Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.12.2016 N Ф08-9502/2016 по делу N А53-10809/2016
Требование: О признании недействительным предписания жилищной инспекции.
Обстоятельства: Оспариваемым актом предписано устранить выявленные в ходе проверки нарушения порядка определения платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребленную в комнате, находящейся в коммунальной квартире, путем правильного расчета размера платы за электроэнергию.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку исполнение предписания приведет к нарушению баланса интересов потребителей в многоквартирном доме, в том числе к ухудшению положения жильцов, имеющих индивидуальные приборы учета, за счет улучшения положения жильцов коммунальных квартир, не имеющих приборов учета.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2016 г. по делу в„– А53-10809/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Дорогиной Т.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ИНН 6168002922, ОГРН 1056164000023) - Фоменко Е.А. (доверенность от 01.07.2016 в„– 554), Донцовой О.Н. (доверенность от 01.07.2016 в„– 218), от заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029) - Банникова А.Н. (доверенность от 12.12.2016), Усачевой А.В. (доверенность от 22.03.2016), рассмотрев кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.08.2016 (судья Чернышева И.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2016 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу в„– А53-10809/2016, установил следующее.
Публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - жилищная инспекция) о признании недействительным предписания от 11.02.2016 в„– 513.
Решением суда от 11.08.2016, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции от 01.11.2016, заявленные обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе жилищная инспекция просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего обращения физического лица жилищной инспекцией проведена внеплановая документарная проверка деятельности общества, осуществляющего исполнение коммунальной услуги по электроснабжению в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Врубовая 17 "А" (далее - многоквартирный дом).
В ходе проведения проверки установлен факт нарушения обществом требований действующего законодательства Российской Федерации в части порядка определения платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребленную в комнате (комнатах), находящейся в коммунальной квартире.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления жилищной инспекцией акта проверки от 11.02.2016 в„– 238 и выдачи предписания от 11.02.2016 в„– 513, которым обществу предписано устранить выявленные нарушения и произвести расчет размера платы за электроэнергию для коммунальных квартир по формуле в„– 7 приложения в„– 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила).
Общество, не согласившись с указанным предписанием, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 31 Правил исполнитель обязан, в том числе, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу пункта 40 Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги).
Из содержания пункта 42 Правил следует, что при отсутствии, в том числе, индивидуального или общего (квартирного) прибора учета электрической энергии размер платы за электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения в„– 2 к данным Правилам, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Пунктом 50 Правил установлено, что расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, осуществляется в соответствии с формулами в„– 7, 8, 16, 19 и 21 приложения в„– 2 к данным Правилам.
Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в комнате в коммунальной квартире, определяется в соответствии с формулой 9 приложения в„– 2 к данным Правилам.
Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах), оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии, осуществляется исходя из показаний комнатного прибора учета и достигнутого соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире.
Указанное соглашение должно быть оформлено в письменной форме, подписано потребителями коммунальной квартиры или их уполномоченными представителями и передано исполнителю. Исполнитель в этом случае осуществляет расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителям в коммунальной квартире в соответствии с полученным от них соглашением, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое соглашение было передано исполнителю.
При отсутствии указанного соглашения расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению осуществляется в соответствии с формулой в„– 7 приложения в„– 2 к Правилам без учета показаний комнатных приборов учета электрической энергии.
Из анализа указанных норм права следует, что Правилами не предусмотрены случаи расчета размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, при которых коммунальная квартира не оборудована общим (квартирным) прибором учета, тогда как комнаты в коммунальной квартире частично оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии.
Суды установили, что в многоквартирном доме имеется как общедомовой прибор учета электроэнергии, так и индивидуальные приборы учета, установленные в квартирах. Также в указанном многоквартирном жилом доме имеются коммунальные квартиры, в которых общеквартирные приборы учета отсутствуют, при этом комнаты в указанных коммунальных квартирах частично оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии.
Из оспариваемого в рамках настоящего дела предписания следует, что в данном случае объем потребления электрической энергии в коммунальной квартире, не оборудованной общим (квартирным) прибором учета, подлежащий оплате проживающими в ней потребителями, необходимо производить в соответствии с общим порядком, исходя из норматива потребления электрической энергии.
Вместе с тем согласно статье 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Пунктом 3 Правил установлено, что разъяснения по применению данного документа дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В данном случае суды обоснованно руководствовались письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24.12.2015 в„– 42350-ол/04, в котором подтвержден вывод о том, что Правилами не предусмотрен случай, рассматриваемый в рамках настоящего дела, при котором коммунальная квартира не оборудована общим (квартирным) прибором учета, при этом комнаты в коммунальной квартире частично оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии. В указанном случае необходимо исходить из общих начал и смысла жилищного законодательства, требования справедливости.
Указанным письмом определена методика расчета платы за потребленную электроэнергию.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что исполнение оспариваемого в рамках настоящего дела предписания 11.02.2016 в„– 513 приведет к нарушению баланса интересов потребителей в многоквартирном доме, в том числе к ухудшению положения жильцов, имеющих индивидуальные приборы учета, за счет улучшения положения жильцов коммунальных квартир, не имеющих приборов учета.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.10.2016 в„– 308-КГ16-14829.
На основании изложенного суды правомерно признали недействительным предписание инспекции от 11.02.2016 в„– 513.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.08.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2016 по делу в„– А53-10809/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ

Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
Т.Н.ДРАБО


------------------------------------------------------------------