Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.12.2016 N Ф08-9498/2016 по делу N А53-27644/2015
Требование: О признании незаконным предписания жилищной инспекции.
Обстоятельства: Оспариваемым актом на общество возложена обязанность привести в соответствие с требованиями п. 50 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 расчет размера платы по электроснабжению в комнатах, являющихся коммунальной квартирой.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку исполнение предписания приведет к нарушению баланса интересов потребителей в многоквартирном доме, ухудшению положения жильцов, имеющих индивидуальные приборы учета, за счет улучшения положения жильцов коммунальных квартир, не имеющих приборов учета.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2016 г. по делу в„– А53-27644/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2016 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н. судей Драбо Т.Н. и Посаженников М.В., при участии от заявителя - публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ИНН 6168002922, ОГРН 1056164000023) - Донцовой О.Н. (доверенность от 01.07.2016), Фоменко Е.А. (доверенность от 01.07.2016), от заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029) - Банникова А.Н. (доверенность от 12.12.2016), Усачевой А.В. (доверенность от 22.03.2016), Ковачевой Е.А. (доверенность от 22.03.2016), рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.02.2016 (судья Чернышева И.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2016 (судьи Гуденица Т.Г., Илюшин Р.Р., Сулименко О.А.) по делу в„– А53-27644/2015, установил следующее.
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) о признании незаконным предписания от 14.08.2015 в„– 2078.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 12.02.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2016, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. По мнению судов, обществом при расчете платы за электроснабжение нарушен пункт 50 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила в„– 354).
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт, признав незаконным предписание инспекции. Как указывает общество, в данном случае исполнение предписания по перерасчету платы за потребленную электроэнергию в соответствии с пунктом 50 Правил в„– 354 не соответствует общим принципам права и приведет к нарушению баланса интересов потребителей в многоквартирном доме, поскольку объем стоимости ОДН для жителей некоммунальных квартир и квартир, оборудованных индивидуальными приборами учета, будет необоснованно увеличиваться, а для жителей коммунальных квартир, не оборудованных приборами учета, уменьшаться, что приведет к нарушению баланса интересов в пользу жителей коммунальных квартир, не оборудованных приборами учета.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения, как законные и обоснованные.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 17.07.2015 в„– 6919 инспекцией проведена внеплановая проверка общества на предмет исполнения ранее выданного предписания от 17.03.2015 в„– 809. В ходе проверки инспекцией установлен факт неисполнения ранее выданного предписания от 17.03.2015 в„– 809, а именно: в многоквартирном жилом доме в„– 67 по ул. Тургеневской г. Ростова-на-Дону в нарушение Правил в„– 354 при отсутствии прибора учета в коммунальной квартире плата за потребленную энергию начисляется исходя из показаний индивидуальных приборов учета, установленных в комнатах, находящихся в коммунальных квартирах, без учета потребленной энергии в местах общего пользования. Выявленные нарушения послужили основанием для выдачи обществу нового предписания от 14.08.2015 в„– 2078, согласно которому общество должно привести в соответствие с требованиями пункта 50 Правил в„– 354 расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребленную в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, и в случае необходимости сделать перерасчет.
Не согласившись с предписанием инспекции от 14.08.2015 в„– 2078, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции считает, что требования общества подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 539, пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать ее. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила в„– 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, другие вопросы.
В соответствии с пунктом 3 Правил в„– 354 разъяснения по их применению дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Правилами в„– 354, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственными жилищными инспекциями) в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Минстроем России) в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 31 Правил в„– 354 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу пункта 13 Правил в„– 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 40 Правил в„– 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме - общедомовые нужды (далее - ОДН).
Порядок расчета ОДН по электроэнергии зависит от наличия или отсутствия общедомового прибора учета электроэнергии, индивидуального прибора учета электроэнергии и площади жилых и нежилых помещение в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ул. Тургеневская, 67, г. Ростов-на-Дону, имеется как общедомовой прибор учета электроэнергии, так и индивидуальные приборы учета, установленные в квартирах.
