По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.06.2016 N Ф08-2679/2016 по делу N А63-7459/2015
Требование: О признании незаконным решения министерства.
Обстоятельства: Министерство досрочно прекратило право пользования недрами, предоставленное обществу по лицензии на пользование недрами с целевым назначением и видами работ - разведка с последующей добычей валунно-песчано-гравийной смеси в связи с нарушением существенных условий лицензионного соглашения и истечении трех месяцев со дня получения письменного уведомления о допущенных им нарушениях.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не выяснен вопрос об осуществлении обществом добычи валунно-песчано-гравийной смеси.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ставропольского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2016 г. по делу в„– А63-7459/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "КубаньАгроСервис" (ИНН 2631033675, ОГРН 1082648001810) - Сучкова А.М. (доверенность от 05.02.2016), от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (ИНН 2636045265, ОГРН 1052600255993) - Болотовой Я.О. (доверенность от 05.10.2015) и Ткаченко К.В. (доверенность от 10.08.2015, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КубаньАгроСервис" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.12.2015 (судья Говорун А.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2016 (судьи Джамбулатов С.И., Годило Н.Н., Жуков Е.В.) по делу в„– А63-7459/2015, установил следующее.
ООО "КубаньАгроСервис" (далее - общество, лицензиат) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство, лицензирующий орган) от 24.04.2015 в„– 151 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии на пользование недрами от 01.08.2011 СТВ в„– 00171 ТЭ.
Решением от 08.12.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.02.2016, суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования.
Судебные акты мотивированы нарушением обществом существенных условий лицензионного соглашения и истечением установленного законом трехмесячного срока со дня получения им соответствующего письменного уведомления.
В кассационной жалобе общество просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Податель кассационной жалобы полагает, что министерством не соблюден установленный статьей 21 Закона "О недрах" от 21.02.1992 в„– 2395-1 (далее - Закон о недрах) порядок уведомления общества, как недропользователя, о допущенных нарушениях, при этом обществом приняты все необходимые меры для соблюдения лицензионных условий. Общество указывает на наличие объективных обстоятельств, в силу которых не осуществило согласование проектной документации в период с ноября 2014 года по апрель 2015 года. Оспариваемый приказ вынесен министерством в период действия предписания от 09.04.2015 о необходимости разработки и утверждения технического проекта (до 09.10.2015). Суды не учли, что с апреля 2014 года по апрель 2015 года в министерстве не существовало комиссии по согласованию документации по участкам недр местного значения. Письмом от 19.12.2014 в„– 23 общество представило министерству сведения о том, что добыча на Барсуковском-2 месторождении в рамках лицензии на право пользования недрами от 01.08.2011 СТВ в„– 00171 ТЭ не производилась в связи с разработкой проектной документации.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. Министерство указало, что общество обратилось в министерство для согласования проектной документации в марте 2015 года. В апреле 2015 года во время заслушивания общества о результатах и планах работ на лицензионных участках недр местного значения, директор общества представил налоговые декларации по НДПИ за январь и февраль 2015 года, в соответствии с которыми добыча валунно-песчано-гравийной смеси на участке недр Барсуковского-2 месторождения в январе составила 945 куб. м, а в феврале - 485 тыс. куб. м. Согласование представленной обществом повторно проектной документации (28.05.2015) отклонено министерством в связи с досрочным прекращением права пользования недрами по лицензии от 01.08.2011 СТВ в„– 00171 ТЭ. Министерство указало, что действие указанной лицензии "досрочно прекращено не только в связи с нарушением пользователем недр существенных условий лицензионного соглашения, а также в связи с возникновением непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, так как ведение добычных работ промышленного характера на участке недр без проектной документации непосредственно ведет к этим угрозам".
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 01.08.2011 министерство выдало обществу лицензию на право пользования недрами СТВ в„– 00171 ТЭ с целевым назначением и видами работ: разведка с последующей добычей валунно-песчано-гравийной смеси на участке недр Барсуковского-2 месторождения в Кочубеевском районе Ставропольского края сроком действия до 01.08.2031 (далее - лицензия), неотъемлемой частью названной является лицензионное соглашение, пунктом 12.1 которого установлено, что требования, определенные пунктами 4.1, 5.2, 5.4, 7.1 соглашения являются существенными условиями лицензии СТВ 00171 ТЭ, нарушение которых является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами на лицензионном участке.
11 ноября 2014 года министерство направило обществу уведомление в„– 03/1-7387 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации при пользовании недрами, в котором указало следующее. В соответствии с пунктом 5.1 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами плановая годовая производительность по добыче составляет 150 тыс. куб. м; в соответствии с пунктом 7.14 лицензионного соглашения пользователь недр обязан предоставлять в министерство форму федерального государственного статистического наблюдения в„– 5-ГР "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых". С 2011 года общество не представляло форму в„– 5-ГР. В соответствии с пунктом 5.2 лицензионного соглашения добыча валунно-песчано-гравийной смеси на лицензионном участке должна производиться в соответствии с техническим проектом разработки, согласованным и утвержденным в установленном порядке. Требования, определенные в пункте 5.2 являются существенными условиями лицензии. Обществу указано на необходимость "в трехмесячный срок устранить допущенные нарушения законодательства о недрах и условий лицензионного соглашения и предоставить в министерство соответствующую информацию".
Приказом от 24.04.2015 в„– 151 министерство досрочно прекратило с 27.04.2015 право пользования недрами, предоставленное обществу по лицензии на пользование недрами СТВ в„– 00171 ТЭ от 01.08.2011 с целевым назначением и видами работ - разведка с последующей добычей валунно-песчано-гравийной смеси на участке недр Барсуковского-2 месторождения, расположенном в Кочубеевском районе Ставропольского края. Основанием для прекращения права пользования недрами, как следует из приказа, послужило "нарушение пользователем недр существенных условий лицензионного соглашения и истечение трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях".
