Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.02.2016 N Ф08-9510/2015 по делу N А32-10134/2014
Требование: О солидарном взыскании убытков, причиненных изъятием земельного участка.
Обстоятельства: По мнению общества, изъятие земельного участка без соблюдения установленной законодательством процедуры, в том числе без предварительной компенсации, стало возможным в связи с уклонением управления от оформления права аренды на участок.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку осведомленность общества об изъятии и нереализация им права на самостоятельное обращение в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации обременений в виде аренды сами по себе не являются обстоятельствами, обуславливающими возможность изъятия участка на безвозмездной основе.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2016 г. по делу в„– А32-10134/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В. при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Каравелла" (ИНН 2317039272, ОГРН 1042309869568) - Харламовой М.В. (доверенность от 20.01.2016), от ответчиков: Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994) и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) - Копысова А.С. (доверенности от 03.12.2015, от 25.12.2015), в отсутствие представителей ответчиков: администрации Краснодарского края (ИНН 2308038402, ОГРН 1022301224549), министерства финансов Краснодарского края (ИНН 2308040000, ОГРН 1022301211570), Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636), Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ИНН 2320157646, ОГРН 1072300010991; ликвидирована), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - департамента олимпийского наследия Краснодарского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его Территориального управления в Краснодарском крае на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2015 (судьи Авдонина О.Г., Галов В.В., Ломидзе О.Г.) по делу в„– А32-10134/2014, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Каравелла" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к администрации Краснодарского края, Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Министерству финансов Российской Федерации, министерству финансов Краснодарского края (далее - администрация, корпорация, управление Росимущества, региональное министерство финансов, федеральное министерство финансов) о солидарном взыскании 15 282 199 рублей убытков, причиненных изъятием земельного участка площадью 849 кв. м с кадастровым номером 23:49:0402040:1436, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Нижне-Имеретинская бухта (далее - земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402040:1436; с учетом изменения предмета иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент олимпийского наследия Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2015 (судья Гречко О.А.) в отношении корпорации в связи с ее ликвидацией производство по делу прекращено, с управления Росимущества в пользу общества взыскано 13 660 410 рублей убытков, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что необоснованным уклонением управления Росимущества от внесения в договор от 15.06.2005 в„– 04-23/42С аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка площадью 10 454 кв. м с кадастровым номером 23:49:0402040:5, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, Нижне-Имеретинская бухта, (далее - договор аренды, исходный земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402040:5) изменений, связанных с разделом исходного земельного участка и прекращением права аренды на изъятый для государственных нужд один из вновь образованных земельных участков, созданы предпосылки для дополнительного изъятия для государственных нужд без соответствующей компенсации земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1436. Рыночная стоимость права долгосрочной аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1436 определена по результатам проведенной судебной экспертизы на дату изъятия земельного участка, возмещение убытков в размере стоимости права аренды, определенной на дату поведения оценки, признано недопустимым. Федеральное значение возведенного на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402040:1436 олимпийского объекта определило выбор надлежащего ответчика.
Определением от 07.07.2015 Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции, ввиду принятия судебного акта о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (пункт 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса). К участию в деле в качестве ответчика привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество). Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2015 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2015 отменено, производство по делу в отношении корпорации прекращено, с Российской Федерации в лице Росимущества в пользу общества взыскано 13 660 410 рублей убытков, в удовлетворении остальной части исковых требований и в иске к остальным ответчикам отказано. Обнаружив согласие с выводами суда первой инстанции, апелляционный суд указал на осуществление Росимуществом функций главного распорядителя средств федерального бюджета, в том числе предусмотренных на его (его территориальных органов) содержание и финансовое обеспечение возложенных на него функций, что определило Росимущество как надлежащего ответчика.
