Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.11.2016 N Ф08-8366/2016 по делу N А32-16466/2016
Требование: О признании незаконным бездействия по информированию о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта, информировании администрации о неисполнении собственниками дома установленной обязанности.
Обстоятельства: Жилищная инспекция сообщила, что спорный дом включен в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, собственники помещений в данном доме не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта общего имущества.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку протоколом общего собрания подтверждается выбор собственниками дома способа формирования фонда капитального ремонта.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2016 г. по делу в„– А32-16466/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 8 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2016 года.Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А, при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" (ИНН 2360001980, ОГРН 1092360000281) - директора Кузнецова А.С., от заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Краснодарского края - Горбань Р.А. (доверенность от 07.06.2016), Черных А.А. (доверенность от 12.04.2016), в отсутствие некоммерческой организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов", заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.07.2016 (судья Николаев А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2016 (судьи Илюшин Р.Р., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу в„– А32-16466/2015, установил следующее.
ООО "Фортуна" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - жилищная инспекция), некоммерческой организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов", администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкий район со следующими требованиями:
- признать незаконными бездействия жилищной инспекции, выразившиеся в невключении в Реестр специальных счетов и Реестр уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете многоквартирного жилого дома по адресу: г. Тихорецк, ул. Октябрьская, 8А;
- признать незаконными действия жилищной инспекции, выразившиеся в информировании администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района о многоквартирном жилом доме по адресу: г. Тихорецк, ул. Октябрьская, 8А, собственники помещений которого не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Решением суда от 08.07.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.08.2016, заявленные требования удовлетворены.
Судебные акты мотивированы тем, что протоколом общего собрания от 29.05.2015 в„– 1 подтверждается выбор собственниками многоквартирного дома способа формирования фонда капитального ремонта. Поскольку программа капитального ремонта многоквартирного дома актуализирована 25.12.2015, следовательно, собственники помещений в своем доме реализовали право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на специальный счет еще до актуализации программы, что не запрещено действующим законодательством.
Жилищная инспекция обратилась в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 08.07.2016 и постановление апелляционной инстанции от 30.08.2016, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что спорный многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов в декабре 2015 года. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений спорного многоквартирного дома возникла 01.05.2016. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято собственниками спорного многоквартирного дома до 29.02.2016. Между тем, решение от 29.05.2015 принято с нарушением части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 12.1 Закона Краснодарского края от 01.07.2013 в„– 3204-КЗ. Письмо общества от 24.09.2015 не является основанием для включения в Реестр специальных счетов и Реестре уведомлений о выбранном собственниками помещений в доме способе формирования фонда капитального строительства на специальном счете, поскольку собственники помещений в многоквартирном доме до 01.03.2016 не выбрали способ формирования фонда, о чем в адрес администрации жилищной инспекцией направлена соответствующая информация.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представители жилищной инспекции поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по ул. Октябрьской, 8А в г. Тихорецке приняли решение о выборе общества управляющей организацией, а также о выборе способа формирования фонда капитального ремонта - путем перечисления взносов собственников помещений на специальный счет, открытый в ОАО "Сбербанк России", владельцем которого выбрано общество (протокол общего собрания от 29.05.2015 в„– 1).
Письмом от 24.09.2015 общество уведомило жилищную инспекцию о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, направив в ее адрес решение общего собрания от 29.05.2015 и справку об открытии специального счета.
В ходе анализа реестра специальных счетов ТСЖ, ЖСК и УК, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта многоквартирных домов, установлено, что в данный реестр не включен многоквартирный дом по адресу: г. Тихорецк, ул. Октябрьская, 8А.
В ответ на письмо общества от 24.03.2016 жилищная инспекция сообщила, что многоквартирный дом по адресу: г. Тихорецк, ул. Октябрьская, 8А включен в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации в декабре 2015 года, собственники помещений в данном доме имели право выбрать способ формирования фонда капитального ремонта общего имущества в срок до 01.03.2016. Поскольку собственники такое решение не приняли, соответствующая информация направлена в администрацию.
