По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.11.2016 N Ф08-7895/2016 по делу N А63-606/2016
Требование: О признании незаконным отказа в продаже в собственность земельного участка без проведения торгов, обязании заключить договор купли-продажи участка.
Обстоятельства: Оспариваемый отказ мотивирован тем, что рассмотрение судебного акта по другому делу о признании за обществом права собственности на здание в границах участка не завершено, общество не является сельскохозяйственной организацией или крестьянским хозяйством.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, факт того, что общество является сельскохозяйственной организацией и использует спорный участок для сельскохозяйственной деятельности, не доказан.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ставропольского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2016 г. по делу в„– А63-606/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Волкова Я.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - администрации муниципального образования Орловский сельсовет Кировского района Ставропольского края - Дядюк А.Л. (доверенность от 12.09.2016), Басовой Е.А. (доверенность от 12.09.2016), в отсутствие представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Детский реабилитационный дом "Родник" (ИНН 2609019241, ОГРН 1022602222390), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Детский реабилитационный дом "Родник" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 по делу в„– А63-606/2016 (судьи Жуков Е.В., Джамбулатов С.И., Сомов Е.Г.), установил следующее.
ООО "Детский реабилитационный дом "Родник" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации муниципального образования Орловский сельсовет Кировского района Ставропольского края (далее - администрация) о признании незаконным отказа в продаже в собственность земельного участка площадью 500 тыс. кв. м с кадастровым номером 26:35:000000:477, местоположение: Ставропольский край, Кировский район, село Орловка, стоимостью 3230 тыс. рублей без проведения торгов по цене 15% от кадастровой стоимости, и возложении на администрацию обязанности заключить договор купли-продажи данного участка.
Решением от 31.03.2016 заявленные требования удовлетворены, признан незаконным как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) отказ администрации от 14.12.2015 в„– 932 в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:35:000000:477; на администрацию возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить, подписать и направить обществу в трех экземплярах проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 26:35:000000:477. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что общество на основании пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон в„– 101-ФЗ) имеет право на приобретение в собственность спорного участка, находящегося у него в постоянном (бессрочном) пользовании. С 2005 года общество фактически прекратило деятельность в области здравоохранения, переориентировано на осуществление сельскохозяйственного производства. Границы земельного участка с кадастровым номером 26:35:000000:477 являются уточненными, сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН). Возможные споры со смежными землепользователями сами по себе не являются препятствием к переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования на спорный участок.
Постановлением апелляционного суда от 10.08.2016 решение от 31.03.2016 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. Апелляционный суд установил отсутствие у администрации правовых оснований для предоставления спорного объекта в собственность обществу, поскольку участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид - для сельскохозяйственного использования. Достаточных доказательств того, что претендующее на его приобретение в собственность общество является сельскохозяйственной организацией и использует спорный участок для сельскохозяйственной деятельности, не имеется. Согласно письму управления сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Кировского муниципального района Ставропольского края от 16.02.2016 в„– 52 информация о сельскохозяйственной деятельности общества отсутствует, данное лицо не состоит в реестре субъектов государственной поддержки сельскохозяйственного производства Ставропольского края и в период с 2005 года отчетность по ведению сельскохозяйственной деятельности в управление не предоставляло.
В кассационной жалобе и письменных пояснениях к ней общество просит апелляционное постановление от 10.08.2016 отменить, оставить в силе решение от 31.03.2016. Принадлежность спорного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в собственность. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие нарушение целевого использования земельного участка, в числе которых акты обследования, предписания о нарушении земельного законодательства. Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определено уставом общества. Закон не устанавливает конкретных критериев, позволяющих отнести организацию к сельскохозяйственной, исключительно в том случае, если его вид деятельности указан в качестве основного либо дополнительного, так как для отнесения организации к тому или иному предприятию ключевое значение имеет фактический вид деятельности, которым оно занимается. Ссылка суда апелляционной инстанции на виды деятельности общества, поименованные в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) не может быть отождествлена с фактической деятельностью общества. Законодательно не закреплено обязательное включение сельскохозяйственной организации в реестр субъектов государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Под сельскохозяйственной организацией следует понимать любое предприятие, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее виды деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг. Сельскохозяйственная деятельность осуществляется заявителем с 1992 года; у общества имеются и другие земельные участки сельскохозяйственного назначения.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит апелляционное постановление от 10.08.2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая выводы суда апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В судебном заседании представители администрации поддержали доводы, изложенные в отзыве. Иные лица явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены в соответствии со статьями 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено на основании статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе с дополнениями, и отзыве, выслушав представителей администрации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, решением Кировского районного Совета народных депутатов от 12.07.1991 лечебно-оздоровительному комплексу "Родник" из специального фонда перераспределения земель района выделен для создания подсобного хозяйства земельный участок площадью 50 га. Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам Кировского района ЛОК "Родник" выдано свидетельство о праве постоянного пользования землей от 30.12.1992 в„– 825 на земельный участок, расположенный в с. Орловка Кировского района, площадью 50 га пашни (т. 1, л.д. 6-11).
Постановлением главы Кировской районной государственной администрации от 31.05.1999 в„– 427 зарегистрировано создание общества путем преобразования ЛОК "Родник", выдано свидетельство о государственной регистрации предприятия в„– 96.
Решением общего собрания участников общества от 01.04.2004 наименование юридического лица изменено.
