Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.09.2016 N Ф08-5750/2016 по делу N А32-11115/2015
Требование: О признании отказа в утверждении материалов предварительного согласования места размещения многоярусного гаражного комплекса незаконным; обязании к принятию соответствующего решения.
Обстоятельства: Кооператив ссылался на необоснованный отказ администрации, указав, что на момент обращения с соответствующим заявлением не вступил в действие ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Решение: Требование удовлетворено со ссылкой на предъявление кооперативом документов, предусмотренных действующим региональным законодательством.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2016 г. по делу в„– А32-11115/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - гаражно-строительного кооператива "Восточный-3" (ИНН 2311092463, ОГРН 1062311049635) - Шульга Л.Н. (председатель, паспорт), Сокол Е.Ф. (доверенность от 01.11.2015), от заинтересованного лица - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799) - Петросяна Э.С. (доверенность от 13.05.2016), рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.02.2016 (судья Назыков А.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2016 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Илюшин Р.Р.) по делу в„– А32-11115/2015, установил следующее.
ГСП "Восточный-3" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования города Краснодар (далее - администрация) со следующими уточненными требованиями:
- признать отказ в утверждении материалов предварительного согласования места размещения многоярусного гаражного комплекса на земельном участке площадью 5172 кв. м, расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Восточно-Кругликовская, 6/1, в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0142047:1186 незаконным;
- возложить на администрацию обязанность в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу, в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), в редакции, действовавшей по состоянию на момент обращения заявителя, осуществить все необходимые действия, направленные на принятие решения об утверждении материалы предварительного согласования места размещения многоярусного гаражного комплекса.
Заявленные требования мотивированы необоснованным отказом администрации в утверждении материалов предварительного согласования места размещения многоярусного гаражного комплекса, поскольку на момент обращения с соответствующим заявлением (27.02.2015) не вступил в действие (с 01.03.2015) Федеральный закон от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 171-ФЗ).
Решением от 29.02.2016, оставленным без изменения постановлением от 07.06.2016, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы следующим. Обращение лица за осуществлением своего права является фактом, определяющим законодательство, подлежащее применению. Именно по этой дате осуществляется установление действующего законодательства. С заявлением об утверждении материалов предварительного согласования места размещения многоярусного гаражного комплекса кооператив обратился в администрацию до вступления в силу Закона в„– 171-ФЗ (27.02.2015), согласно которому предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах. Данный закон не устанавливает, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие в период до введения его в действие. Материалами дела подтверждено наличие у заявителя документов, предусмотренных административным регламентом по предоставлению администрацией муниципальной услуги "Принятие решения об утверждении материалов предварительного согласования места размещения объектов", утвержденным постановлением администрации от 10.07.2012 в„– 5733. На предоставление неполного комплекта документов или несоответствие его законодательству администрация не указала.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в заявленных требованиях со ссылкой на то, что на момент обращения кооператива в администрацию (27.02.2015) вступили в силу изменения в Земельный кодекс (с 01.03.2015), в соответствии с которыми предоставление земельных участков в аренду проводится исключительно на торгах; данный факт исключает возможность завершения процедуры предварительного согласования места размещения объекта в период действия статей 30 - 36 Земельного кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу кооператив указал на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу решения и постановления.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы жалобы и настаивал на отмене состоявшихся судебных актов. Представитель кооператива возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Суды установили, что в соответствии с протоколом в„– 108 заседания экспертного межведомственного инвестиционного совета при главе муниципального образования город Краснодар от 28.11.2008 заявителю было согласовано изъятие земельного участка по ул. Восточно-Кругликовской в г. Краснодаре площадью 8100 кв. м.
Заключением о возможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 29.07.2009 в„– 23/3026-1 департамент архитектуры и градостроительства администрации подтвердил возможность утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 7979 кв. м, относящегося к землям населенных пунктов, находящегося в территориальной зоне ОД-2, для строительства и эксплуатации многоярусного гаражного комплекса.
МУП "Институт Горкадастрпроект" в 2009 году подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Как следует из пояснительной записки к данной схеме, испрашиваемый земельный участок находится в границах кадастрового квартала 23:43:0142047, образуется из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0142047:1186; данная схема согласована департаментом архитектуры и градостроительства 13.05.2009.
Письмом МУ "Градинформ" от 16.11.2009 в„– 23/3-10076 подтверждается, что земельный участок, предполагаемый для утверждения материалов предварительного согласования места размещения многоярусного гаражного комплекса в информационной базе адресного плана градостроительного кадастра, расположен в Прикубанском внутригородском округе по адресу г. Краснодар, ул. Восточно-Кругликовская, 6/1.
