Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.03.2016 N Ф08-1220/2016 по делу N А53-23726/2015
Требование: О признании недействительным предписания административного органа.
Обстоятельства: Общество полагало, что выданное административным органом предписание является незаконным и возлагает не него обязанность, не предусмотренную законом.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку предписание не соответствует законодательству РФ, незаконно возлагает на общество определенные обязанности и тем самым создает препятствия для осуществления им экономической деятельности, нарушает права и законные интересы общества.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2016 г. по делу в„– А53-23726/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Администрации города Шахты (ИНН 6155027630, ОГРН 1026102773751) и заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Косметичка" (ИНН 6168051503, ОГРН 1026104364296), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Косметичка" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2015 (судья Шапкин П.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2015 (судьи Филимонова С.С., Смотрова, Н.Н., Соловьева М.В.) по делу в„– А53-23726/2015, установил следующее.
ООО "Косметичка" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Администрации города Шахты (далее - администрация, административный орган) о признании недействительным предписания от 25.08.2015 в„– 404 (далее - предписание).
Решением от 14.10.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.12.2015, суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования.
Судебные акты мотивированы законностью и обоснованностью оспариваемого предписания административного органа, в силу доказанности допущенного обществом нарушения пункта 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 в„– 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон в„– 38-ФЗ) и пункта 3.2.5 Правил распространения наружной рекламы и информации на территории города Шахты, утвержденных постановлением Администрации города Шахты от 28.12.2011 в„– 5917 (далее - Правила). Суды сделали вывод о том, что размещение самоклеящейся пленки на витрине магазина подпадает под условия части 1 статьи 19 Закона в„– 38-ФЗ, указав, что самоклеящаяся пленка является самостоятельным конструктивным элементом, монтируемым к иному объекту недвижимого имущества; наличие у такой конструкции специфических технических характеристик и особенностей ее крепления к объекту недвижимости не могут быть признаны обстоятельствами, влияющими на ее признание рекламной конструкцией.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Податель кассационной жалобы полагает, что суды при принятии обжалуемых судебных актов неправильно применили нормы права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Общество указывает, что суды необоснованно не приняли заявленный им довод о необходимости применения в рассматриваемом случае части 23 статьи 19 Закона в„– 38-ФЗ. Реклама, размещенная в виде рекламного панно (самоклеящейся пленки), расположенного на витрине торгового помещения занимаемого обществом, не обладает совокупностью характеристик и признаков, позволяющих отнести его к рекламной конструкции, в связи с чем получение разрешения на установку и эксплуатацию рекламного панно (самоклеящейся пленки) не требуется. Требование административного органа о демонтаже самоклеящейся пленки в связи с неполучением разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, что судебные акты подлежат отмене, а оспариваемое предписание - признанию недействительным по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как следует из материалов дела, 25.08.2015 отдел регулирования рекламной деятельности департамента экономики администрации города Шахты по результатам осмотра рекламного панно, размещенного на оконном стекле (витрине) здания по адресу: Ростовская область, город Шахты, пр. П. Революции, 120, сделал вывод о нарушении обществом пункта 9 статьи 19 Закона в„– 38-ФЗ, выразившемся в самовольной установке наружной рекламы, и выдал обществу предписание от 25.08.2015 в„– 404 о демонтаже установленной рекламной конструкции и уведомлении административного органа об исполнении предписания до 25.09.2015.
Полагая, что выданное административным органом предписание от 25.08.2015 в„– 404 является незаконным и нарушает его права в сфере экономической деятельности (возлагает обязанность, не предусмотренную законом), общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признание указанного предписания недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования, судебные инстанции сделали вывод о том, что размещение на витрине магазина рекламного панно, представляющего собой самоклеящуюся пленку, подпадает под условия части 1 статьи 19 Закона в„– 38-ФЗ, поскольку самоклеящаяся пленка является самостоятельным конструктивным элементом, монтируемым к иному объекту недвижимого имущества, при этом наличие у такой конструкции специфических технических характеристик и особенностей ее крепления к объекту недвижимости не могут быть признаны обстоятельствами, влияющими на ее признание рекламной конструкцией. Согласно части 10 статьи 19 Закона в„– 38-ФЗ, установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускается; размещение спорной рекламной конструкции произведено с нарушением пункта 3.2.5 Правил.
