Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.02.2016 N Ф08-307/2016 по делу N А63-14301/2014
Требование: О признании незаконными действий управления.
Обстоятельства: Администрация ссылалась на принятие управлением распоряжения о передаче участка автомобильной дороги в муниципальную собственность и утверждение акта приема-передачи.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку спорный участок дороги утратил статус федерального значения, проходит через поселок, входящий в состав муниципального образования, и располагается в границах муниципального образования. Автомобильная дорога используется жителями муниципального образования как объект транспортной инфраструктуры городского округа.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ставропольского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2016 г. по делу в„– А63-14301/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Артамкиной Е.В. и Фефеловой И.И., в отсутствие в судебном заседании заявителей: администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края (ИНН 2627012993, ОГРН 1022603425547), Думы города-курорта Железноводска Ставропольского края (ИНН 2627015666, ОГРН 1022603425536), заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (ОГРН 1102635006462), третьего лица - федерального казенного учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" (ОГРН 1022601610680), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города-курорта Железноводска на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.07.2015 (судья Керимова М.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2015 (судьи Сомов Е.Г., Бейтуганов З.А., Джамбулатов С.И.) по делу в„– А63-14301/2014, установил следующее.
Администрация города-курорта Железноводска Ставропольского края (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - Росимущество, заинтересованное лицо) о признании незаконными его действий, выразившихся в принятии пунктов 2 - 5, 7 распоряжения от 16.10.2014 в„– 1027 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральным казенным учреждением "Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства", в собственность муниципального образования городского округа города-курорта Железноводска Ставропольского края" и утверждении акта приема-передачи имущества от 27.11.2014, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральным казенным учреждением "Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства", передаваемого в муниципальную собственность городского округа города-курорта Железноводска Ставропольского края (уточненные требования по делу в„– А63-14301/2014).
Дума города-курорта Железноводска Ставропольского края (далее - дума) обратилась в суд с аналогичными требованиями к Росимуществу, делу присвоен в„– А63-685/2015.
Определением суда от 02.04.2015 указанные дела объединены в одно производство, делу присвоен в„– А63-14301/2014.
Решением от 31.07.2015, оставленным без изменения постановлением от 30.10.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе администрация просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы указывает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, судами нарушены нормы материального права. По мнению заявителя, правовых оснований для передачи спорного имущества не имеется. В материалах дела отсутствует согласие думы и администрации на передачу автомобильной дороги из федеральной собственности в собственность муниципального образования города-курорта Железноводска.
В отзыве на кассационную жалобу дума поддержала доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 в„– 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" автомобильная дорога Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой включена в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения и относится к федеральной собственности.
Указанная автомобильная дорога общего пользования федерального значения до 2007 года проходила через (сквозь) поселок Иноземцево (ул. Гагарина), входящий в состав муниципального образования город-курорт Железноводск Ставропольского края.
В 2007 году осуществлено строительство и ввод в эксплуатацию обхода поселка Иноземцево, в результате чего конфигурация федеральной автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильной дороги М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой изменилась.
Автомобильная дорога М-29 "Кавказ" - участок автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильной дороги М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой км359+360- км368+167, протяженностью 8,8070 км (далее - автомобильная дорога), проходящий через поселок Иноземцево, стал являться уличной дорожной сетью пос. Иноземцево (ул. Гагарина), и дублирующим направление федеральной автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильной дороги М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой, которая идет в обход поселка Иноземцево.
В письме от 17.09.2013 в„– 2005/1302 первый заместитель главы администрации выразил согласие принять в муниципальную собственность указанный участок автомобильной автодороги, проходящий через (сквозь) поселок Иноземцево (ул. Гагарина).
Распоряжением Росимущества от 16.10.2014 в„– 1027 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральным казенным учреждением "Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства", в собственность муниципального образования городского округа города-курорта Железноводска Ставропольского края" участок автомобильной дороги, проходящий через поселок Иноземцево (ул. Гагарина), передан в муниципальную собственность.
