По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.07.2016 N Ф08-3853/2016 по делу N А32-22291/2015
Требование: О признании незаконным отказа в снятии приостановления и обязании осуществить государственный учет изменения сооружения в соответствии с техническим планом.
Обстоятельства: Оспариваемый отказ мотивирован несоответствием технического плана сооружения Требованиям к подготовке технического плана сооружения, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 N 693.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку решение учреждения не соответствует закону и нарушает права заявителя, поскольку последний не имеет другой возможности поставить на государственный кадастровый учет изменения в отношении сооружения .
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2016 г. по делу в„– А32-22291/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Волкова Я.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района - Шмарина С.С. (доверенность от 14.03.2016), в отсутствие представителя заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2016 (судья Грачев С.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2016 (судьи Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А., Филимонова С.С.) по делу в„– А32-22291/2015, установил следующее.
Администрация Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (далее - учреждение) о признании незаконным решения об отказе в снятии приостановления от 04.06.2015 в„– 2343/5/15-140847 и возложении на учреждение обязанности осуществить государственный учет изменения сооружения (автодорога), кадастровый номер 23:25:0000000:1268, расположенного по адресу: г. Приморско-Ахтарск, ул. Нахимова, в соответствии с техническим планом.
Решением от 05.02.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.04.2016, заявление удовлетворено, признано незаконным решение учреждения об отказе в снятии приостановления от 04.06.2015 в„– 2343/5/15-140847. На заинтересованное лицо возложена обязанность по осуществлению государственного учета изменения сооружения (автодорога) с кадастровым номером 23:25:0000000:1268, расположенного по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, г. Приморско-Ахтарск, ул. Нахимова, в соответствии с техническим планом. Суды исходили из того, что решение учреждения не соответствует закону и нарушает права заявителя, поскольку последний не имеет другой возможности поставить на государственный кадастровый учет изменения в отношении сооружения (автодорога). В целях обеспечения кадастрового учета объектов недвижимости, на которые по каким-либо причинам отсутствует разрешительная и техническая документация, технический план может быть подготовлен на основании декларации об объекте, составленной и заверенной в установленном порядке. В соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.06.2014 в„– Д23и-2270 "О рассмотрении обращения", в котором закреплено, что в случае, когда иные, предусмотренные частью 8 статьи 41 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон в„– 221-ФЗ) документы отсутствуют в силу их утраты или уничтожения, - технический план здания (сооружения) возможно подготовить на основании декларации об объекте недвижимости.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить решение от 05.02.2016 и постановление апелляционного суда от 13.04.2016, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Представленный заявителем технический план в форме электронного документа подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости (в которой объектом учета является сооружение). В ходе рассмотрения представленных документов выявлено, что они не устраняют причины приостановления, указанные в решении о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 27.03.2015 в„– 2343/5/15-75313, в связи с чем принято решение об отказе в снятии приостановления от 04.06.2015 в„– 2343/5/15-140847.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, подчеркнув, что заявитель не имеет возможности поставить на государственный учет изменения о сооружении (автодорога) иным способом, нежели избранный (на основании декларации об объекте недвижимости).
В судебном заседании представитель администрации возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая судебные акты законными и обоснованными. Иные лица явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены на основании статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное заседание проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя администрации, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, администрация обратилась в отдел учета объектов капитального строительства учреждения с заявлением о государственном кадастровом учете изменений сооружения с кадастровым номером 23:25:0000000:1268 (автодорога), находящегося по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, г. Приморско-Ахтарск, ул. Нахимова.
Автомобильная дорога принадлежит Приморско-Ахтарскому городскому поселению Приморско-Ахтарского района в силу прямого указания Закона Краснодарского края от 13.11.2006 в„– 1113-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Приморско-Ахтарский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и муниципальным образованием Приморско-Ахтарский район, в состав которого они входят".
Сведения о сооружении внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) на основании акта приема-передачи от 08.12.2006 в„– б/н, и учтены как ранее учтенные. Согласно кадастровой выписке от 19.02.2015 в„– 2343/12/15-187675, назначение сооружения не определено (л. д. 10).
4 июня 2015 года учреждение приняло решение в„– 2343/5/15-140847 об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета, мотивированное не соответствием технического плана сооружения в форме электронного документа Требованиям к подготовке технического плана сооружения, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 в„– 693 (далее - Требования) (л. д. 7-9).
Считая отказ учреждения незаконным, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24 Кодекса.
При удовлетворении требований о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действий (бездействия) незаконными необходимо установить несоответствие названных акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Кодекса). Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Кадастровый учет и ведение ГКН вменено в обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 в„– 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" порядке. Сведения вносятся в ГКН органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Законом порядке документов. С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться их собственники или любые иные лица. Постановка на учет объекта недвижимости осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или в порядке межведомственного информационного взаимодействия (статьи 3, 4, часть 2 статьи 16, часть 2 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; далее - Закон в„– 221-ФЗ).
