о праве собственности на землю.
Согласно части 1 статьи 9 Закона в„– 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. Под фактом хозяйственной жизни понимается сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (пункт 8 статьи 3 Закона в„– 402-ФЗ).
Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни (часть 8 статьи 9 Закона в„– 402-ФЗ.
В пунктах 333 и 334 Инструкции указано, что основанием для отражения в бюджетном учете имущества, полученного в пользование, в том числе недвижимого имущества, земельных участков, является первичный учетный документ, оформленный балансодержателем в установленном порядке. Объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником).
Судебные инстанции, оценив в соответствии с правилами, определенными статьями 65, 67, и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, пришли к обоснованному выводу о том, что указанные в пунктах 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16 представления Росфиннадзора не свидетельствуют о нарушении пункта 333 Инструкции, поскольку документы, подтверждающие право безвозмездного пользования земельными участками и получение их в пользование воинскими частями, выявлены не были. Из сообщений командиров воинских частей 74814, 44936, 54801, 41600, 57229 - 21, 57229 - 54 следует, что в войсковых частях не имеется документов, подтверждающих право безвозмездного пользования земельными участками, в связи с чем не представляется возможным их представление заявителю. Учитывая отсутствие в проверенных воинских частях первичных учетных документов, в том числе на передачу соответствующих объектов, суды пришли к правильному выводу о том, что оснований для отражения в бюджетном учете недвижимого имущества и земельных участков на забалансовом счете не имелось.
При этом суды обоснованно указали, что пункты в 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16 представления в качестве меры принуждения к объекту контроля включены нарушения, связанные с неправомерными действиями не объекта контроля - учреждения, а должностных лиц обслуживаемых войсковых частей, сведения о нормативно-правовых актах, нарушенных объектом контроля, не указываются.
Как установили судебные инстанции, земельные участки закреплены, в основном, за территориальными управлениями имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, которые являются юридическими лицами - балансодержателями, и отражены в бюджетном учете территориальных финансовых органов по субъектам Российской Федерации, обслуживающих эти территориальные управления имущественных отношений.
Учет земельных участков, на которых расположены воинские части, осуществляется ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" (далее - Северо-Кавказское ТУИО). Из сведений отделения по учету материальных средств в„– 33 федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области" на бюджетном учете на забалансовом счете 01 "Имущество в пользовании", за Северо-Кавказским ТУИО закреплены земельные участки, в том числе: земельный участок площадью 393 611,6 кв. м, кадастровый номер 26:21:010101:0006, 26 АЕ в„– 004711 от 22.03.2007, земли поселений под военный городок в„– 12, расположенный по адресу: Ставропольский край г. Буденновск Северный микрорайон, улица 850 лет Москвы; земельный участок, расположенный по адресу: с. Краснокумское, ул. Трудовая, площадь участка 118 320 кв. метров, кадастровый номер 26:25:10-07 34 02; земельный участок, расположенный по адресу: г. Георгиевск, ул. Лермонтова 28, площадь участка 7 823 кв. м, кадастровый номер 26:26:01:06:36:06; земельный участок, расположенный по адресу: г. Георгиевск, ул. Лермонтова, 28, площадь участка 66 034 кв. м, кадастровый номер 26:26:01:06:31:03; земельный участок для размещения войскового стрельбища, расположенный по адресу: ООО "Надежда", Шпаковский район, Ставропольский край, общей площадью 720 тыс. кв. м, кадастровый номер 26:11:080601:0003 (военный городок в„– 6), кадастровой стоимостью 4 809 600 рублей; земельный участок для размещения зданий, предназначенных для хранения имущества и проживания личного состава, расположенный по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, с. Татарка, х. Новокавказский район, территория ОПХ Ставрополец, общей площадью 30 500 кв. м, кадастровый номер 26:11:070703:0002 (военный городок в„– 8), кадастровой стоимостью 27 450 рублей; земельный участок (военный городок в„– 137-138), расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Серова, 533, общей площадью 172 200 кв. м, кадастровый номер 26:12:031812:0378, кадастровой стоимостью 254 937 943 рубля 26 копеек; земельный участок, находящийся по адресу: Ставропольский край, Кировский район, пос. Комсомолец, кадастровый номер 26:35:030703:0002, общей площадью 1 640 тыс. кв. м, стоимостью 20 237 600 рублей.
