По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.11.2016 N Ф08-7551/2016 по делу N А32-6446/2015
Требование: О признании незаконными действий таможенного органа по аннулированию технологической отметки, обязании к устранению допущенного нарушения прав и интересов.
Обстоятельства: Оспариваемые действия мотивированы тем, что судно не убыло из порта, что в силу действующего законодательства является основанием для аннулирования ранее принятых решений о пропуске судна и товаров.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку при невозможности убытия прошедшего государственный контроль судна от места осуществления государственного контроля не ведет к аннулированию ранее принятых решений о пропуске.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2016 г. по делу в„– А32-6446/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Краснодарзернопродукт-Экспо" (ИНН 2310105350, ОГРН 1052305739760) - Куксова И.Б. (доверенность от 11.01.2016), от заинтересованного лица - Новороссийской таможни (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264) - Дылевской В.В. (доверенность от 30.06.2016), Корякиной Т.С. (доверенность от 23.11.2015), Агаджаняна А.В. (доверенность от 04.07.2016) и Киреева К.С. (доверенность от 27.10.2016), рассмотрев кассационную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.04.2016 (судья Меньшикова О.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2016 (судьи Ефимова О.Ю., Илюшин Р.Р., Сулименко О.А.) по делу в„– А32-6446/2015, установил следующее.
ООО "Краснодарзернопродукт-Экспо" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Новороссийской таможни (далее - таможня, таможенный орган), выразившихся в аннулировании 01.02.2015 на грузовом манифесте на товар "пшеница" весом 57 тыс. тонн (теплоход WADI ALARISH) технологических отметок: "Вывоз разрешен 31.01.2015" и "Выпуск разрешен 31.01.2015"; признании недействительным решения таможни в„– 10317000/040215/19 "Об отмене в порядке ведомственного контроля несоответствующего требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решения нижестоящего таможенного органа, признании неправомерным действия (бездействия) нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела", отменяющего решение о регистрации и решение о выпуске декларации на товары в„– 10317100/310115/0001332; обязании таможни устранить допущенное нарушение прав и интересов общества.
Решением суда от 22.04.2015 обществу отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.07.2015 принят отказ общества от апелляционной жалобы в части требований о признании незаконными действий, выразившихся в аннулировании 01.02.2015 на грузовом манифесте на товар "пшеница" весом 57 тыс. тонн (теплоход "WADI ALARISH") технологической отметки "Выпуск разрешен 31.01.2015" и признании недействительным решения таможни в„– 10317000/040215/19 "Об отмене в порядке ведомственного контроля несоответствующего требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решения нижестоящего таможенного органа, признании неправомерным действия (бездействия) нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела", отменяющего решение о регистрации и решение о выпуске ДТ в„– 10317100/310115/0001332. В указанной части производство по апелляционной жалобе прекращено. В остальной части решение суда от 22.04.2015 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.10.2015 решение суда от 22.04.2015 и апелляционное постановление от 17.07.2015 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции ввиду неполного исследования судами обстоятельств дела.
При новом рассмотрении дела, решением суда от 07.04.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.07.2016 действия таможни, выразившиеся в аннулировании 01.02.2015 на грузовом манифесте на товар (57 тыс. тонн пшеницы продовольственной, мягкого сорта, российского происхождения, урожая 2014 года, 4 класса, перемещаемой на т/х "WADI ALARISH" по временной декларации на товар в„– 10317100/200115/0000591 в таможенной процедуре "экспорт") технологической отметки (штампа) "Вывоз разрешен 31.01.2015" признаны незаконными как не соответствующие положениям пункта 27 "Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации", части 1 статьи 15, части 2 статьи 16, пункту 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 27.11.2010 в„– 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 311-ФЗ). Суд обязал таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. С таможни в пользу заявителя взыскано 3 тыс. рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В части требований заявителя о признании незаконным решения таможни в„– 10317000/040215/19 "Об отмене в порядке ведомственного контроля не соответствующего требованиям таможенного законодательства таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решения нижестоящего таможенного органа", о признании незаконными действий таможни по аннулированию 01.02.2015 на грузовом манифесте на товар (57 тыс. т пшеницы мягких сортов), перемещаемый на т/х "WADI ALARISH", технологической отметки (штампа) "Выпуск разрешен, 31.01.2015" производство по делу прекращено в связи с принятым