Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.09.2016 N Ф08-6765/2016 по делу N А53-33097/2015
Требование: О признании недействительным решения таможенного органа, обязании предоставить тарифные преференции.
Обстоятельства: Таможенный орган отказал обществу в предоставлении тарифных преференций на основании заключения таможенной экспертизы, согласно которому в сертификате происхождения товара выявлены признаки внесения изменений путем дорисовок.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку представленный обществом сертификат не может быть признан надлежаще оформленным документом, дающим право на получение обществом тарифных преференций.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2016 г. по делу в„– А53-33097/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2016 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Тандер" (ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549) - Кольцова А.А. (доверенность от 22.04.2016), от заинтересованного лица - Ростовской таможни - Дорофеенко Д.В. (доверенность от 25.07.2016), Малофеевой Л.А. (доверенность от 25.12.2015), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Тандер" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.05.2016 (судья Тихоновский Ф.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2016 (судьи Филимонова С.С., Соловьева М.В., Сурмалян Г.А.) по делу в„– А53-33097/2015, установил следующее.
АО "Тандер" (далее - общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Ростовской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании недействительным решения от 07.09.2015 в„– 10313000-22-12/241, обязании предоставить тарифные преференции.
Решением суда от 06.05.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 08.07.2016, обществу отказано в удовлетворении требований.
Судебные акты мотивированы тем, что представленный обществом сертификат не может быть признан надлежаще оформленным документом, дающим право на получение обществом тарифных преференций.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что таможня не оспаривает право общества на применение тарифных преференций в отношении спорного товара; у нее отсутствуют сомнения в подлинности представленного сертификата происхождения товара. Пороки в заполнении сертификата происхождения товара (частичная дорисовка элементов буквы "е") не лишают общества права на получение тарифных преференций, поскольку они не являются признаками подделки (недостоверности) сертификата, а также не опровергают происхождение товара из Республики Сербия. Принятие таможенным органом решения об отказе в рассмотрении сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций возможно только в случае наличия таких нарушений в оформлении и заполнении сертификата, которые не позволяют однозначно определить страну происхождения товара. Таможня не обращалась с запросами в компетентные органы Республики Сербия с просьбой сообщить дополнительные сведения. Суд апелляционной инстанции ошибочно сослался на положения о сертификате по форме "А".
В отзыве на кассационную жалобу таможенный орган просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
В судебном заседании по делу объявлялся с 12 час. 20 мин. до 17 час. 30 мин. 13.09.2016.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что общество на основании контракта от 24.11.2011 в„– GK/6440/11, заключенного с компанией "Катарина-Комерц ДОО" (Республика Сербия), ввезло на таможенную территорию Таможенного товар (яблоки свежие), задекларировав его по таможенной декларации в„– 10313130/231013/0009446 (далее - спорная ДТ).
После выпуска товаров общество обратилось 25.11.2013 в таможню с заявлением о предоставлении тарифных преференций в отношении товара, ввезенного по спорной ДТ, представив в том числе сертификат происхождения товара по форме СТ-2 в„– 1734/14-6486/2013 1075893.
Решением от 07.09.2015 в„– 10313130/231013/0009446 таможенный орган отказал обществу в предоставлении тарифных преференций на основании заключения таможенной экспертизы Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Федеральной таможенной службы от 11.02.2015 в„– 20/013-15, согласно которому в сертификате происхождения товара выявлены признаки внесения изменений путем дорисовок буквы "е".
Общество обжаловало решение таможни в арбитражный суд.
В силу пунктов 1, 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. В декларации на товары указываются сведения об исчислении таможенных платежей, в том числе о применении льгот по уплате таможенных платежей.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 74 Кодекса к льготам по уплате таможенных платежей относятся тарифные преференции.
На основании пункта 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 в„– 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе) Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.
При этом под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Соглашением между Правительства Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000 предусмотрено предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации и преференций, и неприменение ввозимых таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих и ввозимых в Россию из Республики Сербия, в связи с признанием его правопреемства прав и обязательств государственного сообщества Сербии и Черногории, которое, в свою очередь, являлось правопреемником всех международных договоренностей, которые были подписаны со стороны Союзной Республики Югославии.
В соответствии с частью 1 статьи 109 Федерального закона от 27.11.2010 в„– 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров и главой 7 Кодекса.
Статьей 59 Кодекса установлено, что в подтверждение страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров. Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
В силу пункта 1 статьи 61 Кодекса сертификатом о происхождении товара является документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров. Если в сертификате о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств - членов Таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.
Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат (пункт 3 статьи 61 Кодекса).
Исходя из пункта 4 статьи 61 Кодекса в случае оформления сертификата о происхождении товара с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру (пункт 5 статьи 61 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 62 Кодекса при обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.
В пункте 1 статьи 63 Кодекса определено, что при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым есть взаимные договорные обязательства о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств), за исключением случая, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи.
Протоколом между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилами определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000 утверждены Правила определения страны происхождения товаров (далее - Правила), в соответствии со статьей 2 которых страной происхождения товара считается государство стороны, на территории которого товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке (переработке) в соответствии с Правилами.
Товар пользуется режимом свободной торговли, в том числе, если в таможенные органы страны ввоза представлен сертификат происхождения товаров формы СТ-2, заполненный (оформленный) в соответствии с требованиями к его заполнению (оформлению), приведенными в статье 12 Правил (статья 8 Правил).
