Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.03.2016 N Ф08-1192/2016 по делу N А63-9915/2015
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ за пользование недрами без соответствующей лицензии.
Решение: Требование удовлетворено в связи с недоказанностью совершения обществом вмененного правонарушения, отсутствием вины в совершении правонарушения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ставропольского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2016 г. по делу в„– А63-9915/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2016 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "КубаньАгроСервис" (ИНН 2601009700, ОГРН 1112649000100) - Горяева Д.В. (доверенность от 05.02.2016), от заинтересованного лица - Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (ИНН 2636045265, ОГРН 1052600255993) - Болотовой Я.О. (доверенность от 05.10.2015), Цекапибзова Р.А. (доверенность от 14.09.2015), рассмотрев кассационную жалобу Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.11.2015 (судья Орловский Э.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 (судьи Семенов М.У., Афанасьева Л.В., Белов Д.А.) по делу в„– А63-9915/2015, установил следующее.
ООО "КубаньАгроСервис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 11.08.2015 в„– 80 о привлечении общества к ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 900 тыс. рублей штрафа за пользование недрами без лицензии.
Решением суда от 12.11.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.12.2015, требование удовлетворено.
Судебные акты мотивированы недоказанностью совершения обществом вмененного правонарушения, отсутствием вины в совершении правонарушения.
В кассационной жалобе министерство просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что факт добычи полезных ископаемых (валунно-песчано-гравийная смесь) на принадлежащем обществу на праве собственности земельном участке подтверждается приложенными к письму Управления Федеральной службы безопасности по Ставропольскому краю, а также к обращению жителей Кочубеевского района Ставропольского края, видеозаписями. Общество не предприняло действия по устранению допущенных нарушений.
Отзыв на жалобу не представлен.
В судебном заседании представители министерства поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, общества - возражал против них.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что обществу на праве собственности принадлежит земельный участок (кадастровый номер 26:15:041001:27) площадью 387 963 кв. м из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения, с видом разрешенного использования "для производственной деятельности", расположенный по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, примерно в 1 тыс. метров по направлению на юго-восток от ориентира - станица Барсуковская улица Островная дом в„– 11 Кочубеевского района Ставропольского края.
Обществу 01.08.2011 выдана лицензия СТВ 00171 ТЭ на пользование недрами с целевым назначением и видами работ: разведка с последующей добычей валунно-песчано-гравийной смеси на участке недр Барсуковского-2 месторождения, расположенного в Кочубеевском районе Ставропольского края (срок действия до 01.08.2031).
Приказом министерства от 24.04.2015 в„– 151 в связи с нарушением пользователем недр существенных условий лицензионного соглашения и истечением трех месяцев со дня получения им письменного уведомления о допущенных нарушениях досрочно (с 27.04.2015) прекращено право пользования недрами, предоставленное обществу по лицензии СТВ в„– 00171 ТЭ от 01.08.2011.
13 июля 2015 года в министерство поступило обращение от имени жителей Кочубеевского района Ставропольского края о том, что в Кочубеевском районе общество продолжает осуществление деятельности по добыче и торговле недрами. К обращению прилагался CD-диск с видеозаписями.
По данному факту 07.08.2015 министерство составило протокол в„– 76 о наличии признаков состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса, 11.08.2015 вынесло постановление о привлечении общества к ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса в виде взыскания 900 тыс. рублей штрафа за пользование недрами без лицензии.
Общество обжаловало постановление в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование общества, судебные инстанции обосновано руководствовались следующим.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 в„– 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В силу части 1 статьи 7.3 Кодекса пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Порядок возбуждения дела об административном правонарушении регламентируется главой 28 Кодекса.
К поводам к возбуждению дела об административном правонарушении относятся, в том числе, данные, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов; сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (пункт 2 и 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса).
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 02.05.2006 в„– 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон в„– 59-ФЗ) установлены необходимые реквизиты письменного обращения граждан в органы государственной и муниципальной власти в Российской Федерации, исходя из которых гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает как наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, так и свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии (часть 2 статьи 7 Закона в„– 59-ФЗ).
Ответ на обращение не дается в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией (часть 1 статьи 11 Закона в„– 59-ФЗ).
Судебные инстанции установили, что основаниями к привлечению общества к ответственности явились поступившее в министерство 13.07.2015 обращение от имени жителей Кочубеевского района Ставропольского края и приложенные к нему видеозаписи, а также письмо Управления Федеральной службы безопасности по Ставропольскому краю от 31.07.2015 в„– 14/1-1724, к которому также приложена видеозапись.
Оценив представленное обращение от имени жителей Кочубеевского района Ставропольского края, суд установил, что оно носит анонимный характер, составлено оно машинописным текстом, не имеет даты, никем не подписано и не содержит сведений об обратившихся лицах, кроме указания "жители Кочубеевского района". В письме имеется отметка: "в целях соблюдения личной безопасности оставляем за собой право не сообщать свои персональные данные".
