Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.03.2016 N Ф08-926/2016 по делу N А22-3062/2015
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ за злоупотребление доминирующим положением путем начисления и требования с собственников помещений в многоквартирном доме платы за электроэнергию на общедомовые нужды.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения правонарушения доказан. Основания для снижения штрафа ниже низшего предела отсутствовали.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Калмыкия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 марта 2016 г. по делу в„– А22-3062/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 2 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 9 марта 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Андреевой Е.В. и Гиданкиной А.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - акционерного общества "Калмэнергосбыт" (ИНН 0814166090, ОГРН 1050866787982), заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия (ИНН 0816005412, ОГРН 1080816004004), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Калмэнергосбыт" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015 по делу в„– А22-3062/2015 (судьи Параскевова С.А.. Белов Д.А.. Афанасьева Л.В.), установил следующее.
АО "Калмэнергосбыт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 20.05.2015 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 300 тыс. рублей штрафа.
Решением от 24.09.2015 суд изменил постановление управления в части назначения административного штрафа, уменьшив его размер до 150 тыс. рублей.Постановлением апелляционного суда от 01.02.2012 решение от 24.09.2015 отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление и оставить в силе решение, полагая, что срок на обжалование постановления пропущен по уважительным причинам; суд первой инстанции обоснованно снизил размер штрафа, приняв во внимание, что штраф носит карательный характер и общество добровольно прекратило начислять и взимать плату за электроэнергию на общедомовые нужды.
В отзыве управление просит оставить постановление без изменения.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, управление приняло постановление от 20.05.2015 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 Кодекса в виде 300 тыс. рублей штрафа за нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции". Нарушение выразилось в злоупотреблении доминирующим положением путем начисления и требования с собственников помещений в многоквартирном доме платы за электроэнергию на общедомовые нужды.
Не согласившись с постановлением, общество 14.08.2015 обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
В ходатайстве о восстановлении срока подачи заявления общество указало, что копию оспариваемого постановления управления оно получило 01.06.12015. Заявление о признании постановления незаконным подано в арбитражный суд нарочным 14.08.2015, т.е. за пределами срока, установленного частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество заявило ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока. В обоснование причины пропуска срока общество сослалось на оспаривание им решения антимонопольного органа в апелляционной и кассационной инстанциях, а также на то, что управление указало на обжалование постановления в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В мотивировочной части решения суда первой инстанции отсутствует оценка заявленных обществом причин пропуска срока подачи заявления; суд не установил наличие причин, свидетельствующих об отсутствии у общества объективной возможности обратиться в арбитражный суд с заявлением в установленный срок.
Суд апелляционной инстанции, оценив доводы общества о причинах пропуска срока на обжалование постановления, пришел к выводу, что заявитель не доказал наличие уважительных причин, которые объективно препятствовали возможности подачи заявления в суд в установленный срок. Суд правомерно указал, что обжалование обществом решения управления в рамках дела в„– А22-3976/2014 не препятствовало ему своевременно обжаловать постановление управления о привлечении общества к административной ответственности. Кроме того, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского по делу в„– А22-3976/2014 принято 24.07.2015, с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 20.05.2015 общество обратилось 14.08.2015, то есть по истечении десяти дней и с даты принятия постановления суда кассационной инстанции.
Довод о том, что управление не разъяснило порядок обжалования постановления, отклоняется. В постановлении со ссылкой на статью 30.3 Кодекса указано, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Аналогичный срок на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности предусмотрен и частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Гарантированное государством право на судебную защиту не может превалировать над принципом правовой определенности как одним из основополагающих аспектов требования верховенства права, вытекающего из принципа правового государства (статья 1 Конституции Российской Федерации). Восстановление срока подачи заявления при отсутствии уважительности причин такого пропуска нарушает стабильность гражданского оборота и ставит в неравное положение участников судебного процесса, что является недопустимым (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 в„– 367-О). Принципами судопроизводства, закрепленными в статьях 7 и 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются равенство всех перед законом и судом и равноправие сторон. Эти принципы реализуются через соблюдение требований закона всеми участниками судебного процесса. Кроме того, согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Вывод апелляционного суда об отсутствии уважительных причин пропуска срока на оспаривание постановления управления, основанный на оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, нельзя признать произвольным и немотивированным. В отсутствие доказательств, позволяющих установить наличие объективных исключительных обстоятельств, не позволивших обществу своевременно с соблюдением всех требований процессуального законодательства реализовать право на судебную защиту, оснований для иной оценки обстоятельств дела у суда кассационной инстанции не имеется.
Пропуск процессуального срока подачи заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности без уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Факт совершения правонарушения общество не оспаривает.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, не ограничиваясь формальным основанием, рассмотрел вопрос в части размера штрафа и отклонил довод о снижении размера штрафа ниже низшего предела, установленного статьей 14.31 Кодекса, принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих наличие оснований для снижения штрафа ниже низшего предела, а также оплату обществом штрафа до принятия судом первой инстанции решения по настоящем делу.
Основания для отмены постановления по доводам, изложенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015 по делу в„– А22-3062/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
М.Г.КАЛАШНИКОВА

Судьи
Е.В.АНДРЕЕВА
А.В.ГИДАНКИНА


------------------------------------------------------------------