Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.03.2016 N Ф08-991/2016 по делу N А53-8828/2015
Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Оспариваемыми актами учреждение признано нарушившим ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" за установление ограничения допуска товаров.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установленный учреждением запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, не противоречит ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 марта 2016 г. по делу в„– А53-8828/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 марта 2016 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Илюшникова С.М., судей Денека И.М. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" (ИНН 6164302805, ОГРН 1116164001546) - Касатова Я.И. (доверенность от 11.01.2015), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (ИНН 6163030500, ОГРН 1026103173172), третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Восход" (ИНН 6150077878, ОГРН 1146183002900), закрытого акционерного общества "Электронные торговые системы" (ИНН 7703668940, ОГРН 1087746762597), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.09.2015 (судья Бондарчук Е.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2015 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу в„– А53-8828/2015, установил следующее.
ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительными принятых управлением решения от 16.03.2015 по делу в„– 356/03 о нарушении Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон в„– 44-ФЗ) и предписания от 16.03.2015 в„– 243/03.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 16.04.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Восход" и ЗАО "ЭТС".
Решением суда от 30.09.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.11.2015, требования удовлетворены в полном объеме. Суды указали, что установленный учреждением запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, не противоречит части 3 статьи 14 Закона в„– 44-ФЗ и постановлению Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 в„– 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление в„– 1224).
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и отказать в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает на неправильное применение судами норм материального права. Действия постановления в„– 1224 распространяется исключительно на закупки, проводимые в рамках государственного оборонного заказа. Правительством Российской Федерации не установлен запрет на допуск закупаемых спорным аукционом товаров, происходящих из иностранных государств.
В судебном заседании представитель учреждения высказался против удовлетворения жалобы, указав на то, что выводы судов по данному делу соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 10.02.2016 по делу в„– А53-8825/2015 по аналогичному спору.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя учреждения, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалованные судебные акты надлежит оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, 02.03.2015 учреждение в качестве заказчика на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовало извещение о проведении электронного аукциона в„– 0858100000115000021 в целях заключения государственного контракта на поставку материалов, согласно которому начальная максимальная цена контракта составила 17 248 947 рублей 63 копейки.
В управление поступила жалоба ООО "Восход" по факту нарушения заказчиком при размещении извещения о проведении электронного аукциона в„– 0858100000115000021 требований части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона в„– 44-ФЗ. По данной жалобе антимонопольный орган провел внеплановую проверку закупки, в результате которой управление сделало вывод о том, что заказчик, установив в извещении о проведении электронного аукциона ограничение допуска товаров, происходящих из иностранного государства, нарушил часть 5 статьи 63 Закона в„– 44-ФЗ.
В решении управления от 16.03.2015 сделаны следующие выводы:
- жалоба ООО "Восход" признана обоснованной (пункт 1);
- учреждение признано нарушившим часть 5 статьи 63, часть 1 статьи 64 Закона в„– 44-ФЗ (пункт 2);
- заказчику выдать обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов и аннулировании электронного аукциона (пункт 3);
- оператору электронной площадки обеспечить заказчику исполнение данного предписания (пункт 4);
- решено рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица заказчика (пункт 5).
16 марта 2015 года во исполнение указанного решения комиссия управления приняла предписание в„– 243/03, в котором указано на следующее: заказчику в срок до 03.04.2015 отменить все сформированные протоколы и аннулировать названный аукцион.
Учреждение, не согласившись с вынесенными решением и предписанием антимонопольного органа, обжаловало их в арбитражный суд.
Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом в„– 44-ФЗ. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено названным Законом, информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленном в соответствии с указанным Законом (пункт 4 статьи 42 Закона в„– 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона в„– 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона указываются, в том числе, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В извещении о проведении электронного аукциона указано об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона в„– 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 постановления в„– 1224 установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют или не соответствуют требованиям государственных заказчиков.
Управление в кассационной жалобе указывает на то, что использованное в постановлении в„– 1224 понятие целей закупок: "для нужд обороны страны и безопасности государства" следует понимать как закупки, проводимые в рамках государственного оборонного заказа. Однако рассматриваемая закупка не относится к государственному оборонному заказу.
Отклоняя указанный довод, суды обоснованно указали, что к целям обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства могут относиться как государственный оборонный заказ, так и заказ для нужд обороны страны и безопасности государства, поскольку и та и другая закупка установлены для обеспечения нужд обороны страны.
В рассматриваемом аукционе поставка материалов требовалась для нужд учреждения - ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа", созданного на основании приказа Министра обороны Российской Федерации о создании от 31.03.2011 в„– 425. Деятельность заказчика связана с обеспечением обороны и национальной безопасности, соответственно, и его закупки направлены на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения обороны и национальной безопасности.
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно удовлетворили требование учреждения, признав недействительными решение и предписание антимонопольного органа, которыми заказчик признан нарушившим часть 5 статьи 63 и часть 1 статьи 64 Закона в„– 44-ФЗ.Доводы кассационных жалоб по существу направлены на переоценку доказательств, которые судебные инстанции оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 Кодекса. В соответствии с частью 3 названной статьи при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Таким образом, арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены судебными инстанциями правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.09.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2015 по делу в„– А53-8828/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
С.М.ИЛЮШНИКОВ

Судьи
И.М.ДЕНЕКА
М.Г.КАЛАШНИКОВА


------------------------------------------------------------------