По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.02.2016 N Ф08-223/2016 по делу N А63-5187/2015
Требование: О признании незаконными действий органа внутренних дел.
Обстоятельства: Общество ссылалось на неправомерное аннулирование регистрации транспортного средства и выставление в федеральный розыск регистрационных знаков, паспорта транспортного средства и свидетельства о регистрации на автомобиль.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку сертификат соответствия, выданный в отношении спорного автомобиля, аннулирован. Общество не доказало соответствия автомобиля техническим регламентам, действующим на территории РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ставропольского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2016 г. по делу в„– А63-5187/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В.Ю, при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Экологика" (ИНН 2635136456, ОГРН 1102635009795) - Островерхова Д.В. и Щерба Е.Г. (доверенности от 05.05.2015), в отсутствие заинтересованных лиц: отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Шпаковскому району (ИНН 2623008900, ОГРН 1022603031109) и Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю (ИНН 2634050372, ОГРН 1022601954913), надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.07.2015 (судья Филатов В.Е.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу в„– А63-5187/2015, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Экологика" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Шпаковскому району (далее -отдел) о признании незаконным действий по аннулированию (прекращению) регистрации транспортного средства (далее -ТС) SHAANQI SX 3215DT366, регистрационный знак А656ОВ 126, выставлению в федеральный розыск регистрационных знаков, паспорта транспортного средства (далее - ПТС) и свидетельства о регистрации на указанный автомобиль, обязании восстановить регистрацию ТС и снять с федерального розыска регистрационные знаки, ПТС и свидетельство о регистрации на указанный автомобиль.
Определением от 10.06.2015 суд привлек к участию в дело в качестве заинтересованного лица Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю (далее - управление).
Решением от 28.07.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.12.2015, требования общества удовлетворены.
Судебные акты мотивированы наличием оснований для восстановления регистрационного учета спорного транспортного средства.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, поскольку сертификат соответствия спорного ТС экологическому классу С-CN.АВ23.А.03948 прекращен (аннулирован), подтверждение соответствия ТС SHAANQI SX 3215DT366 регистрационный знак А656ОВ 126 техническим нормативам, установленным Специальным регламентом, отсутствует, ТС не может быть допущено к участию в дорожном движении. Собственник (законный владелец) вправе обратиться к регистрирующему органу с заявлением о восстановлении регистрационного учета с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта ТС, предоставив доказательства устранения причин, явившихся основанием для прекращения регистрации. В случае невозможности устранения этих причин общество должно представить доказательства соответствия ТС требованиям безопасности дорожного движения. Процедура оценки соответствия, проверки выполнения требований к ТС, находящимся в эксплуатации, установлена действующим техническим регламентом ТР ТС 018/2011.
Отзыв от общества не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, (выслушав представителей участвующих по делу лиц), считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество на основании договора купли-продажи от 05.11.2013 АХ_ЭЛ/Ств-31534/ДВ_ДЗ-2 приобрело в собственность для производственных нужд и осуществления предпринимательской деятельности ТС - автомобиль SHAANQI SX3215DT366, идентификационный номер LZGCR2T62BX075199 (далее - спорный автомобиль).
12 сентября 2014 года этот автомобиль поставлен на регистрационный учет в отделе.
При совершении регистрационных действий, связанных с постановкой на учет транспортного средства, регистрирующему органу представлены все необходимые документы, в том числе ПТС, выданный 22.09.2011 на основании действующего сертификата соответствия С-CN.АВ23.А.03948. Обществу выдано свидетельство о регистрации ТС.
03 апреля 2015 года отдел направил обществу уведомление в„– 12/7586, из которого следует, что на основании информации полученной из Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), Федеральной таможенной службы (ФТС) и Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) действие сертификатов соответствия отменено, и в соответствии с пунктом 72 Положения о ПТС и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 23.06.2005 в„– 496, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации в„– 192, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в„– 134 (в редакции приказа от 30.08.2012 МВД России в„– 828, Минпромторга России в„– 1227, ФТС России в„– 1744) (далее - Положение о ПТС и паспортах шасси ТС), регистрация транспортного средства SHAANQI SX3215DT366, регистрационный знак "А 656 ОВ 126" аннулирована, а регистрационные знаки, ПТС и свидетельство о регистрации ТС выставлены в федеральный розыск.