судом отказом общества от заявленных требований (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебные акты мотивированы тем, что при невозможности убытия прошедшего государственный контроль судна от места осуществления государственного контроля "Типовая схема организации пропуска" не наделяет должностных лиц государственных контрольных органов полномочиями по аннулированию ранее принятых решений о пропуске через государственную границу Российской Федерации перемещаемых на судне в таможенной процедуре экспорт товаров, не используемых в качестве судовых припасов. Суд установил, что неправомерные действия таможенного органа по аннулированию 01.02.2015 на грузовом манифесте технологической отметки (штампа) "Вывоз разрешен, 31.01.2015" нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась таможня с кассационной жалобой, в которой просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить полностью и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что возникновение у общества обязанности по уплате таможенных платежей связано с датой фактического убытия судна, а не с аннулированием таможней технологических отметок. Технологическая отметка "Вывоз разрешен" не свидетельствует о фактической дате вывоза товара, а является подтверждением даты разрешения на его убытие. При этом, согласно пункту 27 "Типовой схемы организации пропуска" при невозможности убытия прошедшего государственный контроль судна от места осуществления государственного контроля в течение 2 часов в летнее время, а в условиях зимней навигации и сложной ледовой обстановки в течение 6 часов (кроме судов, включенных в состав каравана) должностными лицами государственных контрольных органов принимается решение об аннулировании ранее принятых решений о пропуске судна, о чем информируется администрация порта (капитан порта). После устранения причин, препятствующих убытию судна за государственную границу Российской Федерации, капитан судна (судовладелец или уполномоченное им лицо) повторно подает заявку на убытие судна в администрацию порта (капитану порта).
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 09.11.2016 до 14 часов 30 минут 11.11.2016.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в связи с исполнением контракта от 24.10.2013 в„– 13-YNT-154, заключенного с фирмой ALEGROW S.A. (Швейцария), общество подало в таможню временную ДТ в„– 10317100/200115/0000591 на вывоз товара "пшеница продовольственная, мягкого сорта" по процедуре "экспорт", одновременно представив в электронном виде гарантийное письмо об обязании подачи полной декларации до 30.03.2015.
31 января 2015 года товар загружен на т/х "WADI ALARISH".
По окончании погрузки товара на т/х "WADI ALARISH" Новороссийский центральный таможенный пост проставил на грузовом манифесте технологические отметки "Вывоз разрешен 31.01.2015", "Выпуск разрешен 31.01.2015".
Согласно данным программного средства АИСТ-М "КПС "Инспектор ОТО", КПС "Журнал регистрации" 31.01.2015 в 18 часов 21 минуту таможенным представителем общества (ООО "Руста-Брокер") на Новороссийский центральный таможенный пост таможни посредством электронного декларирования со ссылкой в графе 40 ДТ на временную ДТ в„– 10317100/200115/0000591/1 подана полная декларация (далее - ПДТ) на товар - "пшеница продовольственная, мягкого сорта, насыпью, 4 класса, урожая 2014 года", код ТН ВЭД ТС 1001990000, количество - 57 тыс. метрических тонн, таможенной стоимостью 19 334 612 рублей 55 копеек, перемещаемый навалом на т/х "WADI ALARISH", под таможенную процедуру "экспорт". В 18 часов 21 минуту декларанту направлено уведомление о получении ПДТ.
31 января 2015 года в 19 часов 42 минуты 33 секунды по указанной ПДТ принято решение о ее регистрации под номером 10317100/310115/0001332. На декларации о грузе и грузовом манифесте проставлены отметки таможни "Выпуск разрешен 31.01.2015" и "Вывоз разрешен 31.01.2015".
01 февраля 2015 года Новороссийский центральный таможенный пост таможни на грузовом манифесте сделал запись от 01.02.2015 об аннулировании технологических отметок "Вывоз разрешен 31.01.2015" и "Выпуск разрешен 31.01.2015".
В порядке статьи 24 Закона в„– 311-ФЗ таможня приняла решение от 04.02.2015 в„– 10317000/040215/19 об отмене решений Новороссийского центрального таможенного поста о регистрации ПДТ в„– 10317100/310115/0001332 и выпуске по ней товара, формализованное в графе "С" в виде соответствующей отметки "Выпуск разрешен 01.02.2015". Решение мотивировано тем, что ПДТ в„– 10317100/310115/0001332 зарегистрирована с нарушением требований подпункта 5 пункта 4 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс), так как в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые должны совершаться до ее подачи, а именно - фактический вывоз товара с таможенной территории Таможенного союза. Действия таможни по аннулированию технологической отметки мотивированы тем, что т/х "WADI ALARISH" не убыло из порта, что в силу пункта 27 Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России от 22.12.2009 в„– 247 (далее - Типовая схема) является основанием для аннулирования ранее принятых решений о пропуске судна и товаров.