Наряду с этим, в указанном многоквартирном жилом доме также имеются коммунальные квартиры, необорудованные общеквартирными приборами учета. При этом комнаты в коммунальных квартирах частично оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии.
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, установлен пунктом 50 Правил в„– 354. Согласно указанной норме расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой (далее - коммунальная квартира), осуществляется, в частности, в соответствии с формулой 7 приложения в„– 2 к Правилам в„– 354. Данный пункт применяется в случаях, если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии или не все комнаты коммунальной квартиры оборудованы ими.
Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах), оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии, осуществляется исходя из показаний комнатного прибора учета и достигнутого соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире.
При отсутствии такого соглашения расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению осуществляется в соответствии с формулой 7 приложения в„– 2 к Правилам в„– 354 без учета показаний комнатных приборов учета электрической энергии.
Объем (количество) потребления электрической энергии в коммунальной квартире, не оборудованной общим (квартирным) прибором учета, подлежащий оплате потребителями, проживающими в данной коммунальной квартире, определяется в соответствии с общим порядком, установленным в пункте 42 Правил в„– 354 исходя из норматива потребления электрической энергии.
Суды отклонили доводы общества о том, что пунктом 50 Правил в„– 354 не определен порядок расчета платы в случае, когда коммунальная квартира не оборудована общеквартирным прибором учета, а комнаты оборудованы (полностью или частично), а также довод общества о необходимости установления специальных нормативов для использования при расчете за электроэнергию, поскольку некоторые собственники помещений могут оказаться в "невыгодном" положении.
Как верно указали суды, пункт 50 Правил в„– 354 не содержит прямого указания на такую ситуацию.
Однако, по мнению судов, из анализа данного пункта следует, что в случае, когда коммунальная квартира не оборудована общеквартирным прибором учета электроэнергии, расчет платы за коммунальную услугу осуществляется в соответствии с формулой 7 приложения в„– 2 к Правилам в„– 354 (как в случае отсутствия соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире). Поэтому довод общества о необходимости установления специальных нормативов для использования при расчете за электроэнергию, потребленную в жилых помещениях, являющихся коммунальными квартирами, не основаны на положениях законодательства. Как считают суды, предписание является исполнимым в части обязания произвести перерасчет в случае возникновения такой необходимости, при этом инспекция в достаточной степени конкретно определила способ исполнения предписания - привести расчет в соответствии с пунктом 50 Правил в„– 354.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции считает выводы судов неверными, исходя из следующего.
Правилами в„– 354 не предусмотрены случаи, при которых коммунальная квартира не оборудована общим (квартирным) прибором учета, при этом комнаты в коммунальной квартире полностью либо частично оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии.
Из разъяснений Региональной службы по тарифам Ростовской области, изложенных в письме от 08.05.2014 в„– 40/2596, следует, что расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, в том числе в случае если не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электроэнергии, должен производиться в соответствии с пунктом 50 Правил в„– 354.
Однако при таком расчете, как верно указывает общество, объем стоимости ОДН для жителей некоммунальных квартир и квартир, оборудованных индивидуальными приборами учета, будет необоснованно увеличиваться, а для жителей коммунальных квартир, не оборудованных приборами учета, уменьшаться, что приведет к нарушению баланса интересов в пользу жителей коммунальных квартир, не оборудованных приборами учета.
При этом обществом представлены расчеты, из которых следует, что объем потребления электроэнергии для жильцов коммунальных квартир снижается за счет того, что нормативы потребления меньше стоимости фактического потребления электроэнергии всех комнат, находящихся в коммунальной квартире. Поэтому такое распределение объема ОДН между жильцами квартир некоммунального типа и жильцами, проживающими в коммунальной квартире, но обеспеченных частично приборами учета, ведет к необоснованному увеличению объема ОДН на жильцов некоммунальных квартир.