Росимущество и его управление обжаловали судебный акт суда апелляционной инстанции в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса, считая, что изъятие у общества земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1436 осуществлено администрацией и департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 в пределах своей компетенции, Росимущество соответствующими полномочиями не обладало, действие договора аренды распространялось и на земельный участок, за счет которого образован изъятый земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402040:1436, о предстоящем изъятии общество было извещено в ходе рассмотрения дела в„– А32-46602/2011, общество не реализовало право на самостоятельное обращение в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации обременений в виде аренды.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит принять законный и обоснованный судебный акт.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей общества, Росимущества и его управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела видно и судами установлено, в том числе вступившими в законную силу судебными актами по делам в„– А32-46602/2011, А32-3881/2013, что управление Росимущества (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:5 на 49 лет для эксплуатации существующих зданий и сооружений, а также их реконструкции в рекреационный оздоровительный объект. Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) 27.07.2005 (запись регистрации в„– 23-23-22/022/2005-414).
Распоряжением главы администрации от 15.07.2011 в„– 1124-р у общества для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения изъята часть земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:5 путем разделения последнего на земельный участок площадью 3762 кв. м с кадастровым номером 23:49:0402040:1281 и земельный участок площадью 6692 кв. м с кадастровым номером 23:49:0402040:1282 (далее - земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402040:1281 и 23:49:0402040:1282) и прекращения права аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402040:1281. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2012 по делу в„– А32-46602/2011 по иску департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 у общества изъят для федеральных нужд земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402040:1281 и расположенные на нем принадлежавшие обществу на праве собственности нежилые здания (санузел площадью 86,30 кв. м, блок кухня-кафе площадью 239,50 кв. м, склад площадью 130,70 кв. м). Действие договора аренды в отношении оставшегося в пользовании общества земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1282 не прекращено.
Письмом от 10.05.2012 в„– 11-10-725 управление Росимущества в лице местного подразделения предложило обществу внести изменения в договор аренды. В проекте дополнительного соглашения не предусматривалось уменьшение арендной платы несмотря на уменьшение площади арендуемого земельного участка с 10 454 кв. м до 6692 кв. м. В проекте дополнительного соглашения общества, направленного контрагенту с сопроводительным письмом от 21.11.2012, предусматривалось изменение кадастрового номера арендуемого земельного участка, его площади, состава расположенных на земельном участке объектов недвижимости, размера арендной платы. В письме от 18.12.2012 в„– 11-10 2122 управление Росимущества выразило отказ в подписании дополнительного соглашения ввиду фактического изъятия земельного участка с кадастровым номером 23:49:042040:1281 и осуществления на нем строительства олимпийского объекта. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2013 по делу в„– А32-3881/2013 управление Росимущества присуждено к заключению с обществом дополнительного соглашения к договору аренды, предусматривающего в качестве объекта аренды земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402040:1282, площадь которого уменьшена с 6692 кв. м до 5844 кв. м. Уменьшение площади земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1282 произошло вследствие образования (выделения) из него земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1436, который распоряжением главы администрации (губернатора) от 11.03.2013 в„– 200-р предоставлен корпорации в безвозмездное пользование до 01.01.2014 для строительства олимпийского объекта федерального значения.
Считая, что изъятие земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1436 без соблюдения установленной законодательством процедуры, в том числе без предварительной компенсации связанных с изъятием убытков, стало возможным в связи с уклонением управления Росимущества в период с 21.12.2012 и по дату вступления в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2013 делу в„– А32-3881/2013 от оформления права аренды общества на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402040:1282 (от внесения изменений в договор аренды), общество обратилось в арбитражный суд.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.01.2014 для установления рыночной стоимости права аренды и рыночной стоимости расположенной на земельном участке спасательной станции по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Южный Региональный Центр Оценки - Веакон". В заключении эксперта от 10.02.2015-10.03.2015 содержится вывод о том, что рыночная стоимость права долгосрочной аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1436 по состоянию на дату его изъятия (18.04.2013) составила 13 660 410 рублей, а рыночная стоимость спасательной станции - 345 755 рублей.
