Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.12.2016 N Ф08-9576/2016 по делу N А22-535/2016
Требование: О признании незаконным сообщения об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, обязании зарегистрировать его.
Обстоятельства: Оспариваемый отказ мотивирован тем, что РФ не наделяла орган местного самоуправления полномочиями на совершение распорядительных действий в отношении участка, относящегося к землям водного фонда.
Решение: В удовлетворении требований отказано, поскольку формирование и образование участка, покрытого поверхностными водами, постановка его на кадастровый учет как объекта недвижимого имущества не соответствует нормам действующего законодательства.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Калмыкия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2016 г. по делу в„– А22-535/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Волкова Я.Е. и Мещерина А.И., при ведении протокола судебного заседания помощника председательствующего Маяцкой К.А., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Калмыкия (судья Цадыкова Э.А.), от заявителя - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия (ИНН 0816014382, ОГРН 1100816003342) - Терняева С.А. (доверенность от 10.02.2016), от органа, осуществляющего публичные полномочия - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (ИНН 0814162917, ОГРН 1040872150406) - Санжиевой Ю.П. (доверенность от 13.01.2016), рассмотрев кассационную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2016 (судьи Годило Н.Н., Бейтуганов З.А., Жуков Е.В.) по делу в„– А22-535/2016, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия (далее - территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд республики Калмыкия к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (далее - управление Росреестра) со следующими требованиями:
- признать незаконным сообщение об отказе от 21.12.2015 в„– 08/001/040/2015-4582;
- обязать зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 5 576 700 кв. м с кадастровым номером 08:13:120201:182, расположенный по адресу: Республика Калмыкия, Яшкульский район, Улан-Эргинское сельское муниципальное образование.
Требования обоснованы ссылками на пункт 2 статьи 3.3 и пункт 4 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и мотивированы следующим. Право собственности на земельный участок у Российской Федерации возникло в силу закона, поскольку данный участок на основании постановления администрации Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - администрация) от 20.10.2015 в„– 270 предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Калмыкия".
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.06.2016 (судья Шевченко В.И.) в удовлетворении требований отказано.
Суд установил, что постановлением от 20.10.2015 в„– 270 администрация предоставила на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Калмыкия" земельный участок из категории земель водного фонда общей площадью 5 576 700 кв. м с кадастровым номером 08:13:120201:182, расположенный по адресу: Республика Калмыкия, Яшкульский район, Уланэргинское сельское муниципальное образование. Участок предоставлен для размещения Улан-Эргинского водохранилища. Территориальное управление 09.11.2015 обратилось в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 08:13:120201:182. Отказ управления Росреестра (сообщение от 21.12.2015 в„– 08/001/040/2015-4582) со ссылкой на отсутствие полномочий у администрации на совершение распорядительных действий в отношении спорного участка (относящегося к землям водного фонда) послужил основанием для обращения заявителя в арбитражный суд. При проверке доводов заявителя о незаконности решения об отказе в государственной регистрации права федеральной собственности на участок с кадастровым номером 08:13:120201:182 суд исходил из того, что данный участок сформирован под существующим Улан-Эргинским водохранилищем. Из представленных в дело документов следует, что Улан-Эргинское водохранилище является поверхностным водным объектом, внесенным в государственный водный реестр. Данный водный объект является федеральной собственностью на основании статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс). Администрация не уполномочена правом на распоряжение федеральными водными объектами. Кроме того, формирование и образование земельного участка из земель, покрытого поверхностными водами, постановка его на кадастровый учет как объекта недвижимого имущества не соответствует положениям пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и статьи 102 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Со ссылкой на часть 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон в„– 221-ФЗ) суд пришел к выводу, что формирование и образование земельного участка, покрытого поверхностными водами, постановка его на кадастровый учет как объекта недвижимого имущества не соответствует нормам действующего законодательства. Поэтому отказ управления Росреестра в регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 08:13:120201:182 является законным (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс), что влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2016 решение от 16.06.2016 отменено, требования удовлетворены. Признано незаконным сообщение от 21.12.2015 в„– 08/001/040/2015-4582. Суд обязал управление Росреестра зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 08:13:120201:182.