26 октября 2011 года в ГКН по заявлению общества на основании свидетельства о праве на землю от 30.12.1992 в„– 825 внесены сведения о ранее учтенном земельном участке, расположенном в с. Орловка Кировского района Ставропольского края, площадью 500 тыс. кв. м, земельному участку присвоен кадастровый номер 26:35:000000:477.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 17.01.2013 по делу в„– А63-11096/2012 признано незаконным бездействие администрации Кировского муниципального района по заявлению общества с возложением на нее обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка с кадастровым номером 26:35000000:477 на кадастровом плане или кадастровой карте территории (т. 1, л.д. 12-18).
Постановлением администрации Кировского муниципального района Ставропольского края от 18.09.2014 в„– 808 (далее - постановление от 18.09.2014 в„– 808) во исполнение названного судебного акта утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером 26:35:000000:477 на кадастровом плане территории (т. 1, л.д. 89).
Сведения об уточненных границах спорного земельного участка внесены в ГКН, что подтверждается кадастровой выпиской (т. 1, л.д. 21-23).
11 ноября 2015 года общество обратилось в администрацию с заявлением о продаже земельного участка с кадастровым номером 26:35:000000:477 без проведения торгов по цене в размере 15% кадастровой стоимости на основании пункта 7 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ, с приложением свидетельства о праве постоянного пользования землей, кадастрового паспорта земельного участка, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) на земельный участок, выписки из ЕГРЮЛ в отношении общества, решение Совета народных депутатов Кировского района от 12.07.1991, решение Арбитражного суда Ставропольского края по делу в„– А63-11096/2012, постановление от 18.09.2014 в„– 808 (т. 1, л.д. 25-26).
По результатам рассмотрения заявления администрация направила обществу ответ от 14.12.2015 в„– 932 об отказе в предоставлении земельного участка в собственность по цене 15% кадастровой стоимости, мотивируя тем, что рассмотрение дела в„– А63-11182/2015 о признании за обществом права собственности на здание "сторожки" в границах земельного участка не завершено; общество не является сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством.
Полагая, что отказ администрации, изложенный в письме от 14.12.2015 в„– 932, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, данное лицо обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 и часть 2 статьи 201 Кодекса).
На основании пункта 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом в„– 101-ФЗ. Согласно пункту 4 статьи 1 данного Закона приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном этим Законом, Земельным кодексом и иными федеральными законами. Как предусмотрено пунктом 7 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ, приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно пункту 2 статьи 3 которого переоформление права производится в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса.
Порядок предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов с 01.03.2015 определен статьей 39.14 Земельного кодекса. Последовательность действий, которые должен совершить уполномоченный орган в случае поступления заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов, установлена статьей 39.17 данного Кодекса, согласно пункту 5 которой уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления обязан совершить одно из трех перечисленных в названном пункте действий: подготовить проект соответствующего договора и направить его для подписания заявителю; принять решение о предоставлении земельного участка; принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии предусмотренных статьей 39.16 Кодекса оснований.
Статьей 39.16 Земельного кодекса установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в частности в случае, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства (пункт 4 данной статьи).
По смыслу пункта 7 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ и с учетом закрепленного в подпункте 1 пункта 3 статьи 1 данного Закона принципа сохранения целевого использования земельных участков право на приобретение земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, в собственность в льготном порядке предоставлено сельскохозяйственным организациям, обладающим участком на праве постоянного (бессрочного) пользования и использующим этот участок по целевому назначению, то есть осуществляющим на данном участке сельскохозяйственную деятельность.
По смыслу положений части 4 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ обязанность по подтверждению соответствия использования арендуемых земельных участков их назначению, а именно для нужд сельского хозяйства, возлагается на лицо, которое обращается в соответствующий компетентный орган публичной власти с заявлением о передаче в собственность данных участков. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ до настоящего времени не утвержден. Вместе с тем данное обстоятельство не освобождает лицо, претендующее на приобретение в собственность арендуемых им земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, от исполнения названной выше обязанности.
Согласно Перечню признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 в„– 369, использование (неиспользование) земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается проведением на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокошение, выпас скота, уход за почвой, уборка урожая и т.п.).
Оценив представленные в материалы дела доказательства (письмо управления сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Кировского муниципального района Ставропольского края от 16.02.2016 в„– 52, баланс общества за 2013, 2014 и 2015 года, сведения о полученных доходах и о видах деятельности общества за 2013, 2014 и 2015 годы, ответ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 1 по Ставропольскому краю от 12.07.2016 на судебный запрос), а также доводы сторон, в порядке статьи 71 Кодекса, апелляционный суд заключил, что общество не представило документы, подтверждающие наличие у него статуса сельскохозяйственной организации и осуществление им сельскохозяйственной деятельности.
Установив отсутствие совокупности правовых предпосылок для признания оспариваемого отказа незаконным (статья 198 Кодекса), суд апелляционной инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявления.
Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом исследования апелляционного суда, при рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Кодекса, им дана надлежащая правовая оценка согласно статьей 71 Кодекса.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции от 10.08.2016 (статья 288 Кодекса), не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа,
постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 по делу в„– А63-606/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий
И.В.СИДОРОВА
Судьи
Я.Е.ВОЛКОВ
Н.С.МАЗУРОВА
------------------------------------------------------------------