Многоквартирный дом по адресу: г. Тихорецк, ул. Октябрьская, 8А, находящийся в управлении у общества, включен в постановление администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района от 30.03.2016 в„– 391 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора", как многоквартирный дом, собственники которого не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, и обязаны оплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества дома на специальный счет регионального оператора - некоммерческой организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд.
Судебные инстанции, руководствуясь статьей 71, частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статью 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, оценили относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и сделали правильный вывод о том, что протоколом общего собрания от 29.05.2015 в„– 1 подтверждается выбор собственниками многоквартирного дома способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на специальный счет еще до актуализации программы капитального ремонта в отношении данного многоквартирного дома (25.12.2015), что не запрещено действующим законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3 данной статьи).
Согласно части 3 статье 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора). Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение (часть 5). В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не реализован в установленный частью 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7).
Владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. Орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 данной статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его (части 1, 4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правовые основы организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Краснодарского края определены в Законе Краснодарского края от 01.07.2013 в„– 2735-КЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края" (далее - Закон в„– 2735-КЗ).
В части 4 статьи 12 указанного Закона (в редакции, действовавшей до 27.03.2014) определено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение двух месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 4 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в указанный срок, орган местного самоуправления городского округа или поселения принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого многоквартирного дома на счете регионального оператора (часть 6 статьи 12 Закона в„– 2735-КЗ).
Законом Краснодарского края от 27.03.2014 в Закон в„– 2735-КЗ введена статья 12.1, согласно которой в случае включения в региональную программу при ее актуализации новых многоквартирных домов решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в таких многоквартирных домах в течение двух месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором официально опубликована региональная программа с внесенными в нее изменениями, в которую включены такие многоквартирные дома.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах Краснодарского края на 2014-2043 годы утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.12.2013 в„– 1638.
Вместе с тем, многоквартирный дом по ул. Октябрьской, 8А в г. Тихорецке включен в указанную программу постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края 25.12.2015 в„– 1295.
Оценив материалы дела, суды пришли к правильному выводу, что собственники помещений в спорном доме реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов собственников помещений на специальный счет.
Так, принятие собственниками помещений в спорном доме решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в многоквартирном доме - путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет подтверждается протоколом общего собрания, проведенного 29.05.2015. Данное решение никем не оспорено, недействительным не признано.
Письмом от 24.09.2015 общество уведомило жилищную инспекцию о выборе способа формировании фонда капитального ремонта, направив в ее адрес решение общего собрания от 29.05.2015 и справку об открытии специального счета. Факт получения указанного письма подтверждается материалами дела и жилищной инспекцией не оспаривается.
Таким образом, на момент направления в администрацию Тихорецкого городского поселения Тихорецкий район сведений о том, что собственники помещений спорного многоквартирного дома не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, жилищная инспекция располагала информацией о том, что собственники помещений дома выбрали способ формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов собственников помещений на специальный счет и реализовали его. Следовательно, у жилищной инспекции не имелось достаточных оснований для направления в уполномоченный орган иных сведений.
В силу изложенного суды правомерно исходили из того, что выбор способа формирования фонда до актуализации редакции региональной программы и включения в нее спорного многоквартирного дома не свидетельствует о неисполнении собственниками помещений в многоквартирном доме положений статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона в„– 2735-КЗ в части определения способа формирования фонда капитального ремонта. Соответствующий запрет на принятие такого решения до утверждения (актуализации в отношении спорного дома) региональной программы ни в федеральном, ни в региональном законодательстве не установлен.
С учетом установленных обстоятельств суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемые действия жилищной инспекции не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества, и удовлетворили заявленное требование.
Доводы, приведенные в жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и апелляционного суда и получили надлежащую оценку. Эти доводы не опровергают выводы судов об отсутствии в рассматриваемом случае у жилищной инспекции оснований для совершения оспариваемых действий.
Судебные инстанции правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.07.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2016 по делу в„– А32-16466/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Т.В.ПРОКОФЬЕВА

Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Л.А.ЧЕРНЫХ


------------------------------------------------------------------