Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.03.2016 N Ф08-1264/2016 по делу N А32-31347/2015
Требование: 1) О признании незаконным отказа в приобретении в собственность невостребованных земельных долей и участков; 2) Об обязании заключить договоры купли-продажи.
Обстоятельства: Кооператив ссылался на наличие преимущественного права на приобретение в собственность спорного имущества по цене 15 процентов от кадастровой стоимости.
Решение: 1) В удовлетворении требования отказано, поскольку кооперативом не представлены доказательства пользования участками Требование оставлено без рассмотрения, поскольку испрашиваемые участки отсутствуют.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2016 г. по делу в„– А32-31347/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз) "Знамя Ленина" (ИНН 2358001630, ОГРН 1022305031528) - Переходова В.З. (доверенность от 21.03.2016), от органа, осуществляющего публичные полномочия - администрации Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района Краснодарского края - Барановой В.В. (доверенность от 14.01.2016) и Щербины В.И. (доверенность от 15.01.2016), рассмотрев кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз) "Знамя Ленина" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.10.2015 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2016 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу в„– А32-31347/2015, установил следующее.
СПК (колхоз) "Знамя Ленина" (далее - колхоз, кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просил:
- признать незаконным решения от 01.07.2015 в„– 02-1229/15-24 и от 24.07.2015 в„– 02-1428/15-24 администрации Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района Краснодарского края (далее - администрация) об отказе в приобретении в собственность кооператива следующих невостребованных земельных долей и земельных участков:
- на долю размером 11058/122458 в земельном участке сельскохозяйственного назначения площадью 12458 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0701000:369 расположенных в границах СПК (колхоз) "Знамя Ленина" Щербиновского района, секция 15, контур 15.01;
- на долю размером 653598/820698 в земельном участке сельскохозяйственного назначения площадью 820698 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0701000:378 местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Щербиновский район, ст. Старощербиновская;
- на долю размером 10533/465416 в земельном участке сельскохозяйственного назначения площадью 465 416 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0701000:545 местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Щербиновский район, ст. Старощербиновская;
- на земельный участок площадью 922 266 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0701000:367, земли сельскохозяйственного назначения, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Щербиновский район, в границах СПК (колхоз) "Знамя Ленина", секция 15, контур 11;
- на земельный участок площадью 993 905 кв. м с кадастровым номером 23:36:0701000:368, земли сельскохозяйственного назначения, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Щербиновский район, в границах СПК (колхоз) "Знамя Ленина", секция 15, контур 8;
- об обязании администрации заключить с кооперативом договоры купли-продажи в отношении указанных земельных долей и земельных участков (уточненные требования).
Требования основаны на положениях пункта 5.1 статьи 10 и пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2002 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон в„– 101-ФЗ) и мотивированы наличием у кооператива преимущественного права на приобретение в собственность невостребованных земельных долей и земельных участков по цене 15% от кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.10.2015, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2016, в удовлетворении требования о признании незаконными решений администрации от 01.07.2015 в„– 02-1229/15-24 и от 24.07.2015 в„– 02-1428/15-24 отказано. В остальной части заявление кооператива оставлено без рассмотрения.
Судебные инстанции установили, что вступившим в законную силу решением Щербиновского районного суда от 26.03.2015 по делу в„– 2-22/2015 признано право общей долевой собственности муниципального образования Старощербиновское сельское поселение Щербиновского района на доли в земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:36:0701000:369, 23:36:0701000:378, 23:36:0701000:545. Также признано право муниципальной собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:36:0701000:367 и 23:36:0701000:368. В газете "Щербиновский курьер" от 30.05.2015 в„– 54 (10367) администрация опубликовала информацию о возможности приобретения муниципальных земельных долей (участков). Кооператив 08.06.2015 направил в администрацию заявление о приобретении в собственность на льготных условиях невостребованных земельных долей в 3 земельных участках (кадастровые номера 23:36:0701000:369, 23:36:0701000:378, 23:36:0701000:545), а также 2 земельных участков (кадастровые номера 23:36:0701000:367 и 23:36:0701000:368). Заявление мотивировано использованием кооперативом испрашиваемых участков для сельскохозяйственного производства. Администрация в письме от 01.07.2015 в„– 02-1229/15-24 уведомила колхоз об отсутствии в земельных участках с кадастровыми номерами 23:36:0701000:367, 23:36:0701000:368 доли кооператива на праве собственности или ином вещном праве, в связи с чем испрашиваемые участки могут быть предоставлены кооперативу только посредством проведения торгов (статья 