Общество, не согласившись с действиями таможни, выразившимися в аннулировании 01.02.2015 на грузовом манифесте на товар (57 тыс. т пшеницы продовольственной, мягкого сорта, 4 класса, российского происхождения, урожая 2014 года), перемещаемый на т/х "WADI ALARISH" в таможенной процедуре "экспорт", технологической отметки (штампа) "Вывоз разрешен 31.01.2015" (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.
Удовлетворяя требования заявителя, суды исходили из того, что действия таможни по аннулированию технологической отметки "Вывоз разрешен 31.01.2015" противоречат положениям пункта 27 Технологической схемы.
Суды установили, что в соответствии с пунктом 3 приказа Федеральной таможенной службы от 18.12.2006 в„– 1327 "Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации)" (далее - приказ в„– 1327) таможенным органам, в регионах деятельности которых расположены места убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, предписано, в том числе оформлять разрешение на убытие товаров путем проставления штампа "Вывоз разрешен", подписи с указанием даты проставления отметки и оттиска личной номерной печати должностного лица таможенного органа не менее чем на двух экземплярах декларации о грузе (судовом манифесте) в отношении товаров, вывозимых морским (речным) транспортом.
Проставлению отметки "Вывоз разрешен" предшествует совершение действий должностных лиц таможенных органов, которые предусмотрены Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами, утвержденной приказом Федеральной таможенной служба от 19.07.2013 в„– 1349 (далее - инструкция в„– 1349).
Согласно пункту 42 инструкции в„– 1349 после проверки представленных документов и сведений и проведения таможенного контроля должностное лицо, в том числе, в экземпляре декларации о грузе (судовых манифестах) проставляет штамп "Вывоз разрешен", в экземплярах декларации о судовых припасах проставляет отметку "На отход проверено, сходно", проставляет дату отхода судна, подписывает и заверяет запись оттиском личной номерной печати.
Суды, установив, что грузовой манифест (т. 2, л.д. 110) содержит отметку таможни "Вывоз разрешен 31.01.2015", сочли, что таможня осуществила таможенный контроль в соответствии с инструкцией в„– 1349, не выявила признаки нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и оформила разрешение на убытие экспортного товара, оформленного по ПДТ в„– 10317100/310115/0001332, на т/х "WADI ALARISH" с единой таможенной территории Таможенного союза.
Вместе с тем 01.02.2015 таможенным органом аннулировано ранее выданное им разрешение на убытие товара с таможенной территории Таможенного союза. В частности, на грузовом манифесте перечеркнуты датированные 31.01.2015 технологические отметки "Вывоз разрешен" и выполнена запись: "Решение аннулировано 01.02.2015 в соответствии с пунктом 27 приказа Минтранса России от 22.12.2009 в„– 247 и пунктом 3.28 "Техсхемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морском пункте пропуска Новороссийск", регламентирующих действия должностных лиц государственной комиссии при невозможности убытия прошедшего государственный контроль судна от места проведения государственного контроля. Основанием для совершения оспариваемых действий послужила задержка убытия прошедшего государственный контроль т/х "WADI ALARISH" от места проведения государственного контроля более чем на 2 часа с момента окончания работы государственной комиссии.
Суды указали, что причиной задержки т/х "WADI ALARISH" явились штормовые погодные условия, в связи с которыми швартовые операции в морском порту Новороссийск не производились в период с 02 часов 30 минут 31.01.2015 до 10 часов 25 минут 02.02.2015, что подтверждается письмом капитана морского порта Новороссийск от 12.03.2015 в„– 1062/0110 (т. 2, л.д. 77).
Удовлетворяя требования общества, суды не учли следующее.
Согласно статье 11 Федерального закона от 01.04.1993 в„– 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу включает осуществление пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля, которые в соответствии с договорами Российской Федерации с сопредельными государствами могут осуществляться совместно.
Содержание, средства и методы контроля, порядок его осуществления устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 в„– 872 утверждены Правила осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации (далее - Правила). При этом Министерству транспорта Российской Федерации поручено разработать и утвердить типовые схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Согласно указанным Правилам контроль при пропуске через государственную границу осуществляется подразделениями органов пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля (далее - государственные контрольные органы) в пределах установленных законодательством Российской Федерации полномочий (пункт 2).