Суды оценили сведения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, из которых следует:
- согласно уведомлению в„– 26/007/001/2015-078 от 05.03.2015 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю отсутствуют сведения о правообладателе и правопритязаниях на земельный участок, расположенный по адресу: г. Буденновск, Северный микрорайон, улица 850 лет Москвы, кадастровый номер 26:21:010101:0006. Также отсутствуют сведения о площади участка;
- согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (далее - выписка из ЕГРП) от 04.03.2015 в„– 26/001/402/2015-2513 25.08.2006 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный в границах плана ГУСП Николо-Александровское, Александровский район, Ставропольский край, кадастровый номер 26:14:070302:0081.06.03.2007 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за федеральным государственным учреждением "Управление Северо-Кавказского военного округа";
- согласно выписке из ЕГРП от 04.03.2015 в„– 26/001/402/2015-2516 21.03.2006 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: земли муниципального образования Покойненского сельсовета, Буденновский район, Ставропольский край, кадастровый номер 26:20:120107:0002.22.03.2007 года зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за федеральным государственным учреждением "Управление Северо-Кавказского военного округа";
- войсковая часть 41600: согласно уведомлению от 24.12.2014 в„– 01/039/2014-289 в ЕГРП имущество отсутствует информация по земельному участку площадью 128 230 125, 3 кв. м кадастровый номер 26:12:010507:75 кадастровой стоимостью 2 371 776 702 рубля 10 копеек;
- войсковая часть 44936: согласно уведомлению от 04.03.2015 в„– 26/001/402/2015-2520 в Управлении Росреестра отсутствуют сведения о правообладателе и правопритязаниях на земельный участок, расположенный по адресу: Ставропольский край, Буденновский район, в границах землепользования ЗАО "Доброжеланный", СПК колхоз "Прикумский", кадастровый номер 26:20:000000:342;
- согласно уведомлению от 04.03.2015 в„– 26/001/402/2015-2518 в Управлении Росреестра отсутствуют сведения о правообладателе и правопритязаниях на земельный участок, расположенный на территории СПК "Чограйский" полигон "Арзгирский", Ставропольский край, Арзгирский район, кадастровый номер 26:10:060106:0001;
- войсковая часть 57229 - 27: согласно уведомлению от 05.03.2015 в„– 26/001/402/2015-2541 в Управлении Росреестра отсутствуют сведения о правообладателе и правопритязаниях на земельный участок, расположенный по адресу: Ставропольский край, с. Краснокумское, ул. Трудовая, кадастровый номер 26:25:10 07 34 02;
- согласно уведомлению от 05.03.2015 в„– 26/001/402/2015-2527 в Управлении Росреестра отсутствуют сведения о правообладателе и правопритязаниях на земельный участок, расположенный по адресу: г. Георгиевск, ул. Лермонтова, д. 28, кадастровый номер 26:26:01 06 36 06;
- согласно уведомлению в„– 26/001/402/2015-2531 в Управлении Росреестра отсутствуют сведения о правообладателе и правопритязаниях на земельный участок, расположенный по адресу: г. Георгиевск, ул. Лермонтова, 28, кадастровый номер 26:26:01 06 31 03;
- войсковая часть 54801: согласно выписке из ЕГРП от 05.03.2015 в„– 26/001/402/2015-2537 03.04.2006 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, ООО "Надежда", кадастровый номер 26:11:080601:0003 (военный городок в„– 6). Сведений о передаче права пользования собственником земельного участка Российской Федерацией войсковой части 54801 не имеется;
- согласно выписке из ЕГРП от 04.03.2015 в„– 26/001/402/2015-2552 03.04.2006 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, с. Татарка, х. Новокавказский район, территория ОПХ Ставрополец, кадастровый номер 26:11:070703:0002 (военный городок в„– 8). Сведений о закреплении собственником земельного участка Российской Федерацией передачи права пользования войсковой части 54801 не имеется;
- согласно выписке из ЕГРП от 04.03.2015 в„– 26/001/402/2015-2557 07.04.2006 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, с. Татарка, х. Новокавказский район, территория ОПХ Ставрополец, кадастровый номер 26:11:070801:0001 (военный городок в„– 7). Сведений о передаче права пользования собственником земельного участка Российской Федерацией войсковой части 54801 не имеется;
- согласно выписке из ЕГРП от 04.03.2015 в„– 26/001/402/2015-2545 11.05.2005 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Серова, 533, кадастровый номер 26:12:031812:0378 (военный городок в„– 137-138). Сведений о передаче права пользования собственником земельного участка Российской Федерацией войсковой части 54801 не имеется;
- войсковая часть 57229 - 54: согласно выписке из ЕГРП от 04.03.2015 в„– 6/001/402/2015-2557 24.02.2010 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок, находящийся по адресу: Ставропольский край, Кировский район, пос. Комсомолец, кадастровый номер 26:35:030703:0002 02.03.2007 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за федеральным государственным учреждением "Управление Северо-Кавказского военного округа". Сведений о передаче права пользования собственником земельного участка Российской Федерацией войсковой части 57229 - 54 не имеется. 02.03.2007 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком за ФКУ "Управление СКВО";
- ФГКУ "Дом офицеров Ставропольского гарнизона": согласно уведомлению от 04.03.2015 в„– 26/001/402/2015-2535 в Управлении Росреестра отсутствуют сведения о правообладателе и правопритязаниях на земельный участок, расположенный по адресу: г. Ставрополь, пр-т Октябрьской Революции, д. 11, кадастровый номер 26:12:02:23:10:0069.