Судебные инстанции установили, это подтверждается материалами дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, что общество разместило на стекле окна (витрине) магазина рекламное панно, в виде самоклеящейся пленки, содержащее информацию о торговой марке "Vivienne Sabo Paris" и рекламных предложениях покупки продукции этой торговой марки.
Оспариваемое обществом предписание выдано административным органом в связи с нарушением обществом, как указано в предписании, пункта 9 статьи 19 Закона в„– 38-ФЗ.
В силу статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Законом в„– 38-ФЗ.
Статьей 2 Закона в„– 38-ФЗ установлено, что данный закон применяется в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации; данный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательной в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Согласно части 1 статьи 3 Закона в„– 38-ФЗ, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вопросы распространения наружной рекламы и установки рекламных конструкций регламентированы в статье 19 Закона о рекламе и предусматривают, в том числе, разрешительный порядок установки и эксплуатации рекламных конструкций, под которыми, в свою очередь, понимаются технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, с использованием которых осуществляется распространение наружной рекламы.
В силу части 1 статьи 19 Закона в„– 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Установка и эксплуатация рекламной конструкция осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором (часть 5 статьи 19 Закона в„– 38-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона в„– 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Частью 23 статьи 19 Закона в„– 38-ФЗ установлено, что требования статьи 19 Закона в„– 38-ФЗ в части получения разрешений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не распространяются на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики в случае размещения рекламы непосредственно на указанных объектах (без использования конструкций и приспособлений, предназначенных только для размещения рекламы).
Из системного толкования приведенных норм следует, что статья 19 Закона в„– 38-ФЗ содержит прямое указание о том, на какие случаи размещения рекламы не распространяется требование о получении разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В этот перечень входят конструкции, специально не предназначенные для рекламы, реклама на которых размещена попутно их основному назначению (в том числе витрины). Рекламное панно, в виде наклейки из пленки с выполненным на ней рекламным текстом, размещенной на стекле окна (витрине) магазина, в котором осуществляется реализация рекламируемого товара, не является рекламной конструкцией, на установку которой требуется разрешение органов местного самоуправления на установку и эксплуатацию.
Размещение обществом на оконном стекле (витрине), используемого им в своей деятельности помещения, самоклеящейся пленки с надписью "Vivienne Sabo Paris" и рекламными предложениями покупки продукции этой торговой марки, рекламной конструкцией, на установку и эксплуатацию которой требуется разрешение, не является, в связи с чем заявителем не допущено нарушение положений части 9 статьи 19 Закона в„– 38-ФЗ.
Таким образом, оспариваемое обществом предписание не соответствует законодательству Российской Федерации, поскольку незаконно возлагает на общество определенные обязанности и, тем самым, создает препятствия для осуществления им экономический деятельности, нарушает права и законные интересы общества.
Учитывая, что оспариваемое предписание выдано обществу с указанием на нарушение последним части 9 статьи 19 Закона в„– 38-ФЗ (нарушение которой обществом не допущено), у судебных инстанций отсутствовали основания для вывода об обоснованности выданного предписания со ссылкой на нарушение обществом пункта 3.2.5 Правил.
Поскольку судебные инстанции исследовали и установили фактические обстоятельства по делу, а именно: размещение обществом на стекле окна (витрине) магазина, расположенного по адресу: Ростовская область, город Шахты, пр. П. Революции, 120, используемого им в своей деятельности, рекламного панно, представляющего собой самоклеящуюся пленку, но неправильно применили нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным, отменив обжалуемые судебные акты, принять новое решение о признании недействительным оспариваемого обществом предписания.
Руководствуясь статьями 274, 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2015 по делу в„– А53-23726/2015 отменить.
Предписание от 25.08.2015 в„– 404 отдела регулирования рекламной деятельности департамента экономики Администрации г. Шахты, Ростовской области признать недействительным.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.Н.ВОЛОВИК

Судьи
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ
Л.А.ЧЕРНЫХ


------------------------------------------------------------------