При осуществлении контроля в пункте пропуска одновременно с документами, представляемыми в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза при прибытии товаров и транспортных средств на единую таможенную территорию Таможенного союза, должностному лицу таможенного органа представляются документы, необходимые для осуществления иных видов контроля (пункт 3).
В морских и речных (озерных) пунктах пропуска последовательно осуществляются следующие виды контроля: при убытии лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных с территории Российской Федерации: санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный (при необходимости); транспортный (при необходимости и только в отношении грузовых автотранспортных средств или автобусов, перемещаемых паромами); таможенный контроль и контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности; пограничный (пункт 10).
Последовательность осуществления государственными контрольными органами основных контрольных действий в пунктах пропуска определяется типовыми схемами организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, которые разрабатываются для пунктов пропуска по видам международного сообщения (пункт 14).
Согласно пункту 4 статьи 163 Таможенного кодекса Таможенного союза убытие товаров с таможенной территории таможенного союза допускается с разрешения таможенного органа.
Разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза оформляется путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории таможенного союза, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа.
Согласно пункту 55 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами, утвержденной приказом ФТС России от 19.07.2013 в„– 1349 (далее - Инструкция), разрешение на убытие товаров с таможенной территории оформляется должностным лицом таможенного поста места убытия путем проставления на двух экземплярах декларации о грузе (судовом манифесте) штампа "Вывоз разрешен" (в соответствии с пунктом 3 приказа ФТС России от 18.12.2006 в„– 1327 "Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации)" (зарегистрирован Минюстом России от 05.02.2007 в„– 8903).
Согласно подпункту "а" пункта 42 Инструкции после проверки представленных документов и сведений и проведения таможенного контроля должностное лицо в экземплярах общей декларации проставляет дату регистрации отхода судна.
Согласно пункту 39 Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, утвержденного Приказом ГТК России от 12.09.2001 в„– 892 сотрудник таможенного органа после проверки представленных судовых документов: проставляет в накладных Cв„– 37, Декларации о грузе или судовых манифестах штамп "ВЫПУСК РАЗРЕШЕН", подписывает и заверяет его оттиском личной номерной печати.
Приказом Минтранса России от 22.12.2009 в„– 247 утверждена "Типовая схема организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" (далее - Типовая схема).
Разделом III Типовой схемы урегулирована последовательность осуществления государственными контрольными органами основных контрольных действий при государственном контроле лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, убывающих с территории Российской Федерации.
Пунктами 25, 26 Типовой схемы предусмотрены действия по принятию решений о пропуске товаров (багажа пассажиров), а также о пропуске судна, товаров, перемещаемых на судне и используемых в качестве судовых припасов, и личных вещей членов экипажа судна через государственную границу Российской Федерации.
Пунктом 27 Типовой схемы предусмотрено, что при невозможности убытия прошедшего государственный контроль судна от места осуществления государственного контроля в течение 2 часов в летнее время, а в условиях зимней навигации и сложной ледовой обстановки в течение 6 часов (кроме судов, включенных в состав каравана) должностными лицами государственных контрольных органов принимается решение об аннулировании ранее принятых решений о пропуске судна, членов экипажа судна, товаров, перемещаемых на судне и используемых в качестве судовых припасов, личных вещей членов экипажа судна через государственную границу Российской Федерации, о чем информируется администрация порта (капитан порта).
После устранения причин, препятствующих убытию судна за государственную границу Российской Федерации, капитан судна (судовладелец или уполномоченное им лицо) повторно подает заявку на убытие судна в администрацию порта (капитану порта).
Суды сочли, что из содержания положений пункта 27 Типовой схемы следует, что последствия невозможности убытия прошедшего государственный контроль судна в виде аннулирования ранее принятых решений касаются исключительно решений о пропуске судна, членов экипажа судна, товаров, перемещаемых на судне и используемых в качестве судовых припасов, личных вещей членов экипажа судна.
В перечень решений, подлежащих в таком случае аннулированию, не входит решение о пропуске убывающих на судах грузов.
Указанный вывод противоречит как содержанию норм права, регулирующих данные отношения, так общему смыслу таможенного законодательства.
Согласно статье 5 Федерального закона от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" Таможенного кодекса Таможенного союза" под товарами понимается любое имущество, ввозимое в Российскую Федерацию или вывозимое из Российской Федерации.
В силу статьи 150 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенному контролю подлежат товары, перемещаемые через таможенную границу.