В письме от 18.11.2014 администрация сообщила о невозможности подписания акта приема-передачи участка автомобильной дороги, в связи с отсутствием согласия органа местного самоуправления на принятие автомобильной дороги, и несоответствием автомобильной дороги установленным нормативным требованиям.
24 ноября 2014 года Росимущество в одностороннем порядке оформило акт от 27.11.2014 приема-передачи имущества находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральным казенным учреждением "Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства", передаваемого в муниципальную собственность городского округа города-курорта Железноводска Ставропольского края, и направило его администрации.
Администрация и дума, считая указанное распоряжение Росимущества и действия по утверждению акта приема-передачи незаконными, обратились в суд с заявлениями.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствия данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 04.12.2007 в„– 828-О-П, следует, что положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.04 в„– 122-ФЗ (далее - Закон в„– 122-ФЗ), устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества, в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают не только необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, но также и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Процедура такой передачи приведена в части 11 статьи 154 Закона в„– 122-ФЗ.
Правом распоряжения федеральным имуществом в силу постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 в„– 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" обладает Росимущество как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника федерального имущества.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании соответствующих решений в соответствии с передаточным актом.
В соответствии с частью 9 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 в„– 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 257-ФЗ) к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьями 11 и 13 Закона в„– 257-ФЗ разграничены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в соответствии с которыми к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в указанной области относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения; к полномочиям органов местного самоуправления - осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпунктов 7, 7.1 пункта 1 статьи 16 Закона в„– 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды с учетом ответа Федерального дорожного агентства г. Москва от 18.06.2015 в„– 01-26/17506 установили, что спорный участок дороги утратил статус федерального значения, проходит по ул. Гагарина через поселок Иноземцево, входящий в состав муниципального образования город-курорт Железноводск, и располагается в границах муниципального образования. Автомобильная дорога используется жителями муниципального образования как объект транспортной инфраструктуры городского округа. Движение по федеральной автомобильной дороге Р-217 "Кавказ" автомобильной дороге М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой осуществляется в обход поселка Иноземцево.
Таким образом, учитывая, что автомобильная дорога, переданная оспариваемым распоряжением в муниципальную собственность, предназначена для решения вопросов местного значения муниципального образования город-курорт Железноводск, в настоящее время используется по своему фактическому назначению как объект транспортной инфраструктуры, доказательств того, что дорога находится в аварийном состоянии, ее использование недопустимо и угрожает жизни и здоровью граждан, не представлено, суды правомерно отклонили довод заявителя о том, что имущество может быть отнесено лишь к федеральному уровню собственности, и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Отклоняя довод заявителя жалобы об отсутствии волеизъявления администрации на принятие спорного имущества, суды руководствовались правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.12.2013 в„– 10278/13, о том, что необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом, и исходили из того, что передача спорного имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, в муниципальную собственность обусловлена объективной необходимостью для реализации органом местного самоуправления своих полномочий, поскольку спорный объект предназначен для решения вопросов местного значения. Кроме того, в рассматриваемом случае орган местного самоуправления до принятия оспариваемого распоряжения явно выразил свое согласие на принятие имущества в муниципальную собственность (в письме от 17.09.2013), что фактически инициировало последующую процедуру безвозмездной его передачи в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 154 Закона в„– 122-ФЗ, и вынесение обжалуемого распоряжения.
Оснований для отмены или изменения решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам не установлено, поскольку они не опровергают правильности выводов судов, направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, что недопустимо в силу установленных статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали материалы дела, установили фактические обстоятельства, представленным сторонами доказательствам дали правовую оценку. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.07.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2015 по делу в„– А63-14301/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
А.В.САДОВНИКОВ

Судьи
Е.В.АРТАМКИНА
И.И.ФЕФЕЛОВА


------------------------------------------------------------------