Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.06.2016 N Ф08-3723/2016 по делу N А53-28241/2015
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ за неуведомление о выбытии иностранного гражданина.
Решение: В удовлетворении требования отказано в связи с наличием в действиях общества состава вмененного ему правонарушения. Снижен размер штрафа ниже низшего предела.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2016 г. по делу в„– А53-28241/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Детский оздоровительный лагерь "Пионер" (ИНН 61651446179, ОГРН 1086165000976) - Фроловой Л.Л. (доверенность от 10.09.2015), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации Неклиновского района Ростовской области, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, рассмотрев кассационные жалобы Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области и Администрации Неклиновского района Ростовской области на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 (судьи Ефимова О.Ю., Илюшин Р.Р., Сулименко О.А.) по делу в„– А53-28241/2015, установил следующее.
ООО "Детский оздоровительный лагерь "Пионер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы по Ростовской области (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 06.10.2015 в„– 6114/149148/577/841 о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) и назначении наказания в виде 400 тыс. рублей штрафа.
Решением от 15.01.2016 суд признал незаконным и отменил постановление управления от 06.10.2015 в„– 6114/149148/577/841 по делу об административном правонарушении в части размера штрафа, превышающего 200 тыс. рублей. В удовлетворении остальной части требования суд отказал. Сделав вывод о наличии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения и соблюдении управлением процедуры и срока привлечения к административной ответственности, суд установил основания для снижения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией части 4 статьи 18.9 Кодекса.
Постановлением от 31.03.2016 суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 15.01.2016, признал незаконным и отменил постановление управления от 06.10.2015 в„– 6114/149148/577/841. Суд апелляционной инстанции сделал вывод об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса. Суд апелляционной инстанции указал, что в рассматриваемом случае, общество не является принимающей стороной в смысле пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 в„– 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 109-ФЗ).
Управление обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 31.03.2016, решение суда от 15.01.2016 оставить в силе. По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции не учел, что иностранный гражданин фактически временно пребывал в пункте временного размещения, развернутом на базе общества, следовательно, именно общество является принимающей стороной. Ссылка на пункт 47 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 в„– 9 (далее - Правила), необоснованна, поскольку пункт 47 Правил предусматривает постановку на учет по месту пребывания постоянно или временно проживающих иностранных граждан в Российской Федерации, а не временно пребывающих иностранных граждан в Российской Федерации. В данном случае орган местного самоуправления не может выступать принимающей стороной, так как отсутствуют условия, предусмотренные статьей 47 Правил, и иной субъект правоотношений (не иностранные граждане, проживающие в Российской Федерации, а иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации). Изменения в миграционном законодательстве не затронули правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 в„– 9. Пункт временного размещения, развернутый на базе общества, осуществлял организацию временного размещения, учет и формирование списков иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации; общество обеспечивало иностранным гражданам социально-бытовое устройство и питание, то есть предоставляло услуги для временного пребывания иностранных граждан; расходы на содержание иностранных граждан обществу возмещены из бюджета за счет субсидирования.
В отзыве на кассационную жалобу управления общество просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения как законное и обоснованное.
В отзыве администрация просит удовлетворить кассационную жалобу управления.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась администрация с кассационной жалобой, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению администрации, именно общество является субъектом ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса, так как пункт временного размещения иностранных граждан создан на базе общества, получившего денежные средства на содержание граждан из федерального бюджета. В подтверждение статуса принимающей стороны общество представило в администрацию оформленные обществом сведения о прибытии и убытии иностранных граждан; данные уведомления впоследствии направлены в орган миграционного контроля.
Отзывы на кассационную жалобу администрации в суд не поступили.
Представитель общества в судебном заседании просил постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 15.06.2015 до 17 часов 00 минут 22.06.2015.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, отзывов, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление апелляционной инстанции надлежит отменить, решение суда первой инстанции - оставить в силе по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 31.08.2015 в„– 164, управление провело проверку места пребывания иностранных граждан по ул. Ленина, 317, п. Приморка Неклиновского района Ростовской области, в ходе которой установило, что при выбытии 25 граждан Республики Украина, поставленных на учет по указанному адресу, в том числе на гражданина Республики Украина Сафронова Василия Васильевича, 27.08.1945 года рождения, выбывшего 24.07.2015, общество не представило в управление уведомление об его убытии с указанного адреса.
