Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.02.2016 N Ф08-254/2016 по делу N А15-1979/2015
Требование: О взыскании 10 процентов прибыли предприятия.
Обстоятельства: Министерство сообщило предприятию о наличии задолженности перед республиканским бюджетом за использование государственного имущества.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в соответствии с уставом предприятие является федеральным государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, в связи с чем положения Закона Республики Дагестан от 04.12.2009 N 74 не распространяются на предприятие. Обязанность по представлению бухгалтерской отчетности за спорный период в министерство отсутствует.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Дагестан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2016 г. по делу в„– А15-1979/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Садовникова А.В. и Улько Е.В., при участии в судебном заседании от истца - Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан (ИНН 0562073430, ОГРН 1080562631236) - Мамаева А.М. (доверенность от 15.07.2015), ответчика - Федерального государственного унитарного предприятия "Кизлярский коньячный завод" (ИНН 0547000050, ОГРН 1020502307352) - Коваленко П.В. (доверенность от 19.02.2015), в отсутствие третьих лиц: Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (ИНН 7710747640, ОГРН 1097746136124), Министерства финансов Республики Дагестан (ИНН 0562043732, ОГРН 1020502523535), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2015 по делу в„– А15-1979/2015 (судьи Марченко О.В., Егорченко И.Н., Казакова Г.В.), установил следующее.
Министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к ФГУП "Кизлярский коньячный завод" (далее - предприятие) о взыскании 10% прибыли предприятия за период с 01.01.2014 по 12.12.2014 в размере 46 901 352 рублей (уточненные требования на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная службы по регулированию алкогольного рынка (далее - служба) и Министерство финансов Республики Дагестан.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.09.2015 (судья Хавчаева К.Н.) исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с предприятия в пользу министерства 46 763 095 рублей 89 копеек основной задолженности, в доход федерального бюджета 199 410 рублей 44 копейки государственной пошлины. В остальной части заявленных требований отказал. Судебный акт мотивирован тем, что необходимость внесения государственными унитарными предприятиями Республики Дагестан в республиканский бюджет части прибыли является реализацией права Республики Дагестан - собственника имущества, находящегося в спорный период в хозяйственном ведении этих предприятий, на получение части прибыли от использования такого имущества. Поскольку на момент рассмотрения спора сумма задолженности предприятием не оплачена, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Постановлением от 08.12.2015 решение от 21.09.2015 отменено, по делу принят новый судебный акт. В удовлетворении требований отказано. С министерства в пользу предприятия взыскано 3 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы. Судебный акт мотивирован тем, что в соответствии с уставом, предприятие является федеральным государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, в связи с чем, положения Закона Республики Дагестан от 04.12.2009 в„– 74 "О размере подлежащей перечислению в республиканский бюджет Республики Дагестан части прибыли государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей" (далее - Закон в„– 74) не распространяется на предприятие. Обязанность по представлению бухгалтерской отчетности за спорный период в Министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан отсутствует.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановление 08.12.2015, решение от 21.09.2015 оставить без изменения. Заявитель указывает, что в октябре 2014 года предприятие представило в министерство бухгалтерский отчет за 9 месяцев 2014 года, однако отчетность по итогам года не представлена. В плане деятельности предприятия на 2014 год, представленном на утверждение в министерство, предусмотрены денежные поступление от чистой прибыли предприятия в республиканский бюджет Республики Дагестан на 2015 год в размере 55 млн. рублей и 57 млн. рублей на 2016 год. Поступление части прибыли предприятия никогда не было предусмотрено в федеральном бюджете. Факт нахождения имущества предприятия в федеральной собственности на момент реализации обязанности по уплате не должен отражаться на праве Республики Дагестан, как собственника, на получение части прибыли за пользование ее имуществом в соответствующем периоде.
В отзывах на жалобу предприятие и служба сослались на несостоятельность ее доводов.
В судебном заседании представитель министерства настаивал на доводах жалобы, представитель предприятия просил оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно и судами установлено, что согласно уставу (в редакции, утвержденной приказом Комитета по виноградарству и регулированию алкогольного рынка Республики Дагестан от 25.10.2013 в„– К-64), предприятие создано в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 18.07.2000 в„– 126 и является правопреемником УДП "Кизлярский коньячный завод" в соответствии с передаточным актом.
Имущество унитарного предприятия принадлежало на праве собственности Республике Дагестан. Имущество принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения, является неделимым и не может быть распределено.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.08.2014 в„– 1653-р "О передаче предприятия" принято предложение Правительства Республики Дагестан о передаче предприятия как имущественного комплекса в федеральную собственность.
Переданное предприятие отнесено к ведению службы.
Распоряжением Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (далее - управление) от 17.10.2014 в„– 357-р предприятие принято в федеральную собственность из государственной собственности Республики Дагестан.
На основании утвержденного руководителем управления 12.12.2014 акта министерство передало, а управление приняло предприятие как имущественный комплекс.
Внесены соответствующие изменения в устав предприятия и запись о государственной регистрации изменений в„– 2150547030104.
Уведомлением от 03.04.2015 в„– 13-07-1660/08/15 министерство сообщило предприятию о наличии задолженности перед республиканским бюджетом за использование государственного имущества Республики Дагестан за период с 01.01.2014 по 12.12.2014.
Ссылаясь на уклонение предприятием от исполнения обязательства, министерство обратилось с заявленными требованиями в арбитражный суд.
В силу статьи 286 Кодекса арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и в возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
В силу пункта 2 статьи 17 Закона от 14.11.2002 в„– 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 данного Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 в„– 228 утверждены Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий (далее - правила).
В соответствии с пунктом 6 правил часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, определяется как часть прибыли федерального государственного унитарного предприятия, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий финансовый год, осуществляемых за счет чистой прибыли, но не менее 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 правил установлено, что перечисление в федеральный бюджет части прибыли осуществляется предприятиями до 15 июня.
В силу абзаца 3 пункта 6 правил чистая прибыль (нераспределенная прибыль) определяется на основании данных бухгалтерской отчетности, представляемой предприятиями в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Чистая прибыль формируется на балансе организации только к концу текущего (отчетного) года.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.07.2010 в„– 1276-р предприятие отнесено к ведению службы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 в„– 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" установлено, что федеральные органы исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, которые не включены в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, осуществляют, помимо прочего, утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов руководителя предприятия; принятие решений, предусматривающих перечисление в федеральный бюджет части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий финансовый год, осуществляемых за счет чистой прибыли, но не менее 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.
29 апреля 2015 года служба издала приказ в„– 111, согласно которому, подведомственные данному органу унитарные предприятия обеспечивают перечисление части чистой прибыли за 2014 год в федеральный бюджет в размере 25% в срок до 15.06.2015.
Суд апелляционной инстанций установил, что предприятие, во исполнение действующего законодательства и решения собственника имущества, перечислило денежные средства в сумме 123 684 884 рублей, что составляет 25% от чистой прибыли за 2014 год в соответствующий бюджет, что подтверждается платежными поручениями от 04.06.2015 в„– 792, от 08.06.2015 в„– 859, от 09.06.2015 в„– 869, от 09.06.2015 в„– 871. Повторное взыскание прибыли с предприятия противоречит основополагающим принципам права: разумности и справедливости. Следовательно, основания для повторного перечисления указанных сумм в бюджет Республики Дагестан за один и тот же период отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судом апелляционной инстанций при рассмотрении дела, не влияют на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта и не опровергают выводы суда.
Суд апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2015 по делу в„– А15-1979/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Е.В.АРТАМКИНА

Судьи
А.В.САДОВНИКОВ
Е.В.УЛЬКО


------------------------------------------------------------------