Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.05.2016 N Ф08-2559/2016 по делу N А53-7359/2014
Требование: О взыскании убытков, связанных с перевозкой городским пассажирским транспортом льготных пассажиров федерального регистра.
Обстоятельства: Предприятие ссылалось на то, что расходы на перевозку льготных категорий пассажиров в полном объеме не возмещены.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку предприятие не подтвердило размер затрат, фактически понесенных им на перевозку льготных пассажиров исходя из их количества.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2016 г. по делу в„– А53-7359/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Бабаевой О.В. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от истца - муниципального унитарного предприятия "Ростовская транспортная компания" (ИНН 6168047440, ОГРН 1026104370423) - Лигай И.В. (доверенность от 14.01.2016), в отсутствие ответчиков: Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636) и Управления Федерального казначейства по Ростовской области, Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области, от третьих лиц: Министерства труда и социального развития Ростовской области, Департамента социальной защиты населения администрации г. Ростова-на-Дону, администрации г. Ростова-на-Дону, Департамента транспорта г. Ростова-на-Дону и муниципального бюджетного учреждения "Центр ИТС", извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Ростовская транспортная компания" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.09.2015 (судья Тютюник П.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2016 (судьи Попов А.А., Авдонина О.Г., Ломидзе О.Г.) по делу в„– А53-7359/2014, установил следующее.
МУП "Ростовская транспортная компания" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 20 915 607 рублей 98 копеек убытков, связанных с перевозкой городским пассажирским транспортом льготных пассажиров федерального регистра за 2013 год (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство труда и социального развития Ростовской области, Департамент социальной защиты населения администрации г. Ростова-на-Дону, администрация г. Ростова-на-Дону, Департамент транспорта г. Ростова-на-Дону и МБУ "Центр ИТС".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.09.2014 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу предприятия взыскано 20 915 607 рублей 98 копеек, в остальной части производство по делу прекращено в связи с отказом предприятия от иска. Суд исходил из того, что убытки, возникшие из-за предоставления льгот в общественном пассажирском транспорте в отношении категорий граждан, включенных в федеральный регистр, возмещаются за счет средств казны Российской Федерации. Расчет подлежащей возмещению суммы признан верным.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2015 решение от 16.09.2014 изменено, сумма, подлежащая взысканию в пользу предприятия, снижена до 3 697 629 рублей 07 копеек. Апелляционный суд признал верным вывод о том, что обязанность по возмещению спорных расходов отнесена к расходным обязательствам Российской Федерации. Расчет убытков произведен за вычетом доходов, полученных обществом от реализации единых социальных проездных билетов.Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.09.2015 решение от 16.09.2014 и постановление от 25.01.2015 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение. Суд кассационной инстанции указал, что суды не проверили наличие оснований для возникновения расходных обязательств по финансированию соответствующих льгот у Российской Федерации, не установили надлежащего ответчика по делу.
При новом рассмотрении суд первой инстанции определением от 09.07.2015 к участию в деле в качестве соответчика привлек Ростовскую область в лице Министерства финансов Ростовской области.
Решением от 23.09.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.01.2016, в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме. Распределены судебные расходы. Судебные акты мотивированы тем, что надлежащим ответчиком по заявленному иску является Ростовская область. Истцу за счет средств бюджета Ростовской области перечислена компенсация по выпадающим доходам, рассчитанная на основании методики, закрепленной в постановлении Правительства Ростовской области в„– 232 от 15.12.2011. В материалы дела не представлены достоверные сведения о количестве перевезенных граждан льготной категории, а также доказательства, достоверно подтверждающие факт возникновения у истца убытков, не покрытых суммой полученной компенсации.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить судебные акты и исковые требования удовлетворить. В жалобе приведены следующие доводы:
- вывод судов об отсутствии достоверных сведений о фактическом количестве перевезенных льготных пассажиров в рассматриваемом периоде не обоснован, поскольку истец представил в материалы дела справки результатов обследования пассажиропотока на общественном транспорте городского сообщения; обследование пассажиропотока заключается в непосредственном подсчете количества пассажиров перевезенных конкретным видом транспорта;
- методика расчета убытков основана на конкретных данных, представленных третьим лицом, характеризующих деятельность предприятия.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителя предприятия, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что в 2013 году предприятие осуществило перевозку граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте на основании единого социального проездного билета.
Ссылаясь на то, что расходы на перевозку льготных категорий пассажиров, включенных в федеральный регистр, в полном объеме не возмещены, предприятие обратилось с иском в суд.
Сумма иска по заявленному требованию рассчитана предприятием исходя из количества реализованных единых социальных проездных билетов, тарифа на перевозку, количества поездок одного льготника в месяц на всех видах городского транспорта, определенного по результатам натурных обследований, и доли в этом количестве поездок, приходящейся на предприятие.