Согласно пункту 27 Типовой схемы должностные лица государственных контрольных органов принимают решение об аннулировании ранее принятых решений о пропуске судна, членов экипажа судна, товаров, перемещаемых на судне и используемых в качестве судовых припасов, личных вещей членов экипажа судна через государственную границу Российской Федерации.
Пункт 27 расположен в разделе 3 Типовой схемы, предусматривающий последовательность осуществления государственными контрольными органами основных контрольных действий при государственном контроле лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, убывающих с территории Российской Федерации.
Таким образом, из положений названных норм права в их взаимосвязи и системного анализа следует, что под товарами, поименованными в пункте 27 Типовой схемы, названы два вида товаров: товары, перемещаемые на судне, и товары, используемые в качестве судовых припасов. Иное толкование означало бы, что товар (груз), находящийся на судне и не являющийся судовыми припасами, находился бы вне государственного (в том числе таможенного) контроля, что противоречит вышеприведенным нормам права и смыслу таможенного законодательства.
Данное обстоятельства подтверждается также пунктом 3.26 "Технологической схемы организации пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных в морском пункте пропуска Новороссийск" в редакции, утвержденной протоколом от 14.04.2011 в„– 6 РНГА/11 Координационного Совета морских пунктов пропуска Новороссийск, Геленджик, Анапа, предусматривающим, что при невозможности убытия судна должностными лицами государственных контрольных органов принимается решение об аннулировании ранее принятых решений о пропуске судна, членов экипажа судна, товаров, перемещаемых на судне, в том числе используемых в качестве судовых припасов.
Суды не приняли во внимание данный пункт, сославшись на отсутствие у него нормативного характера.Между тем данная Технологическая схема утверждена уполномоченным органом - Координационным Советом, созданным на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 в„– 482 "Об утверждении Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации" (в ред. Закона от 03.11.2010 в„– 239 "О внесении изменений в приказ Минтранса России от 22.12.2009 в„– 247").
Согласно пункту 24 названных Правил в функции Координационного Совета входит, в том числе разработка и утверждение технологических схем организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Следовательно, вывод судов о невозможности ее применения ошибочен.
Таким образом, из содержания приведенных норм права в их взаимосвязи следует, что действия должностных лиц таможни по аннулированию ранее принятых решений в виде технологической отметки "Вывоз разрешен 31.01.2015" соответствуют этим нормам.
Вывод судов о том, что невозможность убытия судна связана с объективными и непреодолимыми обстоятельствами, не является основанием для признания действий таможни незаконными, поскольку согласно пункту 27 Типовой схемы невозможность убытия судна сама по себе служит основанием для аннулирования ранее принятых решений о пропуске судна, товаров, перемещаемых на судне.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Соответствие действий органов, осуществляющих публичные полномочия, закону, иному нормативному акту исключает нарушение прав и законных интересов лица, оспаривающего такие действия.
Поэтому довод общества о нарушении его прав тем, что возникла обязанность уплатить таможенные пошлины, не может быть принят во внимание.
Кроме того, из материалов дела видно, что общество осуществляло таможенное оформление вывоза товара по правилам, установленным статьей 214 Закона в„– 311-ФЗ. Согласно названной статьей вывозные таможенные пошлины подлежат уплате либо на момент подачи временной таможенной декларации, либо на момент подачи полной декларации на товары. Общество не использовало возможность вывоза товара по временной таможенной декларации, а подало полную таможенную декларацию 31.01.2015, и, поскольку судно на указанную дату не убыло из порта, указанная ПТД была аннулирована в порядке ведомственного контроля. Однако от обжалования данных действий таможни общество отказалось и отказ принят судами. Общество подало новую ПТД, на основании которой осуществлен вывоз товара за пределы Российской Федерации.
Учитывая, что действия таможни по аннулированию 01.02.2015 технологической отметки (штампа) "Вывоз разрешен 31.01.2015" соответствуют требованиям действующего таможенного законодательства, они не могут нарушать права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы кассационной жалобы таможни, с учетом дополнения, основаны на правильном применении норм права и представленных в дело доказательствах, и принимаются судом кассационной инстанции.
В силу пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда и постановление суда апелляционной инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
Поскольку решение суда и постановление суда апелляционной инстанции приняты при установлении всех обстоятельств дела, при неправильном применении норм материального права, судебные акты надлежит отменить, в удовлетворении требований обществу - отказать.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.04.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2016 по делу в„– А32-6446/2015 отменить.
В удовлетворении заявления обществу с ограниченной ответственностью "Краснодарзернопродукт" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.ТРИФОНОВА
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ
------------------------------------------------------------------