Состав необходимых для кадастрового учета документов определен в статье 22 Закона в„– 221-ФЗ, согласно которой документом, необходимым для постановки на государственный кадастровый учет сооружения, является его технический план. В соответствии с частями 8, 10 статьи 41 Закона в„– 221-ФЗ, сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта таких объектов недвижимости. В отсутствие данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью. Форма декларации и требования к ее подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно пункту 14 Требований сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении сооружения на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации сооружения, разрешения на ввод в эксплуатацию сооружения или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта сооружения. Копии указанных документов включаются в состав Приложения.
Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям приведенного Закона. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении (пункт 5 части 2 статьи 26, пункт 6 части 2 статьи 27 Закона в„– 221-ФЗ).
Согласно письму Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.09.2014 в„– 10-3130-КЛ "О подготовке технических планов", исходя из разъяснений Минэкономразвития России (письма от 21.10.2013 в„– Д23и-5101, от 01.11.2013 в„– Д23и-5279, от 29.11.2013 в„– ОГ-Д23-15744, от 12.12.2013 в„– Д23и-5879, от 19.12.2013 в„– Д23и-5935), Росреестра (письма от 26.11.2013 в„– 14-08627/13, от 20.03.2014 в„– 14-03959/14, от 21.03.2014 в„– 14-04030/14), если для строительства объекта недвижимости в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности требуется разработка проектной документации, получение соответствующего разрешения на строительство и последующий ввод в эксплуатацию объекта недвижимости, то технический план такого объекта недвижимости должен быть подготовлен кадастровым инженером на основании таких документов, а не на основании декларации об объекте недвижимости.
Однако в субъектах Российской Федерации имеются объекты недвижимости, в отношении которых отсутствует разрешительная и техническая документация, необходимая для подготовки технического плана. В частности, это объекты недвижимости, относящиеся к сфере автомобильных дорог, коммунальной сфере и сфере социального обслуживания муниципалитетов, а также объекты старого жилого фонда. Зачастую на такие объекты недвижимости имеются только выписки из муниципального реестра, планы приватизации, незарегистрированные договоры о приватизации жилых помещений, решения суда о признании права собственности на объект недвижимости.
В целях обеспечения кадастрового учета таких объектов недвижимости и дальнейшего включения их в гражданско-правовой оборот, в отношении объектов недвижимости, на которые по каким-либо причинам отсутствует разрешительная и техническая документация, технический план может быть подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости, составленной и заверенной в установленном порядке. При этом в разделе "Заключение кадастрового инженера" технического плана обязательно должна быть приведена информация о мерах, предпринятых кадастровым инженером для получения указанной документации, а в "Приложении" технического плана должны присутствовать копии документов, подтверждающих данную информацию (справки, письма и т.п. уполномоченных органов и организаций (в том числе осуществляющих хранение соответствующей документации), в распоряжении которых может находиться указанная в части 8 статьи 41 Закона в„– 221-ФЗ документация).
На основании письма Минэкономразвития России от 30.06.2014 в„– Д23и-2270 "О рассмотрении обращения", в случае, когда иные предусмотренные частью 8 статьи 41 Закона в„– 221-ФЗ документы отсутствуют в силу их утраты или уничтожения, то технический план здания (сооружения) представляется возможным подготовить на основании декларации об объекте недвижимости.
При этом в состав приложения к техническому плану должны быть включены справки (документы) органа власти, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию, органов технической инвентаризации, осуществляющих хранение результатов инвентаризации в административном образовании, в котором находится здание (сооружение), государственного и соответствующего муниципального архива, свидетельствующие о том, что документы, предусмотренные частью 8 статьи 41 Закона в„– 221-ФЗ, в их распоряжении отсутствуют.
При установленных обстоятельствах коллегия считает, что учреждение не имело правовых оснований для отказа в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета.
Согласно пункту 2 статьи 201 Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.В этой связи суды правомерно установили, что оспариваемое решение учреждения не соответствует положениям Закона в„– 122-ФЗ, нарушает права и законные интересы заявителя в реализации его права осуществить постановку на государственный кадастровый учет изменений сооружения с кадастровым номером 23:25:0000000:1268, которым является автодорога.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали надлежащую правовую оценку. Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Основания для отмены или изменения решения от 05.02.2016 и постановления от 13.04.2016 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену состоявшихся по делу судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа,
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2016 по делу в„– А32-22291/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.В.СИДОРОВА
Судьи
Я.Е.ВОЛКОВ
А.И.МЕЩЕРИН
------------------------------------------------------------------