В силу пункта 44 Правил в„– 354 объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на ОДН (за исключением коммунальной услуги по отоплению), рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24.08.2012 в„– 29/104 установлены и введены в действие с 01.09.2012 нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях на территории Ростовской области, нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на территории Ростовской области.
Таким образом, в настоящий момент не установлен норматив потребления электроэнергии для коммунальных квартир и комнат в коммунальных квартирах.
Согласно статье 7 Жилищного кодекса в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
При невозможности использования аналогии закона обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Поскольку единый правовой подход к разрешению настоящего спора законодательством не урегулирован, суд считает возможным руководствоваться разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, изложенными в письме от 24.12.2015 в„– 42350-ол/04, которыми установлено следующее.
Если все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в комнате в коммунальной квартире, следует определять как сумму стоимости объема электрической энергии, определенного по показаниям комнатного прибора учета, и стоимости доли объема (количества) потребленной за расчетный период в коммунальной квартире электрической энергии, определенного в соответствии с пунктом 42 Правил в„– 354, за вычетом суммарного объема (количества) электрической энергии, определенного по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии, которая определяется пропорционально количеству граждан, постоянно и временно проживающих в каждой из комнат коммунальной квартиры.
Если не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению следует определять в следующем порядке. Сначала определяются объемы потребления электрической энергии за расчетный период в каждой из комнат: в комнате в коммунальной квартире, оборудованной комнатными приборами учета электрической энергии - исходя из показаний такого прибора учета; в комнате в коммунальной квартире, не оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии - приходящийся на количество граждан, постоянно и временно проживающих в такой комнате объем (количество) потребленной за расчетный период в коммунальной квартире электрической энергии, определенный в соответствии с пунктом 42 Правил в„– 354, за вычетом объема (количества) электрической энергии, определенного по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии в такой коммунальной квартире.
Затем определяется разница между объемом (количеством) потребленной за расчетный период в коммунальной квартире электрической энергии, определенным в соответствии с пунктом 42 Правил в„– 354, и суммарным объемом (количеством) электрической энергии, приходящейся на комнаты, оборудованные и не оборудованные комнатными приборами учета электрической энергии, которая распределяется между такими комнатами пропорционально количеству граждан, постоянно и временно проживающих в комнатах в коммунальной квартире. Далее размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в каждой комнате в коммунальной квартире, следует определять как сумму стоимости электрической энергии потребленной в комнате и стоимости доли указанной выше разницы, распределенной между комнатами.
Кроме того, нужно исходить из общих принципов справедливости, которые означают, что нельзя решать спор в пользу одного из участников отношения, существенно ущемляя интересы другого (других).
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.10.2016 в„– 309-КГ16-14829.
С учетом изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций о законности и исполнимости, выданного обществу предписания являются неверными, поскольку исполнение предписания по перерасчету платы за потребленную электроэнергию в соответствии с пунктом 50 Правил в„– 354, в данном случае приведет к нарушению баланса интересов потребителей в многоквартирном доме, ухудшению положения жильцов, имеющих индивидуальные приборы учета, за счет улучшения положения жильцов коммунальных квартир, не имеющих индивидуальных приборов учета, так как объем стоимости ОДН для жителей некоммунальных квартир будет увеличиваться, а жители коммунальной квартиры, которые не должным образом организовали учет потребленной электроэнергии в такой квартире, будут оплачивать стоимость ОДН еще меньше.
При таких обстоятельствах оснований для отказа обществу в удовлетворении заявленных требований у судов первой и апелляционной инстанций не имелось.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку фактические обстоятельства при рассмотрении настоящего дела судами установлены, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, решение и апелляционное постановление отменить, принять новый судебный акт, признав недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Ростовской области от 14.08.2015 в„– 2078.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.02.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2016 по делу в„– А53-27644/2015 отменить.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Ростовской области от 14.08.2015 в„– 2078.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Т.Н.ДОРОГИНА

Судьи
Т.Н.ДРАБО
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ


------------------------------------------------------------------