Законность постановления арбитражного суда апелляционной инстанции проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, принимая обжалуемый судебный акт, правомерно руководствовался следующим.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, согласно пункту 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (в действовавшей в период изъятия земельного участка редакции; далее - Земельный кодекс), могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах. В случае образования земельных участков из земельного участка, используемого на основании договора аренды, осуществляющее такое использование лицо, в силу пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса, имеет преимущественное право на заключение с ним договора аренды образуемых земельных участков на прежних условиях без проведения торгов либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенный договор аренды.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации в применимой к рассматриваемым отношениям редакции; далее - Гражданский кодекс). В силу статьи 1069 Гражданского кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующих закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Убытки, причиненные изъятием земельных участков для государственных нужд арендаторам, в силу статьи 57 Земельного кодекса, подлежат возмещению в полном объеме за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых произведено изъятие земельного участка.
Изъятие земельного участка с кадастровым номером 23:49:042040:1281 не повлекло автоматического прекращения договора аренды в целом. Общество вправе было возобновить отношения по аренде земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1282 с прежним арендатором посредством заключения соглашения о внесении изменений в договор аренды. Соблюдение обществом досудебного порядка изменения условий договора аренды и незаконность уклонения управления Росимущества от заключения соответствующего дополнительного соглашения установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2013 по делу в„– А32-3881/2013. Уменьшение площади земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1281 с 6692 кв. м до 5844 кв. м стало возможным и произошло вследствие образования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1436 и его фактического изъятия для федеральных нужд в условиях отсутствия в реестре записи об обременении правом аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1282 и в период незаконного уклонения управления Росимущества от надлежащего оформления изменений договора аренды. В отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1436 не принималось решение об его изъятии, соглашение между корпорацией и обществом о возмещении убытков не заключалось. Данные обстоятельства повлекли возникновение у общества убытков в размере рыночной стоимости права долгосрочной аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1436, изъятого для строительства олимпийского объекта федерального назначения.
Пунктами 1, 6, 16 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 в„– 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 310-ФЗ) в период с 01.01.2008 до 01.01.2014 на территории Краснодарского края допускалось изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов. Российская Федерация передавала Краснодарскому краю осуществление в названный период полномочий по изъятию земельных участков для федеральных нужд. Уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации названных полномочий был определен департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014. Решение об изъятии земельных участков в целях размещения олимпийских объектов федерального значения принималось администрацией на основании соответствующего заявления корпорации. Согласно названным нормативным положениям, администрация и департамент, изымая земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402040:1436 для строительства олимпийского объекта федерального назначения, действовали от имени Российской Федерации в силу закона.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса, пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 5.47 Положения о Росимуществе, суд апелляционной инстанции обоснованно заключил о том, что от имени Российской Федерации в рассматриваемых деликтных отношениях должно выступать управление Росимущества как главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности. Изъятие земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1436 произведено в пользу Российской Федерации для строительства олимпийского объекта федерального значения. Планируемая передача олимпийского объекта федерального значения в муниципальную собственность не может служить основанием возложения на муниципальное образование обязанности по возмещению обществу убытков, в виде рыночной стоимости права аренды, определенной на дату изъятия земельного участка. Распространение действия договора аренды на земельный участок, за счет которого образован изъятый земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402040:1436, не воспрепятствовало такому изъятию, а осведомленность общества об изъятии и нереализация им права на самостоятельное обращение в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации обременений в виде аренды сами по себе не являются обстоятельствами, обуславливающими возможность изъятия земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1436 на безвозмездной основе.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденные доказательствами. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для такой переоценки доказательств, иное привело бы к нарушению единообразия в толковании и применении арбитражным судом процессуальных норм (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса).
Соответствие выводов арбитражного суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2015 по делу в„– А32-10134/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ

Судьи
А.И.МЕЩЕРИН
И.В.СИДОРОВА


------------------------------------------------------------------