По результатам проверки в отношении общества составлен акт от 31.08.2015 в„– 164, протокол об административном правонарушении от 29.09.2015 в„– 6114/149148/577/841 и вынесено постановление от 06.10.2015 в„– 6114/149148/577/841 по делу об административном правонарушении, которым обществу назначено административное наказание по части 4 статьи 18.9 Кодекса в виде 400 тыс. рублей административного штрафа.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 18.9 Кодекса и наличии оснований для уменьшения штрафа до 200 тыс. рублей.
Как видно из материалов дела, в связи со сложной обстановкой в юго-восточных областях Украины и значительным увеличением прибытия пострадавших граждан на территорию приграничных районов Ростовской области распоряжением Губернатора Ростовской области от 04.06.2014 в„– 150 введен режим чрезвычайной ситуации, в том числе в пределах границ муниципального образования Неклиновский. Данным распоряжением органам местного самоуправления рекомендовано организовать работу пунктов временного проживания и питания для эвакуированных и пострадавших граждан и обеспечения их жизнедеятельности.
Пунктом 5 постановления администрации от 05.06.2014 в„– 807 "О ликвидации чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования "Неклиновский район" (далее - постановление в„– 807) администрация рекомендовала обществу развернуть пункт временного размещения граждан, прибывающих с сопредельной территории Республики Украина.
Согласно пункту 10 постановления в„– 807 главам сельских поселений рекомендовано организовать работу пунктов временного проживания и питания для эвакуированных и пострадавших граждан и обеспечение их жизнедеятельности.
В дальнейшем администрация приняла постановление от 30.01.2015 в„– 131 "О ликвидации чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования "Неклиновский район" (далее - постановление в„– 131), согласно пункту 10 которого главам сельских поселений рекомендовано организовать работу пунктов временного проживания и питания для эвакуированных и пострадавших граждан и обеспечение их жизнедеятельности; назначить начальниками пунктов временного размещения пострадавших граждан, прибывших из Республики Украина на территорию Неклиновского района, руководителей организаций и учреждений, на базе которых они создаются; заключить муниципальные контракты (договоры) по размещению и питанию эвакуированных граждан, пребывающих на территории Неклиновского района.
Пунктом 13 постановления в„– 131 администрации поручено организовать работу по заключению контрактов (договоров) на возмещение расходов по содержанию пунктов временного размещения и питанию эвакуированных граждан Украины.
Постановлением в„– 131, в том числе утвержден перечень учреждений, на базе которых создаются пункты временного размещения пострадавшего в чрезвычайных ситуациях населения, согласно которому пункт временного размещения в„– 2 организован на базе общества. Данный факт общество не оспаривает.
Пункт 47 Правил закрепляет порядок осуществления учета постоянно или временно проживающих иностранных граждан в Российской Федерации, временно покинувших место проживания в связи с возникновением в этом месте чрезвычайной ситуации, проведением на территории, на которой они проживают, контртеррористической операции либо введением на указанной территории чрезвычайного или военного положения и которые находятся в месте временного размещения, и подлежат постановке на учет по месту пребывания в соответствии с Правилами. Принимающей стороной в данном случае является орган местного самоуправления, на территории которого находится место временного размещения для иностранных граждан или лиц без гражданства.
На этом основании общество полагало, что принимающей иностранных граждан, находящихся в пунктах временного размещения, стороной является не общество, а администрация. Данный вывод поддержала апелляционная инстанция, которая не учла следующее.
В целях обеспечения мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 в„– 1502 утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения.
В соответствии с данными Правилами пункты временного размещения предназначены для временного пребывания граждан Республики Украина и лиц без гражданства.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 в„– 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации": временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту (документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства), но не имеющее вида на жительство (документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию) или разрешения на временное проживание (подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность); временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.
Таким образом, в силу буквального толкования пункт 47 Правил касается случаев временного размещения постоянно или временно проживающих иностранных граждан в Российской Федерации и не распространяется на временно пребывающих граждан, к которым относились прибывшие в экстренном режиме граждане Украины, находившиеся в пункте временного размещения общества.
Отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации регулируются Законом в„– 109-ФЗ.
В силу пункта 4 части 1 статьи 2 Закона в„– 109-ФЗ место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном Законом в„– 109-ФЗ.
Из содержания пункта 7 части 1 статьи 2 Закона в„– 109-ФЗ следует, что стороной, принимающей иностранного гражданина, является лицо, у которого иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона в„– 109-ФЗ при убытии иностранного гражданина из гостиницы или из иной организации, оказывающей гостиничные услуги, из санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, с туристской базы, из кемпинга, больницы либо из иного учреждения здравоохранения или социального обслуживания администрация указанных организаций или учреждения обязана не позднее 12 часов дня, следующего за днем убытия данного иностранного гражданина, в установленном порядке уведомить об этом орган миграционного учета.
Согласно пункту 45 Правил при убытии иностранного гражданина из организации (учреждения) из числа указанных в пункте 44 Правил администрация соответствующей организации (учреждения) обязана не позднее 12 часов дня, следующего за днем убытия иностранного гражданина, уведомить об этом территориальный орган Федеральной миграционной службы путем направления (передачи) отрывной части бланка уведомления о прибытии для его снятия с учета по месту пребывания.
Пунктом 44 Правил (в редакции, действующей на момент совершения правонарушения) установлено, что по прибытии иностранного гражданина в организацию, оказывающую гостиничные услуги (за исключением гостиниц), в санаторий, дом отдыха, пансионат, в детский оздоровительный лагерь, на туристскую базу, в кемпинг, медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или учреждение социального обслуживания, либо в специальное учреждение для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, либо в учреждение, исполняющее административное наказание, администрация соответствующей организации (учреждения) обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина путем направления (передачи) уведомления о прибытии для его постановки на учет по месту пребывания.
Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса. При этом субъектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 18.9 Кодекса, выступает лицо, являющееся принимающей стороной для иностранного гражданина. Таким образом, для привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса необходимо установить и доказать наличие у лица, привлекаемого к ответственности, статуса принимающей стороны.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что пункт временного размещения в„– 2, расположенный по адресу общества: Ростовская область, Неклиновский район, п. Приморка, ул. Ленина, д. 317, является местом временного пребывания граждан Украины и лиц без гражданства. Таким образом, в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 2 Закона в„– 109-ФЗ общество фактически осуществляет (выполняет) функции принимающей стороны.
Суд первой инстанции учел, что в материалы дела представлено уведомление о постановке гражданина Украины Сафронова В.В. на учет по адресу: Ростовская область, Неклиновский район, п. Приморка, ул. Ленина, д. 317. Принимающей стороной указано общество, чья круглая печать и подпись Добровольского А.Г. (директор общества) проставлены в уведомлении. Суд первой инстанции в совокупности с другими доказательствами оценил представленную в материалы дела выписку из журнала учета исходящей корреспонденции общества, свидетельствующую о том, что в отношении других граждан Украины (также временно пребывающих по адресу общества: Ростовская область, Неклиновский район, п. Приморка, ул. Ленина, д. 317) общество уведомляло орган миграционного учета о прибытии (убытии) граждан Украины в соответствии со статьей 23 Закона в„– 109-ФЗ, выполняя тем самым функции принимающей стороны. Согласно пояснениям представителя общества, общество своевременно предоставляло в орган миграционного учета уведомления о прибытии (убытии) граждан Украины, но поскольку сотрудники органа миграционного учета не ставили отметку о получении этих документов, то по прошествии времени сложно доказать факт уведомления органа миграционного учета о выбытии 24.07.2015 гражданина Украины Сафронова В.В. из адреса общества.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 18.9 Кодекса, является правильным.
Поскольку суд первой инстанции установил фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, в совокупности оценил все доказательства и доводы участвующих в деле лиц, правильно применил нормы права к установленным по делу обстоятельствам и принял законный и обоснованный судебный акт, суд кассационной инстанции считает возможным отменить постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016, решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.01.2016 оставить в силе.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 по делу в„– А53-28241/2015 отменить.
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.01.2016 по данному делу оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.Н.ВОЛОВИК

Судьи
Т.Н.ДРАБО
Т.В.ПРОКОФЬЕВА


------------------------------------------------------------------