Не согласившись с указанными действиями, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции не учли следующее.
Согласно пунктам 1 и 2 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 в„– 711, в редакции Указов Президента Российской Федерации по состоянию на 27.10.2011 (далее - Положение о ГИБДД), государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Госавтоинспекция, ГАИ) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 в„– 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", в редакции Федеральных законов по состоянию на от 13.07.2015 (далее - Закон в„– 196-ФЗ), допуск ТС, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением ТС, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации ТС и выдачи соответствующих документов. Регистрация ТС без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации ТС и выдача соответствующих документов осуществляются, в том числе в электронной форме.
В соответствии с частью 4 указанного Закона в„– 196-ФЗ, после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных ТС, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 12 Положения о ГИБДД Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право: запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе со снятием государственных регистрационных знаков, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения, а также при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а эксплуатацию троллейбусов и трамваев - при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами технической эксплуатации; запрещать эксплуатацию транспортных средств, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах.
Из материалов дела следует и не оспаривается заинтересованными лицами, что основанием для прекращения регистрации ТС, принадлежащего обществу, послужило указание Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации от 17.03.2015 в„– 13/4-1652 "О проведении проверочных мероприятий" и подготовленное на его основании указание УГИБДД ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю.
Согласно пункту 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 в„– 1001 "О порядке регистрации транспортных средств", в редакции приказов Министерства внутренних дел Российской Федерации по состоянию на 13.02.2015 (далее - Правила регистрации), не подлежат регистрации в ГАИ и не принимаются к производству регистрационных действий ТС, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям действующих в Российской Федерации правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; ранее зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции и не снятые с регистрационного учета по месту регистрации в порядке, установленном данными Правилами; при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 51 Правил регистрации не производится регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета ТС и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований Правил регистрации и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил, регистрация ТС прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, ПТС, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, ПТС, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации ТС с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также ПТС.
Восстановление регистрации транспортных средств, производится: в отношении транспортных средств, регистрация которых прекращена (аннулирована) при установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил регистрации в случае устранения причин, явившихся основанием для прекращения (аннулирования) регистрации (пункт 13 Правил регистрации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 в„– 609 утвержден Специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (далее - Специальный регламент), который устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой.
Согласно пунктам 3, 10 Специального регламента уровень выбросов на дату производства автомобильной техники (впервые изготовленной в Российской Федерации, а также ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации), выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, не должен превышать технические нормативы, указанные в пункте 8 Специального регламента.
В соответствии с пунктом 14 Специального регламента технические нормативы выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, введены в действие с 01.01.2008. Таким образом, автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации с 01.01.2008, должна соответствовать техническим нормативам, установленным Специальным регламентом.
Согласно Положению о ПТС и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 в„– 496/192/134, документом, идентифицирующим автомобильную технику, является ПТС, который выдается в целях упорядочения допуска ТС к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Суды установили и общество не оспаривает, что сертификат соответствия, выданный в отношении спорного автомобиля аннулирован.
Доказательства соответствия спорного автомобиля техническим регламентам, действующим на территории Российской Федерации общество не представило.
При таких установленных по делу обстоятельствах вывод судов о неправомерности действий регистрирующего органа является ошибочным и противоречит приведенным нормам права.
В силу частей 1 и 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неправильное применение норм материального права является основанием для отмены судебных актов.
Учитывая, что суды полно и всесторонне исследовали имеющиеся в деле доказательства, но неправильно применили нормы права, суд кассационной инстанции в силу пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вправе принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.07.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015 по делу в„– А63-5187/2015 отменить.
В удовлетворении требований обществу с ограниченной ответственностью "Экологика" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.ТРИФОНОВА
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ
------------------------------------------------------------------