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс). В письме от 24.07.2015 в„– 02-1428/15-24 администрация отказала кооперативу в предоставлении в собственность невостребованных долей в земельных участках с кадастровыми номерами 23:36:0701000:369, 23:36:0701000:378, 23:36:0701000:545 по цене 15% от кадастровой стоимости. Отказ обоснован отсутствием у кооператива документов, подтверждающих использование последним земельных участков на законных основаниях, что исключает их предоставление на льготных условиях в порядке, установленном пунктом 4 статьи 12 Закона в„– 101-ФЗ. В нарушение норм статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) кооперативом не представлены доказательства пользования участками (земельными долями) на каком-либо праве (постоянное (бессрочное) пользование, аренда), оформленном в установленном законом порядке до опубликования администрацией объявления (30.05.2015). С учетом установленных обстоятельств суды пришли к выводу о том, что администрации в продаже кооперативу невостребованных земельных долей и земельных участков не может быть признан незаконным (часть 3 статьи 201 Кодекса). Колхозом не соблюден установленный законом для данной категории споров досудебный порядок урегулирования спора (пункт 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс). Поэтому требование кооператива о понуждении администрации к заключению договоров купли-продажи спорных земельных участков и земельных долей оставлено судом первой инстанции без рассмотрения на основании пункта 2 часть 1 статьи 148 Кодекса (т. 2, л.д. 59, 96).
Кооператив обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Суды при разрешении спора не применили закон, подлежащий применению, что повлияло на неверную квалификацию правоотношений, возникших между кооперативом и органом местного самоуправления. Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Законом в„– 101-ФЗ (пункт 5 статьи 79 Земельного кодекса). Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Законом в„– 101-ФЗ (пункт 3 статьи 11.5 Земельного кодекса). В муниципальной собственности могут находиться земельные участки сельскохозяйственного назначения (пункт 1 статьи 19 Земельного кодекса). Муниципальное образование Старощербиновского сельского поселения приобрело право собственности на земельные доли (земельные участки) по основаниям, указанным в статье 12.1 Закона в„– 101-ФЗ. Правильная квалификация объекта муниципальной собственности в зависимости от основания возникновения права предопределяет дальнейшую судьбу земельного участка, последующий порядок его предоставления, приватизации, купли-продажи. В настоящем случае, применим лишь пункт 4 статьи 12 Закона в„– 101-ФЗ. По другим основаниям возникновения права муниципальной собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, последующий порядок его предоставления, приватизации, купли-продажи регулируется иначе. Однако судебные инстанции применили к отношениям сторон положения пункта 4 статьи 1 Закона в„– 101-ФЗ, статьи 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 в„– 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", пункт 1 статьи 250 Гражданского кодекса. Отклоняя доказательства об использовании земельных долей и земельных участков суды не дали оценку юридической характеристике земельных долей и земельных участков, с точки зрения их возникновения как объекта права. Из представленных в дело материалов видно, что земельные доли и земельные участки, принадлежащие муниципальному образованию, представляют собой невостребованные земельные доли. К невостребованным земельным долям относятся земельные доли, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. Следовательно, в соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса, невостребованные земельные доли являлись бесхозяйными вещами. Действующее гражданское законодательство допускает использование бесхозяйных вещей, в том числе и недвижимости (статья 234 Гражданского кодекса). Законность использования земельными участками кооперативом подтверждается приведенными положениями Гражданского кодекса. Кооператив открыто пользовался участками с 1992 года (отчитывался в органы статистики, уплачивал налоговые платежи, отражал в бухгалтерской отчетности, принимал участие в судебном разбирательстве при признании права муниципальной собственности в качестве третьего лица, как субъект, использующий земельные участки). Колхоз добросовестно пользовался земельными участками (соблюдал севооборот, вносил удобрения, уплачивал земельный налог) и отсутствовали собственники земельных долей, с которыми можно было оформить право пользования земельными участками. Абзац второй пункта 9 Указа Президента РФ "О реализации конституционных прав граждан на землю" от 07.03.1996 в„– 337 закреплял правило о том, что невостребованные земельные доли, на которые не поступили заявления на получение свидетельств на право собственности, передаются (сохраняются) за сельскохозяйственными организациями, которые используют их в течение трех лет. Если в течение этого времени собственник указанной земельной доли не подал заявление на получение свидетельства на право собственности на земельную долю и не принял решения об использовании земельной доли, она остается в пользовании сельскохозяйственной организации еще на три года. Суд сослался на статью 14 Закона в„– 101-ФЗ и формально исходил из того, что законное право владения и пользования земельными долями и участками, либо аренда земельных долей по договорам, заключенным до вступления в силу Закона в„– 101-ФЗ заявителем не подтверждены.