В 2013 году для определения количества перевезенных пассажиров использовалась методика определения количества перевезенных пассажиров на основании писем МУ "Департамент транспорта" (от 3.07.2013 в„– 59-36/1384; от 27.12.2012 в„– ДТ/2776):
с 01.01.2013 - результаты обследования пассажиропотока, проведенного в сентябре - декабре 2012 года (188,37 поездок всеми видами городского транспорта);
с 01.07.2013 - результаты обследования пассажиропотока, проведенного в марте - июне 2013 года (187,02 поездок всеми видами городского транспорта).
Размер убытков рассчитан истцом исходя из количества ЕСПБ, приходящихся на долю истца, умноженного на количество поездок, приходящихся на 1 ЕСПБ (188,37 и 187,02) и на тариф (13 рублей).
Фактическая сумма доходов от продажи ЕСПБ согласно представленным в материалы дела актам составила 2 554 649 руб. 43 коп.
Неполное возмещение расходов на предоставление названных льгот из бюджета послужило основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 в„– 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на транспортные организации возложены обязательства по предоставлению льгот при оказании услуг по перевозке отдельным категориям граждан.
Федеральным законом от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их имущественного положения, а также других обстоятельств.
Меры социальной поддержки по обеспечению льготным проездом граждан, включенных в федеральный регистр, в Ростовской области предоставляются в соответствии с Положением о порядке финансирования и возмещения расходов на предоставление льготного проезда пригородным железнодорожным и водным транспортом, автомобильным транспортом пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 в„– 232 (приложение в„– 2), согласно которому проезд в наземном городском и пригородном общественном транспорте льготных категорий пассажиров, включенных в федеральный и региональный регистры, осуществляется на основании единого социального проездного билета (пункт 7 Положения), приобретаемых гражданами стоимостью 265 руб.
В пункте 11 Положения о порядке расходования средств областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области установлено, что автотранспортные организации, осуществляющие перевозки по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам, ежемесячно, в срок до 12 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в министерство труда и социального развития области счета, реестры о фактически произведенных перевозках льготных категорий граждан (далее - реестры) на бумажных и магнитных носителях по форме, установленной Министерством труда и социального развития Ростовской области, которые являются неотъемлемой частью контракта (договора), заключенного между Министерством труда и социального развития Ростовской области и автотранспортными организациями.
Реестры и счета являются основанием для расчетов за фактически произведенные расходы автотранспортных организаций за льготный проезд федеральных льготников.
В соответствии с пунктом 12 Положения Министерство труда и социального развития Ростовской области заключает контракты (договоры) с автотранспортными организациями, указанными в перечне автотранспортных организаций, допущенных к выполнению пассажирских перевозок по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам, на возмещение расходов за бесплатные перевозки федеральных льготников.
Министерство труда и социального развития Ростовской области осуществляет расходование средств областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств путем их перечисления с лицевого счета получателя средств на счета автотранспортных организаций, представивших реестры, счета (пункт 13 Положения).
В пункте 6.1.3 приложения в„– 1 к постановлению правительства Ростовской области от 15.12.2011 в„– 232 определена методика компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий пассажиров, включенных в федеральный и региональный регистры.
Финансирование расходов за проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов осуществляется органами социальной защиты населения муниципальных образований или финансовыми органами муниципальных образований ежемесячно согласно заключенным органами социальной защиты населения муниципальных образований договорам с транспортными предприятиями и отчетам на 1 число месяца, в котором осуществляется финансирование, в размере 265 рублей в месяц по количеству фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших единые проездные талоны, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных единых проездных талонов.
Таким образом, в спорный период на территории Ростовской области регламентирован порядок компенсации расходов транспортной организации в связи с перевозкой граждан льготных категорий. Постановление Правительства Ростовской области от 15.12.2011 в„– 232 является действующим нормативным правовым актом, установившим порядок компенсации, методику расчета и исходные данные, необходимые для расчета размера выпадающих доходов перевозчиков.
Суды оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к правильному выводу о том, что предприятие в рамках своих требований не подтвердило размер затрат, фактически понесенных им на перевозку льготных пассажиров исходя из их количества. Достоверных сведений о фактическом количестве перевезенных льготных пассажиров в рассматриваемом периоде и о расходах истца, непосредственно связанных с перевозкой льготной категории граждан федерального регистра, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку предприятие не подтвердило ни факт причинения ему убытков, ни их размер.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.09.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2016 по делу в„– А53-7359/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.И.САВЕНКО

Судьи
О.В.БАБАЕВА
Ю.В.РЫЖКОВ


------------------------------------------------------------------