Полагая, что приказ министерства от 24.04.2015 в„– 151 является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 23.2 Закона о недрах порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Положение о подготовке, согласовании и утверждения технических проектов, разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 в„– 118.
В соответствии с требованиями абзаца 2 пункта 2 статьи 20 Закона о недрах нарушение существенных условий лицензии является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами.
Согласно части 4 статьи 21 Закона о недрах, в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части 2 статьи 20 Закона о недрах, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Отказывая обществу в удовлетворении требования, судебные инстанции исходили из того, что представленный обществом проект разработки и рекультивации участка Барсуковского-2 месторождения валунно-песчано-гравийной смеси, изготовленный в 2011 году ООО НПП "Кавказпроект" не содержит каких-либо отметок, подтверждающих факт его согласования в территориальной комиссии по разработке месторождений твердых полезных ископаемых; отсутствуют доказательства направления данного проекта в адрес комиссии посредством почтовой связи для целей согласования. Проект разработки и рекультивации участка Барсуковского-2 месторождения валунно-песчано-гравийной смеси впервые направлен министерству 27.03.2015, однако не свидетельствует о его согласовании в установленном законом порядке соответствующим компетентным органом. Общество не приступило к лицензируемому виду деятельности на спорном участке не позднее шести месяцев со дня государственной регистрации лицензии, что подтверждается формами федерального государственного статистического наблюдения в„– 5-ГР за 2011, 2012, 2013 и 2014 годы.
Вывод судебных инстанций о наличии у министерства оснований для вынесения оспариваемого приказа от 24.04.2015 в„– 151 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии на пользование недрами от 01.078.2011 СТВ в„– 00171 ТЭ является преждевременным.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Из оспариваемого приказа следует, что основанием для его вынесения явилось нарушение обществом существенных условий лицензионного соглашения и истечение трех месяцев со дня получения обществом письменного уведомления о допущенных нарушениях.
Судебные инстанции установив, что проектную документацию общество представило министерству 27.03.2015, сделали вывод о том, что пользователь недр не устранил нарушение существенных условий лицензии до истечения трех месяцев с момента получения (18.11.2014) уведомления министерства об их устранении.
Указав о направлении министерством обществу и получении последним уведомления от 11.11.2014 в„– 03/1-7587 "Об устранении нарушений законодательства Российской Федерации при пользовании недрами", суды не оценили довод общества о том, что ни общество, ни его директор уведомление не получали, а указанное в уведомлении о вручении почтового отправления физическое лицо, получившее его, не являлось и не является работником общества. Таким образом, вывод судов о том, что приказ вынесен по истечении трех месяцев со дня получения обществом уведомления от 11.11.2014 об устранении нарушений лицензионного соглашения, является недостаточно обоснованным.
В приказе также содержится ссылка на нарушение пользователем недр существенных условий лицензионного соглашения. Учитывая положения пункта 12.1 лицензионного соглашения и содержащуюся в уведомлении от 11.11.2014 ссылку на нарушение обществом пункта 5.2 лицензионного соглашения с указанием на то, что добыча валунно-песчано-гравийной смеси на лицензионном участке должна производиться в соответствии с техническим проектом разработки, согласованным и утвержденным в установленном порядке, суду надлежало выяснить о каком нарушении указано в приказе. Из представленного в материалы дела уведомления от 11.11.2014 не следует однозначный вывод о том, о каком конкретно допущенном обществом нарушении указано в уведомлении: добыче обществом валунно-песчано-гравийной смеси на лицензионном участке при отсутствии технического проекта разработки или отсутствии технического проекта разработки, согласованного и утвержденного в установленном порядке (при отсутствии добычи валунно-песчано-гравийной смеси). Из представленной в материалы дела выписки из протокола от 13-15.04.2015 в„– 10-2015 заседания Научно-технического совета министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в области недропользования следует, что в установленный в уведомлении от 11.11.2014 срок (три месяца) общество не представило утвержденный в установленном порядке технический проект разработки и рекультивации. Суды не оценили указанные в названной выписке сведения о допущенном обществом нарушении в совокупности с обстоятельствами представления обществом министерству в марте 2015 года проектно-технической документации на разработку и рекультивацию участка, а также доводом общества о том, что с 03.04.2014 по 03.04.2015 комиссии министерства по согласованию документации по участкам недр местного значения не существовало, положение о такой комиссии утверждено приказом министерства от 03.04.2015.
Сделав вывод о том, что за период с 2011 по 2014 годы общество не осуществляло добычу валунно-песчано-гравийной смеси на лицензионном участке, суды сослались на представленные обществом формы федерального государственного статистического наблюдения в„– 5-ГР за 2011, 2012, 2013 и 2014 годы. Данный вывод противоречит уведомлению от 11.11.2014, в котором указано, что с 2011 года общество не представляло форму в„– 5-ГР. Данное противоречие суды не устранили. Не оценили суды и представленные в материалы дела налоговые декларации по НДПИ общества за январь и февраль 2015 года. Выяснение вопроса об осуществлении обществом добычи валунно-песчано-гравийной смеси необходимо для исследования довода министерства о том, что основанием для прекращения права пользования недрами в отношении общества послужил как вывод о нарушении пользователем недр существенных условий лицензионного соглашения, так и вывод о возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами.
При таких обстоятельствах судебные акты являются недостаточно обоснованными и подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.12.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2016 по делу в„– А63-7459/2015 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Н.ВОЛОВИК
Судьи
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ЧЕРНЫХ
------------------------------------------------------------------