Администрация в отзыве указала на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. По мнению органа местного самоуправления, кооператив не обладает преимущественным правом на приобретение в собственность земельных участков (земельных долей) по льготной цене на основании пункта 5.1. статьи 10 и пункта 4 статьи 12 Закона в„– 101-ФЗ, поскольку не представил надлежащих доказательств пользования ими на законных основаниях.
В судебном заседании представитель колхоза поддержал доводы жалобы, которую просил удовлетворить. Пояснил судебной коллегии, что кооператив на протяжении длительного периода времени открыто пользовался земельными участками с кадастровыми номерами 23:36:0701000:369, 23:36:0701000:378, 23:36:0701000:545, 23:36:0701000:367 и 23:36:0701000:368. Соответствующие правоотношения колхозом документально с собственниками долей (либо с муниципальным образованием) не оформлялись.
Представители администрации возражали против удовлетворения жалобы. Пояснили, что после вступления решения Щербиновского районного суда от 26.03.2015 по делу в„– 2-22/2015 в законную силу и государственной регистрации права муниципального образования на земельные участки (доли) кооператив продолжил фактическое пользование спорными участками без внесения соответствующей платы.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, решением Щербиновского районного суда от 26.03.2015 по делу в„– 2-22/2015 признано право общей долевой собственности муниципального образования Старощербиновское сельское поселение Щербиновского района:
- на долю размером 11058/122458 в земельном участке сельскохозяйственного назначения площадью 12 458 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0701000:369 расположенных в границах СПК (колхоз) "Знамя Ленина" Щербиновского района, секция 15, контур 15.01;
- на долю размером 653598/820698 в земельном участке сельскохозяйственного назначения площадью 820 698 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0701000:378 местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Щербиновский район, ст. Старощербиновская;
- на долю размером 10533/465416 в земельном участке сельскохозяйственного назначения площадью 465 416 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0701000:545 местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Щербиновский район, ст. Старощербиновская;
- на земельный участок площадью 922 266 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0701000:367, земли сельскохозяйственного назначения, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Щербиновский район, в границах СПК (колхоз) "Знамя Ленина", секция 15, контур 11;
- на земельный участок площадью 993 905 кв. м с кадастровым номером 23:36:0701000:368, земли сельскохозяйственного назначения, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Щербиновский район, в границах СПК (колхоз) "Знамя Ленина", секция 15, контур 8 (т. 1, л.д. 69-92).
Указанное решение вступило в законную силу 06.05.2015. Право общей долевой собственности Старощербиновского сельского поселения на земельные доли и право собственности муниципального образования на земельные участки зарегистрировано 25.05.2015 (т. 2, л.д. 30-40).
В газете "Щербиновский курьер" от 30.05.2015 в„– 54 (10367) администрация опубликовала информацию о возможности приобретения земельных долей (земельных участков), находящихся в муниципальной собственности (т. 1, л.д. 93).
08 июня 2015 года кооператив обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность (на льготных условиях) невостребованных земельных долей в участках с кадастровыми номерами 23:36:0701000:369, 23:36:0701000:378, 23:36:0701000:545, а также участков с кадастровыми номерами 23:36:0701000:367 и 23:36:0701000:368. Заявление мотивировано использованием кооперативом испрашиваемых земельных участков для сельскохозяйственного производства, в подтверждение чего к заявлению прилагался акт об их использовании (т. 1, л.д. 94, 95).
В письме от 01.07.2015 в„– 02-1229/15-24 (т. 1, л.д. 96-98) администрация уведомила колхоз об отсутствии в земельных участках с кадастровыми номерами 23:36:0701000:367, 23:36:0701000:368 доли кооператива на праве собственности или ином вещном праве, в связи с чем испрашиваемые участки могут быть предоставлены кооперативу только посредством проведения торгов (статья 39.3 Земельного кодекса).
В письме от 24.07.2015 в„– 02-1428/15-24 администрация отказала кооперативу в предоставлении в собственность долей в земельных участках с кадастровыми номерами 23:36:0701000:369, 23:36:0701000:378, 23:36:0701000:545 по цене в размере 15% от их кадастровой стоимости. Отказ обоснован отсутствием у колхоза документов, подтверждающих использование последним земельных участков на законных основаниях, что исключает их предоставление на льготных условиях в порядке, установленном пунктом 4 статьи 12 Закона в„– 101-ФЗ (т. 1, л.д. 99-102).