Суд апелляционной инстанции установил, что земельный участок с кадастровым номером 08:13:120201:182 отнесен к категории земель водного фонда и имеет разрешенное использование под размещение Улан-Эргинского водохранилища (кадастровый паспорт от 15.06.2015 в„– 08/5001/2015-36895). Земельным кодексом (подпункт 5 пункта 1 статьи 1) закреплен принцип единства судьбы земельных участков и расположенных на них объектов. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.1996 в„– 4-ФЗ "О мелиорации земель" мелиоративные системы - это комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях. Таким образом, водохранилище, являясь мелиоративной системой, не имеет самостоятельного функционального назначения, создано исключительно в целях улучшения качества земли и обслуживают только земельный участок, на котором оно расположено, поэтому являются его неотъемлемой частью. Спорный участок является объектом недвижимого имущества, Улан-Эргинское водохранилище в силу закона относится к собственности Российской Федерации, (статья 8 Водного кодекса) и представляет собой неотъемлемую часть земельного участка и применительно к статье 135 Гражданского кодекса должно следовать его судьбе. Поэтому отказ управления Росреестра в регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 08:13:120201:182 является незаконным и нарушает права и интересы представителя федерального собственника. Образование земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами (непосредственно под водным объектом), может осуществляться только в целях постановки таких земельных участков на государственный кадастровый учет, присвоения им кадастровых номеров и последующей государственной регистрации права собственности. Вывод суда первой инстанции о том, что администрация не наделена полномочиями на совершение распорядительных действий в отношении спорного земельного участка, является правильным. Вместе с тем, право собственности на участок принадлежит Российской Федерации в силу закона, поэтому наличие (отсутствие) постановления от 20.10.2015 в„– 270 не имеет правового значения. С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции признал оспариваемый отказ недействительным, противоречащим статье 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
Управление Росреестра обжаловало апелляционное постановление в кассационном порядке. Заявитель в жалобе (дополнении) просит указанный акт отменить, оставить в силе решение, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) апелляционным судом норм материального права, а также несоответствие сделанных им выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. К землям водного фонда относятся земли, в том числе покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах (пункт 1 статьи 102 Земельного кодекса). Частью 2 статьи 5 Водного кодекса установлено, что к поверхностным водным объектам относятся, в том числе водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища). В пункте 2 статьи 102 Земельного кодекса установлено требование, согласно которому на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков. При этом отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Закон в„– 221-ФЗ, частью 1 статьи 16 которого предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется, в том числе в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости). Таким образом, не допускается образование земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами, в целях постановки их на государственный кадастровый учет и последующей государственной регистрации прав на такие участки. Ошибочен и вывод апелляционного суда о том, что наличие (отсутствие) постановления от 20.10.2015 в„– 270 в данном случае не имеет правового значения. В силу части 1 статьи 8 Водного кодекса водные объекты находятся федеральной собственности, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 8 Водного кодекса. Согласно сведениям, содержащимся в государственном водном реестре, Улан-Эргинское водохранилище является поверхностным водным объектом и относится к федеральной собственности. Администрация, предоставив на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Калмыкия" земельный участок, распорядилась не им, а частью водного объекта федерального уровня собственности, что противоречит статье 209 Гражданского кодекса. Администрация не обладает полномочиями по распоряжению водным объектом, относящимся к федеральной собственности. Поэтому постановление от 20.10.15 в„– 270 не может служить документом - основанием для проведения государственной регистрации прав в соответствии со статьями 17 и 18 Закона о государственной регистрации. В деле отсутствуют какие-либо доказательства того, что Улан-Эргинское водохранилище является частью мелиоративной системы, обеспечивающей создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях (статья 2 Федерального закона от 10.01.1996 в„– 4-ФЗ "О мелиорации земель"). Поэтому оснований для вывода о том, что водохранилище, являясь мелиоративной системой, не имеет самостоятельного функционального назначения, создано исключительно в целях улучшения качества земли и являются ее неотъемлемой частью (статья 135 Гражданского кодекса), у апелляционного суда не имелось.
Территориальное управление в отзыве просило окружной суд оставить апелляционное постановление от 25.10.2016 без изменения, а кассационную жалобу управления Росреестра - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 153.1 Кодекса заседание суда кассационной инстанции проведено с использованием систем видеоконференц-связи.
В судебном заседании представитель управления Росреестра, прибывший в арбитражный суд, обеспечивающий организацию видеоконференц-связи, поддержал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.
Представитель территориального управления, также прибывший в арбитражный суд, обеспечивающий организацию видеоконференц-связи, возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на законность и обоснованность постановления апелляционного суда от 25.10.2016.
Изучив материалов дела, доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит кассационную жалобу управления Росреестра подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установлено судами, постановлением администрации от 20.10.2015 в„– 270 ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Калмыкия" предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок из земель водного фонда общей площадью 5 576 700 кв. м с кадастровым номером 08:13:120201:182. Участок расположен по адресу: Яшкульский район, Уланэргинское сельское муниципальное образование, и предоставлен для размещения Улан-Эргинского водохранилища (л. д. 7).
По сведения государственного кадастра недвижимости (кадастровый паспорт от 15.06.2015 в„– 08/5001/2015-36895) земельный участок площадью 5 576 700 кв. м с кадастровым номером 08:13:120201:182 поставлен на кадастровый учет 17.12.2014. Участок имеет вид разрешенного использования - под размещение Улан-Эргинского водохранилища, сведения о правах отсутствуют (л. д. 8, 9).
09 ноября 2015 года территориальное управление обратилось в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 08:13:120201:182 (л. д. 25, 26).
Уведомлением от 19.11.2015 в„– 08/001/040/2015-4582 государственная регистрация права собственности на земельный участок приостановлена (л. д. 10).
21 декабря 2015 года сообщением в„– 08/001/040/2015-4582 управление Росреестра отказало территориальному управлению в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 08:13:120201:182. Отказ мотивирован тем, что Российская Федерация не наделяла администрацию полномочиями на совершение распорядительных действий в отношении участка, относящегося к землям водного фонда (л. д. 11).