Суд указал, что действующим законодательством не устанавливается безусловная обязанность соответствующего административного органа возбуждать дело об административном правонарушении при наличии какого-либо из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 статьи 28.1 Кодекса, поскольку для возбуждения дела об административном правонарушении требуется наличие достаточных сведений, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Сами по себе сообщения не могут служить поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, а являются лишь основаниями для проведения проверочных мероприятий с целью выявления указанных сведений (их отсутствия).
Суд установил и административный орган не оспаривает, что в рассматриваемом случае министерство не проводило какие-либо контрольные мероприятия, по месту нахождения земельного участка государственный инспектор не выезжал, протокол об административном правонарушении составлен в г. Невинномысске Ставропольского края.
Исследовав представленные вместе с обращением видеозаписи (4 файла), суд установил, что на них имеется запись о погрузке в кузов грузового автомобиля экскаватором песчано-гравийной смеси и последующий ее вывоз. При этом на видеозаписях не видно, откуда экскаватор набирает смесь, что не позволяет сделать вывод о том, осуществлялась ли в момент съемки добыча недр, или только погрузка ранее добытой и складированной песчано-гравийной смеси.
Кроме того, на видеозаписях дата и место съемки не указаны, какая-либо речевая информация, а также регистрационные номера применяемой техники отсутствуют.
Суд установил, что в свойствах файлов видеозаписей указана "дата изменения" - "05.07.2015". Такие свойства файлов как дата создания и дата съемки зависят от предварительных настроек средств фото и видеофиксации. В деле отсутствуют сведения о применяемых средствах фиксации аудиоинформации, а также лицах, производивших их настройку и саму съемку, их квалификации. Дата изменения файла может меняться в зависимости от его редактирования, внесения каких-либо изменений.
Таким образом, файлы видеозаписей, приложенные к обращению, не позволяют с достоверностью определить место, дату и время съемки, что суд расценил как доказательства, не позволяющие с достоверностью определить факт предполагаемого нарушения и обстоятельства его совершения (в том числе время, место, лицо, производящее предположительно противоправные действия, обстоятельства совершения зафиксированных в видеозаписи действий).
Сам текст обращения жителей Кочубеевского района Ставропольского края, на основании которого в числе других сообщений административный орган привлек общество к ответственности, не содержит сведений о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, содержит лишь просьбу проверить обоснованность осуществления работ на указанной местности, что министерство не выполнило.
Суд исследовал и оценил письмо Управления Федеральной службы безопасности по Ставропольскому краю от 31.07.2015 в„– 14/1-1724, исходя из которого получены данные об осуществлении на участке недр "Барсуковское-2" Кочубеевского района Ставропольского края, расположенного в 2-х километрах от восточной границы села Барсуковское Кочубеевского района Ставропольского края, неустановленными лицами, возможной добычи песчано-гравийной смеси в нарушение действующего законодательства в сфере недропользования. К письму прилагался CD-диск с видеозаписью. Указанные документы административный орган также расценил как доказательства совершения обществом вмененного правонарушения.
Оценивая представленную Управлением Федеральной службы безопасности по Ставропольскому краю видеозапись, суд отметил, что файл содержит панорамную видеосъемку территории с беспилотного летательного аппарата. Видеозапись не позволяет сопоставить место съемки с местоположением принадлежащего обществу земельного участка. Министерство не представило пояснения и доказательства, позволяющие сопоставить зафиксированную видеоинформацию с действиями общества.
Видеозапись также не позволяет установить дату и время съемки. Суд также отметил, что согласно указанному письму добыча песчано-гравийной смеси ведется в 2-х км от восточной границы станицы Барсуковской, тогда как из описания местоположения земельного участка общества следует, что он находится в 1 км на юго-восток от станицы Барсуковской.
При этом из письма прямо усматривается, что полученные данные не позволили установить лицо, осуществляющее добычу недр; в нем отсутствует утверждение о добыче недр обществом, а имеется ссылка на возможное осуществление добычи песчано-гравийной смеси неустановленными лицами в нарушение действующего законодательства в сфере недропользования. Письмо, как в нем указано, направлено с просьбой о проведении проверки изложенных сведений, что административный орган не сделал, использовав лишь полученную информацию и анонимное обращение граждан в качестве доказательств совершения обществом правонарушения.
Исследуя представленную в дело налоговую декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых за апрель 2015 года, суд указал, что она содержит сведения о количестве добытых обществом недр, но не доказывает осуществление добычи недр после прекращения права его пользования (после 27.04.2015). Общество факт добычи недр в июле 2015 года отрицает.
Поскольку представленные министерством доказательства совершения вмененного обществом правонарушения не соответствуют предъявляемым статьей 26.2 Кодекса требованиям, судебные инстанции сделали правильный вывод о недоказанности административным органом факта совершения обществом вмененного правонарушения и его вины в совершении противоправных деяний и нарушении административным органом установленного статье 26.11 Кодекса принципа всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.11.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 по делу в„– А63-9915/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.А.ЧЕРНЫХ

Судьи
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ
Т.В.ПРОКОФЬЕВА


------------------------------------------------------------------