Таким образом, вышеуказанными сведениями подтверждается отсутствие факта передачи собственником земельных участков воинским формированиям.
Суд отклоняет довод заявителя жалобы о том, что учреждение располагало сведениями о наличии правоустанавливающих документов на земельный участок площадью 128230+/-125,3 кв. м, кадастровый номер 26:12:010507:75, кадастровой стоимостью 2 371 776 702 рубля, но не приняло надлежащих мер по его учету на балансе войсковой части 41600. В судебном заседании представитель учреждения пояснил, что ВРИО командира войсковой части располагал данными о государственной регистрации права пользования указанным земельным участком за предыдущим пользователем (свидетельство о праве собственности на землю в бессрочное пользование от 01.04.1993 в„– 1958, выданное училищу СВВИУС (казарменный жилищный городок, военный городок войсковой части 117). Однако впоследствии на момент проведения проверки этот земельный участок был раздроблен и находился в пользовании нескольких юридических лиц, в том числе на части этого земельного участка находится войсковая часть 41600. Указанные сведения представитель Росфиннадзора не опроверг. Суды установили, что согласно сведениям публичной кадастровой карты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на сайте http://maps.rosreestr.ru/portalonline/, земельный участок с указанным кадастровым номером с кадастрового учета снят. Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 24.12.2014 в„– 01/039/2014-289 в ЕГРП информация по указанному земельному участку также отсутствует, в связи с этим суды пришли к правильному выводу о том, что Росфиннадзор необоснованно включил в представление нарушение, связанное с неотражением в бюджетном учете фактически не существующего земельного участка, не зарегистрированного в органах государственной регистрации объектов недвижимости и не имеющего отношения к войсковой части 41600.
Суды обоснованно отклонили довод Росфиннадзора о необходимости направления сотрудниками учреждения командирам войсковых частей сообщений о необходимости оформления земельных участков для постановки их на учет, поскольку в должностных обязанностях бухгалтеров, ведущих бюджетный учет войсковых частей отсутствует обязанность по инициированию перед собственником имущества действий по оформлению недвижимого имущества как основного средства.
В пункте 15 представления Росфиннадзор указал, что в 2013 году должностными лицами войсковой части 57229 - 54 не представлены в учреждение первичные документы на списание, разбор объектов недвижимости, в результате чего фактически разобранные хранилища по данным бухгалтерского учета отделения по учету материальных средств числятся на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование". Отклоняя указанный пункт предписания, суды указали, что согласно акту встречной проверки, проведенной в войсковой части 57229 - 54, ревизором в ходе проведения инвентаризации выявлено, что недвижимое имущество - хранилища в„– 29 и в„– 40 находятся в полуразобранном состоянии, о чем составлен акт визуального осмотра. По общим правилам Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) имуществом распоряжается собственник. При этом в Министерстве обороны Российской Федерации списание с учета воинских частей недвижимого имущества производится по согласованию с заместителем Министра обороны Российской Федерации, отвечающим за организацию управления и распоряжения имуществом, и Департаментом имущественных отношений в порядке, предусмотренном приказом Министра обороны РФ от 28.03.2013 в„– 222дсп "Об утверждении порядка списания с учета вооружения, военной техники и других материальных средств в Вооруженных Силах Российской Федерации". В ходе проверки не был выявлен документ, подтверждающий принятие уполномоченным собственником - Министерством обороны Российской Федерации, либо балансодержателем - Департаментом имущественных отношений решения о списании с учета хранилищ в„– 29 и 40.
Из материалов дела видно, что учреждение по договору о финансовом обслуживании осуществляло только бухгалтерский учет имущества войсковых частей без права распоряжения им и его использования, в том числе на основе права оперативного управления (т. 3, л.д. 12-23).
С учетом изложенного, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, суды правомерно признали спорные пункты представления Росфиннадзора недействительными.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства в обжалуемой части, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют доводы апелляционной жалобы, являлись предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции. В оспариваемом постановлении им дана надлежащая правовая оценка, поэтому они не принимаются кассационным судом. Переоценка установленных фактических обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, установленную статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для отмены или изменения решения и постановления суда апелляционной инстанции по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.10.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2016 по делу в„– А63-4037/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.И.САВЕНКО

Судьи
К.К.АЙБАТУЛИН
Н.В.ЧЕСНЯК


------------------------------------------------------------------