По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.03.2016 N Ф08-1089/2016 по делу N А32-10004/2015
Требование: Об обязании передать здание в муниципальную собственность.
Обстоятельства: Администрация полагала, что отказ управления нарушает его имущественные права и последний обязан передать спорное имущество в муниципальную собственность, поскольку имущество указано в постановлении о разграничении государственной собственности в РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку спорный объект не содержится в перечне объектов, которые относятся к муниципальной собственности.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2016 г. по делу в„– А32-10004/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Улько Е.В., судей Артамкиной Е.В. и Фефеловой И.И., в отсутствие в судебном заседании истца - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), третьих лиц: муниципального бюджетного учреждения здравоохранения города Сочи "Городская поликлиника в„– 2", федерального бюджетного учреждения "Сочинский национальный парк", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2015 (судья Грачев С.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015 (судьи Фахретдинов Т.Р., Мисник Н.Н., Тимченко О.Х.) по делу в„– А32-10004/2015, установил следующее.
Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление, ТУ Росимущества в Краснодарском крае) о возложении на управление обязанности передать здание "Библиотека", расположенное по адресу: г. Сочи, п. Дубравный, ул. Пробковая, 20 в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Сочи.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МБУЗ города Сочи "Городская поликлиника в„– 2" (далее - поликлиника), ФБУ "Сочинский национальный парк" (далее - парк).
Решением суда первой инстанции от 15.09.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.12.2015, в удовлетворении исковых требований отказано со ссылкой на то, что объект "Библиотека", а равно учреждения национальных парков не содержатся в перечне объектов, которые относятся к муниципальной собственности. Собственником имущества выступает Российская Федерация, чьи функции по управлению имуществом выполняет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Доказательств обращения заявителя к федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, не представлено.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование своих требований заявитель указывает на то, что спорные объекты находятся на территории муниципального образования город Сочи и относятся к объектам социального значения. Пунктами 2 и 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 в„– 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление в„– 3020-1) установлено, что объекты жилищного фонда и объекты инженерной инфраструктуры городского поселения, независимо от того, на чьем балансе они находятся, являются муниципальной собственностью и подлежат передаче в муниципальную собственность.
В отзыве на кассационную жалобу парк указал на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность оспариваемых судебных актов, и заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителей.
От иных, участвующих в деле лиц, отзывы на жалобу не поступили.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что в 2010 парк и поликлиника заключили договор в„– 99-10/13 о передаче в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за парком на праве оперативного управления, а именно здания "Библиотека" (адрес: г. Сочи, п. Дубравный, ул. Пробковая, 20) для функционирования фельдшерско-акушерского пункта в целях оказания первичной медико-санитарной помощи жителям села Каштаны и поселка Дубравный Адлерского района г. Сочи.
В сентябре 2011 года от поликлиники поступило обращение о передаче указанного недвижимого имущества на баланс арендатора. В ответ на указанное письмо парк сообщил, что арендодатель не возражает против такой передачи и считает это целесообразным, но ввиду отсутствия у арендодателя полномочий по самостоятельной передаче объектов федеральной собственности было предложено обратиться в Минприроды России как учредителю учреждения ТУ Росимущества в Краснодарском крае и уполномоченному представителю собственника федерального имущества.
Письмом ТУ Росимущества в Краснодарском крае от 09.12.2011 в„– 08-07/16107 указано, что ТУ Росимущества в Краснодарском крае не наделено полномочиями по передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную без поручения Росимущества (г. Москва), а для рассмотрения вопроса по существу и принятия соответствующего решения было предложено направить в Росимущество (г. Москва) утвержденный законодательно пакет документов.
На обращение поликлиники о передаче занимаемого здания, в марте 2014 года ТУ Росимущества в Краснодарском крае, ответило об отказе в передаче данного имущества в связи с тем, что отсутствует свидетельство о государственной регистрации прав на объект и документы, подтверждающие право пользования земельным участком, а также по той причине, что, по мнению ТУ Росимущества в Краснодарском крае, заключение данного договора негативно отразится на имущественных интереса Российской Федерации.
Истец полагает, что отказ ТУ Росимущества в Краснодарском крае нарушает его имущественные права и последний обязан передать спорное имущество в муниципальную собственность, поскольку спорное имущество указано в приложении 3 к постановлению в„– 3020-1 и подлежит передаче в муниципальную собственность.
Истец полагает, что ответчик своим отказом ответчик нарушил и положения Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 122-ФЗ), обязывающие ответчика передать в муниципальную собственность имущество, используемое организациями местного самоуправления для решения вопросов местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В случае нарушения либо оспаривания права лица, возникшего из указанных оснований, это лицо в силу статьи 11 Кодекса вправе обратиться в суд за защитой права с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 Кодекса либо иными нормами Закона.
Согласно кадастровому паспорту недвижимого имущества - здания "Библиотеки", расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, пос. Дубравный, ул. Пробковая, 20, общая площадь составляет 101,3 кв. м. Этажность - двухэтажное здание, кадастровая стоимость составляет 2 303 937 рублей 82 копейки. В соответствии с выпиской из реестра федерального имущества от 26.03.2014 в„– 381/1 правообладателем (на праве оперативного управления) данного здания является парк, на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом г. Сочи от 05.04.1996 в„– 11 и договора о закреплении имуществом от 05.04.1996 в„– 54.
В пункте 1 статьи 296 Кодекса установлено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. В данном случае собственником имущества выступает Российская Федерация, чьи функции по управлению имуществом в соответствии с положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 в„– 432, выполняет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
В силу части 2 постановления в„– 3020-1, следующие объекты государственной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах): жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения; жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении; объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов; другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).
Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов: предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий; учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.
На основании пункта 3 постановления в„– 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1-3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
На основании статьи 1 Федерального закона от 23.11.1994 в„– 78-ФЗ "О библиотечном деле" библиотека - информационная, культурная, просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающие организованным фондом документов и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам, то есть к не относится к объектам народного образования. Таким, образом, объект "Библиотека", а равно учреждения национальных парков не содержатся в перечне объектов, которые являются муниципальной собственностью.
Законом в„– 122-ФЗ предусмотрены случаи и порядок передачи федерального имущества в муниципальную собственность.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Закона в„– 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
- если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Предложения о передаче имущества направляются органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Исходя из смысла данного закона, он не разграничивает публичную собственность между различными видами государственной власти и местного самоуправления, а содержит в себе механизм, позволяющий передавать имущество из одного уровня публичной собственности в другой.
Обязательным условием возникновения права собственности в данном случае будет соблюдение установленного указанным законом порядка принятия решения и передачи имущества.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что истец, являющийся органом местного самоуправления, обращался к ответчику, являющимся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015 по делу в„– А32-10004/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.УЛЬКО
Судьи
Е.В.АРТАМКИНА
И.И.ФЕФЕЛОВА
------------------------------------------------------------------