Статьей 12 Правил установлены требования к порядку заполнения сертификата, в частности: в сертификате не допускается использование факсимиле подписей лиц, наличие подчисток, а также исправлений и (или) дополнений, не заверенных уполномоченным органом, удостоверившим сертификат (пункт 3); исправления и (или) дополнения вносятся в сертификат путем зачеркивания ошибочной информации и надпечатывания или внесения от руки скорректированных сведений, которые заверяются подписью уполномоченного лица и печатью уполномоченного органа, удостоверившего сертификат (пункт 4).
В силу статьи 13 Правил таможенный орган государства стороны отказывает в предоставлении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государства стороны, в случае: нарушения условий предоставления режима свободной торговли, указанных в статье 8 Правил.
Товар не считается происходящим из государства Сторон, если не будут представлены надлежащим образом оформленный сертификат (пункт 9 статьи 11 Правил).
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, учли результаты проведенной специалистом Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления технико-криминалистического исследования, которым установлено, что в сертификат о происхождении товара внесены изменения путем дорисовки элементов буквы "е" в графах в„– 1, 4, 8, 12, 13 - различная ширина штрихов в букве, различная структура штрихов материалов письма, необычное размещение элементов буквы, что свидетельствует о внесении изменений путем дорисовки элементов буквы "е".
Поскольку названные изменения в установленном Правилами порядке не заверены, суд счел обоснованным вывод таможни о том, что представленный декларантом сертификат не соответствует требованиям статьи 12 Правил. Указанное обстоятельство влечет отказ в предоставлении тарифных преференций по правилам статьи 13 и пункта 9 статьи 11 Правил.
Суд также сослался на пункт 4 статьи 61 Кодекса, в силу которого при оформлении сертификата о происхождении товара с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
Суд, исходя из установленных им фактических обстоятельств дела, обоснованно отверг довод общества о том, что принятие таможенным органом решения об отказе в предоставлении тарифных преференций возможно только лишь в случае наличия таких нарушений в оформлении и заполнении сертификата, которые не позволяют однозначно определить страну происхождения товара, как основанное на неверном толковании норм таможенного и международного законодательства. Кодексом, а также Правилами однозначно определено, что любые нарушения в оформлении и заполнении сертификата являются основанием для отказа в получении тарифных преференций.
Суд первой инстанции также отметил, что из текста сертификата, а также из заключения технико-криминалистической экспертизы следует, что изменения в виде дорисовок внесены в сертификат в том числе в графы в„– 1, 4 и 13, т.е. именно в содержащие указание на страну происхождения товара; в подобной ситуации таможенный орган имел обоснованные сомнения в установлении страны происхождения товара.
Так, из имеющейся в материалах дела копии сертификата о происхождении товара по форме "СТ-2" от 14.10.2013 (л. д. 11 т. 1) следует, что при наличии в графах 1, 2, 7, 8 сертификата в тексте обычно принятого изображения прописной буквы "е" (изображение буквы "с" с добавлением перпендикулярной черточки (под углом около 90 градусов) от правого верхнего окончания буквы до середины полукольца буквы "с") имеется выполнение прописной буквы "е" путем дописки к букве "с" черточки, выполненной под углом, значительно превышающем 90 градусов (дописка черточки почти до нижнего полукольца буквы "с").
Одновременное наличие в графах 1 (адрес производителя), 4 (страна происхождения товара), 12 (наименование, адрес уполномоченного органа, выдавшего сертификат), 13 (страна производства товара, наименование уполномоченного органа) измененной буквы "е" при наличии ее обычно принятого исполнения в прописном варианте в графах 2 (адрес и страна грузополучателя) и 8 (описание товара, его сорт), а также различия в изображении цифровых значений веса товара (нетто, брутто, графа 10) и номеров инвойса и его даты (графа 11) обоснованно расценены судебными инстанциями свидетельствующими о внесении в содержание сертификата не оговоренных надлежащим образом изменений именно в графы, содержащих указание на страну происхождения товара, что повлекло обоснованные сомнения таможни в установлении страны происхождения товара.
При проверке довода жалобы об отсутствии у таможни оснований для возникновения сомнений в достоверности сведений о стране происхождения товара суд кассационной инстанции обозрел как приобщенный им к материалам дела подлинник сертификата (в связи с выявлением при сравнении с имеющейся в материалах дела копией и подлинником расхождений в части указания в графе 8 наименования товара "Frcsh apple" (подлинник) "Fresh apple" (копия, буквы "е" имеют признаки дорисовки), из которого визуально усматривается наличие расхождений в величине шрифта при заполнении в графе 8 сертификата наименования ввезенного товара "Frcsh apple" и "Idared", а также в цифровых значениях веса товара, номера инвойса и его даты (графы 10, 11).
Следовательно, одновременное наличие в тексте сертификата исполнения прописной буквы "е" в различных вариантах (в том числе при исполнении одинаковых слов), шрифтов различной величины в одних строчках и графах (строчка "Frcsh apple" и "Idared" (графа 8) обоснованно расценено судом как основание для возникновения сомнений в одномоментном изготовлении текста сертификата и, соответственно, - достоверности имеющихся в нем сведений в связи с внесением в его содержание никем не оговоренных изменений, в том числе о стране происхождения товара.
Иные доказательства факта выдачи сертификата уполномоченным органом Республики Сербия или принятия мер к его истребованию у выдавшего его органа в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы жалобы фактически направлены на переоценку исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.05.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2016 по делу в„– А53-33097/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.А.ЧЕРНЫХ

Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ


------------------------------------------------------------------