Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.02.2016 N Ф08-10351/2015 по делу N А53-7899/2015
Требование: О взыскании задолженности по договору о компенсации расходов.
Обстоятельства: Общество ссылалось на то, что комиссариат не оплатил счета и возвратил их, указав на израсходование в полном объеме лимитов денежных средств, предназначенных на компенсацию этих расходов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку комиссариат не оплатил транспортные услуги, оказанные обществом по договору.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2016 г. по делу в„– А53-7899/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Леоновой О.В., судей Айбатулина К.К. и Савенко Л.И., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Южная транспортная компания" (ИНН 6161050885, ОГРН 1076161006096) - Морозова Е.А. (доверенность от 21.09.2014), Снопкова А.Ю. (доверенность от 24.09.2014), от ответчика - федерального казенного учреждения "Военный комиссариата Ростовской области" (ИНН 6165035768, ОГРН 1036165004391) - Новикова О.К. (доверенность от 01.06.2015), Шеховцовой Т.Г. (доверенность от 05.10.2015), рассмотрев кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Ростовской области" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.07.2015 (судья Демина Я.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2015 (судьи Чотчаев Б.Т., Величко М.Г., Ковалева Н.В.) по делу в„– А53-7899/2015, установил следующее.
ООО "Южная транспортная компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ФКУ "Военный комиссариата Ростовской области" (далее - комиссариат) о взыскании 2 004 394 рублей 60 копеек задолженности по договору о компенсации расходов в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 в„– 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от 31.12.2013 в„– 478 (далее - договор о компенсации расходов).
Решением от 07.07.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.12.2015, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы тем, что комиссариат не оплатил транспортные услуги, оказанные обществом по договору о компенсации расходов.
В кассационной жалобе комиссариат просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, в нарушение пункта 5.4 договора о компенсации расходов общество представило документы для расчетов за услуги, оказанные в 2014 году, только в 2015 году. В соответствии с абзацем 2 пункта 23 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 в„– 1609, финансирование расходов военных комиссариатов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации. Статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит отказать в ее удовлетворении, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Комиссариат не оспаривает факт оказания услуг по договору о компенсации расходов и их стоимость.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителей сторон, поддержавших доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, 31.12.2013 комиссариат (заказчик) и общество (исполнитель) заключили договор о компенсации расходов, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по проезду граждан по территории Ростовской области для прохождения медицинского освидетельствования, контрольного медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, о призыве на военные сборы в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 в„– 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон в„– 53-ФЗ) и Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 в„– 704 (далее - Правила в„– 704) (пункт 2 договора). Под обязательствами по проезду граждан по территории Ростовской области понимается перевозка граждан от места жительства до призывных пунктов муниципальных образований, обслуживаемых отделами комиссариата и обратно, от призывных пунктов муниципальных образований до сборного пункта Ростовской области, расположенного в г. Батайске, и обратно (пункт 3.1 договора). В силу пункта 4.1 договора исполнитель обязан оказывать и обеспечивать обязательства по проезду граждан на основании месячных заявок комиссариата и уточненных заявок отделов комиссариата по муниципальным образованиям; заказчик обязуется представлять исполнителю письменно (факсимильной связью) за 5 суток до начала нового месяца заявки по организации проезда граждан с их объемами и направлениями (пункт 4.12 договора). За исполнение обязательств комиссариат обязуется компенсировать обществу расходы по проезду граждан. Компенсация расходов производится за выполненные мероприятия, определяется в российских рублях в соответствии со справкой Торгово-промышленной палаты Ростовской области о рыночной стоимости перевозок пассажиров. В компенсацию расходов включены все расходы, связанные со следованием транспортного средства по дорогам общего пользования, погрузочно-выгрузочными мероприятиями и т.д. (пункты 5.1, 5.2 и 5.3 договора). В течение 10 суток после окончания отчетного месяца исполнитель составляет и предоставляет заказчику: копию путевого листа с отметками отправителя и получателя; маршрутный лист команды; именной список перевозимых граждан, заверенный печатью отправителя; счет; акт компенсации расходов (пункт 5.4 договора).
Общество выставило комиссариату счета на оплату, приложив к ним документы, предусмотренные пунктом 5.4 договора.
Комиссариат не оплатил счета и возвратил их обществу, указав на израсходование в полном объеме лимитов денежных средств, предназначенных на компенсацию этих расходов.
Наличие задолженности явилось основанием для обращения общества с иском в арбитражный суд.
В подтверждение факта оказания услуг по договору истец представил заявки на оказание услуг, акты оказания услуг, маршрутные и путевые листы, именные списки, счета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. В соответствии с пунктом 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 790 ГК РФ).
Среднерыночные минимальные размеры тарифов перевозки призывников в первом квартале 2014 года указаны в экспертном заключении Торгово-промышленной палатой Ростовской области от 05.03.2014 в„– 04801/2014/31.
Удовлетворяя иск, суды руководствовались Федеральным законом от 28.03.1998 в„– 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон в„– 53-ФЗ), согласно пункту 7 статьи 1 которого компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с его исполнением, - расходное обязательство Российской Федерации, осуществляемое в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также пунктами 2, 3, 4 и 5 Правил в„– 704. Суды указали, что за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации, компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с провозом транспортными организациями по воинским перевозочным документам граждан, призванных на военную службу, к месту прохождения военной службы (военных сборов) (подпункт 6 пункта 2 Правил в„– 704). Выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения расходов граждане представляют оригиналы соответствующих документов, организации - заверенные в установленном порядке копии таких документов. Организация представляет указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации (пункт 5 Правил в„– 704).
Комиссариат, не оспаривая факт оказания обществом услуг, а также их стоимость, считает, что поскольку счета на оплату услуг, оказанных в 2014 году, представлены в 2015 году, основания для их оплаты с учетом бюджетного финансирования в новом финансовом году отсутствуют.
Однако в силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Как правильно указали суды, несвоевременное направление счетов на оплату не может являться основанием для освобождения заказчика от оплаты оказанных услуг по договору о компенсации расходов. Доказательства того, что эти расходы превысили бюджетные ассигнования, выделенные на эти цели в 2014 году, не представлены. Других доводов комиссариат не приводит.
Основания для изменения или отмены решения и постановления, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.07.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2015 по делу в„– А53-7899/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
О.В.ЛЕОНОВА

Судьи
К.К.АЙБАТУЛИН
Л.И.САВЕНКО


------------------------------------------------------------------