Полагая, что отказ администрации противоречит действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, кооператив обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными решения администрации от 01.07.2015 в„– 02-1229/15-24 и от 24.07.2015 в„– 02-1428/15-24, а также обязать администрацию заключить с кооперативом договоры купли-продажи.
Требование кооператива о понуждении администрации к заключению договоров купли-продажи спорных земельных участков (земельных долей) суд первой инстанции оставил без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 148 Кодекса в связи с несоблюдением колхозом установленного законом для данной категории споров досудебного порядка урегулирования спора (пункт 2 статьи 452 Гражданского кодекса).
В части оставления без рассмотрения требования об обязании заключить с кооперативом договоры купли-продажи земельных участков (земельных долей) судебные акты сторонами не обжалуются, поэтому кассационной инстанцией не проверяются (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Согласно части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса организации, граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правоотношения, связанные с предоставлением земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Законом в„– 101-ФЗ и соответствующими законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 1 Закона в„– 101-ФЗ продажа земельных долей земель сельскохозяйственного назначения осуществляется на основе принципа преимущественного права покупки доли другими участниками долевой собственности либо использующими этот земельный участок сельскохозяйственными организациями или гражданами - членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Без проведения торгов продажа земельных участков осуществляется в случаях, указанных в пункте 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, в том числе земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (подпункт 9).
Пунктом 5.1 статью 10 Закона в„– 101-ФЗ предусмотрено, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
В силу пункта 4 статьи 12 Закона в„– 101-ФЗ в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.
В случае, если никто из указанных в настоящем пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии ненарушения при этом требований к образуемым земельным участкам.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили отсутствие у кооператива документов, подтверждающих пользование спорными земельными участками (долями) на каком-либо праве (постоянное (бессрочное) пользование, аренда), оформленном в установленном законом порядке, до фактического опубликования администрацией объявления (30.05.2015). Справка налогового органа от 18.08.2015 в„– 08-23/04350@, комиссионный акт от 07.05.2015, разъяснения комитета по вопросам имущественных и земельных отношений Законодательного Собрания Краснодарского края от 14.07.2015 в„– 3.13/532, первичные учетные (бухгалтерские) документы право пользования спорными земельными долями и земельными участками не подтверждают. Представленные кооперативом документы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством, подтверждающих факт возникновения у заявителя правоотношений по законному использованию спорных участков (земельных долей).
С учетом обстоятельств, установленных при разрешении спора, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что решения администрации от 01.07.2015 в„– 02-1229/15-24 и от 24.07.2015 в„– 02-1428/15-24 соответствуют положениям Закона в„– 101-ФЗ и не нарушают прав (законных интересов) кооператива.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемое решение органа, осуществляющего публичные полномочия, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Кодекса).
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
В кассационной жалобе кооператив приводит доводы о наличии оснований для удовлетворения требований в части признания незаконными решений администрации от 01.07.2015 в„– 02-1229/15-24 и от 24.07.2015 в„– 02-1428/15-24 в связи с неправильным применением судами положений Закона в„– 101-ФЗ. Приведенные доводы окружным судом отклоняются как основанные на неправильном понимании (толковании) заявителем норм материального права, а также противоречащие сложившейся судебной практике (постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.04.2015 по делу в„– А63-3243/2013 и от 24.07.2015 по делу в„– А32-37264/2014).
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель, были проверены и отвергнуты судебными инстанциями, которые по результатам исследования имеющихся в деле доказательств, их правовой оценки, пришли к противоположным выводам. Суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций (часть 2 статьи 287 Кодекса).
Иные доводы кассационной жалобы не влияют на обоснованность и законность обжалуемых заявителем судебных актов, не имеют существенного значения для разрешения спора по существу. Эти доводы не опровергают вывод судов о недоказанности кооперативом обстоятельств, свидетельствующих об использовании испрашиваемых им в собственность участков (земельных долей) на законных основаниях.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Государственная пошлина уплачена заявителем в федеральный бюджет при подаче кассационной жалобы (платежное поручение от 26.01.2016 в„– 216).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.10.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2016 по делу в„– А32-31347/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ

Судьи
Н.С.МАЗУРОВА
А.И.МЕЩЕРИН


------------------------------------------------------------------