Полагая, что отказ управления Росреестра в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 08:13:120201:182 противоречит нормам земельного законодательства и нарушает права Российской Федерации, территориальное управление обратилось в арбитражный суд с заявлением по правилам главы 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Согласно статье 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в пункте 1 данной статьи.
Пункт 1 статьи 18 Закона о регистрации определяет, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Государственная регистрация прав проводится путем проведения правовой экспертизы документов, в том числе проверки законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), и установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в регистрации или ее приостановления в соответствии с Законом о регистрации (абзац третий пункта 1 статьи 13).
Статья 20 Закона о регистрации содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации. В частности, в силу абзацев четвертого и десятого пункта 1 статьи 20 Закона регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если представленные документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. В государственной регистрации прав может быть также отказано, если заявителем не представлены в регистрирующий орган документы, необходимые в соответствии с названным Законом.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (абзац четвертый пункта 3 статьи 20 Закона о регистрации). Удовлетворяя требования территориального управления, суд апелляционной инстанции исходил из того, что отказ управления Росреестра в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 08:13:120201:182, противоречит положениям Земельного кодекса, нормам Водного кодекса и статье 2 Федерального закона от 10.01.1996 в„– 4-ФЗ "О мелиорации земель".
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса право собственности и иные вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом и иными законами.
Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Как указано в подпункте 1 пункта 1 статьи 102 Земельного кодекса земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, относятся к землям водного фонда. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется Земельным кодексом и водным законодательством (пункт 4 статьи 102 Земельного кодекса). При этом на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (пункт 2 статьи 102 Земельного кодекса).
Водный объект, согласно определению, данному Водным кодексом (пункт 4 статьи 1), представляет собой природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
На основании пункта 3 части 2 статьи 5 Водного кодекса водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища) относятся к поверхностным водным объектам.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 8 Водного кодекса водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.
Документированные сведения о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах, систематизированы в государственном водном реестре (статья 31 Водного кодекса).
Из приведенных правовых норм следует, что водные объекты не относятся к недвижимому имуществу. По общему правилу водные объекты находятся в собственности Российской Федерации. Земли водного фонда относятся к категории земель, в составе которых земельные участки не выделяются. Формирование (образование) земельного участка из земель, покрытых поверхностными водными объектами, постановка его на кадастровый учет как объекта недвижимого имущества не допускается. Сведения о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, систематизированы не в ЕГРП, а в государственном водном реестре.
Следовательно, вывод апелляционного суда о наличии правовых оснований для государственной регистрации в ЕГРП права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 08:13:120201:182, образованный под поверхностным водным объектом (Улан-Эргинским водохранилищем), ошибочен.
Не основан на материалах дела и вывод суда апелляционной инстанции о том, что Улан-Эргинское водохранилище является частью мелиоративной системы, не имеет самостоятельного функционального назначения, создано исключительно в целях улучшения качества земли и обслуживают только участок, на котором оно образовано.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.1996 в„– 4-ФЗ "О мелиорации земель" мелиоративные системы - это комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.
Под мелиорацией земель понимается коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий. Мелиоративные мероприятия - проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ.
Однако материалы дела не содержат доказательств того, что Улан-Эргинское водохранилище является частью мелиоративной системы как комплекса взаимосвязанных гидротехнических (других) сооружений и устройств на мелиорированных землях, обеспечивающих создание оптимального режима почв. Не следует это и из документов, представленных суду первой инстанции Западно-Каспийским бассейновым водным управлением. Представитель территориального управления в судебном заседании кассационной инстанции также подтвердил, что водохранилище не является частью мелиоративной системы (его воды не используется для мелиорации земель).
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суд первой инстанции установил, что земельный участок с кадастровым номером 08:13:120201:182 образован под Улан-Эргинским водохранилищем. Спорный земельный участок полностью покрыт поверхностным водным объектом, что подтверждает и территориальное управление в дополнении к заявлению (л. д. 69). По сведениям, представленным Западно-Каспийским бассейновым водным управлением, Улан-Эргинское водохранилище зарегистрировано в государственном водном реестре и относится к федеральной собственности (л. д. 42-44). Поэтому суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемый территориальным управлением отказ в государственной регистрации права федеральной собственности на участок с кадастровым номером 08:13:120201:182, полностью образованный на землях, покрытых поверхностными водами, соответствует нормам земельного и водного законодательства.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, судом первой инстанции при разрешении спора не допущено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений (пункт 5 части 1 статьи 287 Кодекса).
С учетом приведенных правовых норм и фактических обстоятельств, установленных при разрешении спора, окружной суд приходит к выводу о необходимости отмены апелляционного постановления от 25.10.2016. Законное и обоснованное решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.06.2016 следует оставить в силе.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель (управление Росреестра) освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2016 по делу в„– А22-535/2016 отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.06.2016 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ

Судьи
Я.Е.ВОЛКОВ
А.И.МЕЩЕРИН


------------------------------------------------------------------