Актом выбора земельного участка для строительства от 08.12.2010 кооперативу установлена возможность последующего предоставления земельного участка площадью 7979 кв. м по адресу г. Краснодар, ул. Восточно-Кругликовская, 6/1, для строительства многоярусного гаражного комплекса.
Письмом от 24.05.2011 в„– 8188.26 департамент муниципальной собственности и городских земель администрации сообщил кооперативу об отказе в утверждении материалов предварительного согласования места размещения гаражного комплекса на основании того, что указанный земельный участок находится в федеральной собственности.
Протоколом от 27.06.2011 в„– 6 заседания экспертного межведомственного инвестиционного совета при главе муниципального образования город Краснодар кооперативу согласовано размещение многоярусного гаражного комплекса по ул. Восточно-Кругликовская, 6/1, площадью 7979 кв. м.
В письме ГНУ ВНИИМК имени М.С. Пустовойта РАСХН от 05.07.2012 в„– 04-13/2891 указало, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 23:43:0142047:1186 в границы земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:155, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании института, не входит.
В материалы дела представлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненная МУП "Институт Горкадастрпроект" в 2012 году. На приложенном к данной схеме кадастровом плане территории земельный участок с кадастровым номером 23:43:0142047:1186 отсутствует.
В пояснительной записке от 07.11.2012 к указанной схеме указано, что испрашиваемый земельный участок находится в границах кадастрового квартала 23:43:0142047, площадь участка 5172 кв. м, уменьшение площади произошло в связи с необходимостью установления границ смежного землепользователя (кадастровый номер 23:43:0000000:155 - ГНУ ВНИИМК имени М.С. Пустовойта Россельхозакадемии). Данная схема согласована департаментом архитектуры и градостроительства администрации 19.11.2012. Также 19.11.2012 департаментом архитектуры и градостроительства администрации согласована схема границ указанного земельного участка.
В материалы дела представлено заключение кадастрового инженера от 15.01.2016, согласно которому при выполнении кадастровых работ по адресу г. Краснодар, ул. Восточно-Кругликовская, 6/1, сформированных земельных участков в границах, поставленных на кадастровый учет, не обнаружено.
Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 18.01.2016 в„– 23/237/002/2016-112 подтверждается, что зарегистрированные права в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0142047:1186, отсутствуют.
В газете "Краснодарские известия" от 23.10.2009 размещена публикация, в которой департамент муниципальной собственности и городских земель администрации информировал население о возможном предоставлении правопредшественнику заявителя земельного участка площадью 7979 кв. м по ул. Восточно-Кругликовской в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара для размещения многоярусного гаражного комплекса.
В материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о наличии заявлений иных лиц о предоставлении им в аренду данного земельного участка или о проведении торгов на право его аренды.
27 февраля 2015 года кооператив обратился в администрацию с заявлением об утверждении материала предварительного согласования места размещения многоярусного гаражного комплекса. Заявление получено 27.02.2015.
Письмом от 13.03.2015 в„– 5849.26 "Об отказе в предоставлении муниципальной услуги" администрация отказала кооперативу в утверждении материалов предварительного согласования места размещения объектов, по причине вступления с 01.03.2015 Закона в„– 171-ФЗ, согласно которому предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах.
Считая отказ администрации незаконным, кооператив обратился в арбитражный суд с заявлением.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с части 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 201 Кодекса в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно пункту 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта либо с предварительным согласованием места размещения объекта. Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта был установлен пунктом 5 названной статьи. Данный порядок включал в себя: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами статьи 32 Земельного кодекса.
С 01.03.2015 вступили в действие изменения в Земельный кодекс, внесенные Законом в„– 171-ФЗ, согласно которым предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта исключено, земельные участки подлежат предоставлению по результатам торгов, за исключением случаев, установленных статьями 39.3 и 39.6 Кодекса, к которым спорная ситуация не относится.
Однако, из Закона в„– 171-ФЗ не следует, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие в период до введения его в действие.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что кооператив обратился в администрацию с заявлением об утверждении материала предварительного согласования места размещения объекта 27.02.2015, то есть до вступления в силу изменений, внесенных Законом в„– 171-ФЗ. Кооператив подтвердил соблюдение этапов процедуры предоставления земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта в соответствии с положениями Земельного кодекса, действовавшими в период совершения соответствующих действий. На момент обращения заявителя в администрацию действовал административный регламент предоставления администрацией муниципальной услуги "Принятие решения об утверждении материалов предварительного согласования места размещения объектов", утвержденный постановлением администрации от 10.07.2012 в„– 5733, в соответствии с которым заявитель представил все необходимые документы.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Кодекса не имеется.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены состоявшихся по делу судебных актов по доводам кассационных жалоб отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.02.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2016 по делу в„– А32-11115/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Я.Е.ВОЛКОВ

Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
А.И.МЕЩЕРИН


------------------------------------------------------------------