Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.12.2016 N Ф08-9039/2016 по делу N А53-12807/2016
Требование: О взыскании убытков, связанных с перевозкой льготных категорий граждан.
Обстоятельства: По мнению общества, расходы, связанные с предоставлением бесплатного проезда на автомобильном транспорте льготным категориям граждан, включенных в региональный и федеральный регистры льготников, возмещены ему не в полном объеме.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку убытки в виде недополученной провозной платы признаны обоснованными, подлежат взысканию с субъекта РФ, так как возмещение убытков на обеспечение проезда на общественном транспорте определенных категорий граждан признается расходным обязательством субъектов РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2016 г. по делу в„– А53-12807/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Айбатулина К.К. и Рыжкова Ю.В., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Аксай-Авто" (ИНН 6102016770, ОГРН 1026100662136) - Зеликмана А.А. (доверенность от 19.04.2016), в отсутствие ответчика - Министерства финансов Ростовской области (ИНН 6163030330, ОГРН 1026103168134) и третьего лица - Министерства труда и социального развития Ростовской области, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.07.2016 (судья Парамонова А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 (судьи Маштакова Е.А., Баранова Ю.И., Величко М.Г.) по делу в„– А53-12807/2016, установил следующее.
ООО "Аксай-Авто" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области (далее - Минфин) 5 803 506 рублей 89 копеек убытков, связанных с перевозкой льготных категорий граждан.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и социального развития Ростовской области (далее - Минтруд).
Решением от 13.07.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.09.2016, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что убытки, связанные с перевозкой льготной категории граждан, включенных в федеральный и региональный регистры, возмещаются за счет Ростовской области в лице Минфина; общество доказало факт несения расходов, связанных с предоставлением им бесплатного проезда на автомобильном транспорте пригородных маршрутов льготных категорий граждан, которые возмещены истцу не в полном объеме.
В кассационной жалобе Минфин просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, выводы суда о доказанности факта выполнения обществом обязанности по предоставлению льготным категориям граждан бесплатного проезда в пассажирском автотранспорте не обоснованы, так как факт перевозки пассажиров должен подтверждаться первичными документами - билетами, ведомостями учета продажи билетов. Истец не представил алгоритм расчета убытков. Плановый объем бюджетных ассигнований на предоставление мер социальной поддержки льготников рассчитывает Минтруда. Заявки Минтруда на финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией указанных мер социальной поддержки, исполнены Минфином в полном объеме.
Минтруда в отзыве поддержало доводы кассационной жалобы, общество в отзыве просит оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела и выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, общество является коммерческим транспортным предприятием, целью и предметом деятельности которого является организация пригородных автомобильных (автобусных) пассажирских перевозок, подчиняющихся расписанию, на платной основе, на основании контрактов от 10.03.2015 в„– 469-ап и от 05.03.2015 в„– 314-ап, заключенных с Минтруда.
В соответствии с контрактом от 10.03.2015 в„– 469-ап во исполнение постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 в„– 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления" (далее - постановление в„– 232) перевозчик предоставляет в 2015 году бесплатный проезд гражданам, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - федеральные льготники), а Минтруда возмещает перевозчику в пределах средств, полученных из областного бюджета на эти цели в 2015 году, стоимость предоставленных услуг по проезду федеральных льготников на автомобильных пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах (пункт 1.1 контракта). Согласно пункту 2.1.2 контракта общество обязалось ежемесячно в срок до девятого числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять в Минтруда по утвержденному графику реестры в электронном виде по акту приемки-передачи для проверки соответствия граждан, указанных в реестрах, базе данных льготных категорий граждан "АСП", пенсионной базе данных и федеральному регистру, а также в срок до двенадцатого числа месяца, следующего за отчетным, - счет-реестр о фактически перевезенных льготниках на бумажном носителе и протокол сверки электронных реестров. Минтруда обязуется в срок до тридцатого числа месяца, следующего за отчетным, при условии предоставления документов, указанных в пункте 2.1.2, производить возмещение истцу стоимости предоставляемых услуг по перевозкам федеральных льготников в пределах выделенных на эти цели средств из областного бюджета на 2015 год и пропорционально расходам перевозчиков, заключивших контракты с Минтруда на возмещение в 2015 году стоимости предоставленных услуг по перевозкам федеральных льготников (пункт 2.2.1 контракта).
По условиям договора от 05.03.2015 в„– 314-ап во исполнение областных законов "О социальной поддержке ветеранов труда", "О ветеранах труда Ростовской области", "О социальной поддержке тружеников тыла", "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий" перевозчик предоставляет в 2015 году бесплатный проезд ветеранам труда, ветеранам труда Ростовской области, ветеранам военной службы, труженикам тыла, реабилитированным гражданам и лицам, признанными пострадавшими от политических репрессий (далее - региональные льготники), а Минтруда возмещает перевозчику в пределах средств, полученных из областного бюджета на эти цели в 2015 году, стоимость предоставленных услуг по проезду региональных льготников на автомобильных пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах (пункт 1.1. контракта). Общество обязалось ежемесячно в срок до девятого числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять в Минтруда по утвержденному графику реестры в электронном виде по акту приемки-передачи для проверки соответствия граждан, указанных в реестрах, базе данных льготных категорий граждан "АСП", а также в срок до двенадцатого числа месяца, следующего за отчетным, - счет, реестр о фактически перевезенных региональных льготниках на бумажном носителе и протокол сверки электронных реестров (пункт 2.1.2 контракта). В соответствии с пунктом 2.2.1 контракта Минтруда обязуется в срок до тридцатого числа месяца, следующего за отчетным, при условии предоставления документов, указанных в пункте 2.1.2, возмещать обществу стоимость предоставляемых услуг по перевозкам региональных льготников в пределах выделенных на эти цели средств из областного бюджета на 2015 год и пропорционально расходам перевозчиков, заключивших контракт с Минтруда на возмещение в 2015 году стоимости предоставленных услуг по перевозкам региональных льготников.
Суд установил, что общество исполнило взятые на себя обязательства, предусмотренные контрактами в„– 314-ап и 469-ап, в период сентябрь - ноябрь 2015 года оказывал услуги по бесплатному проезду региональных и федеральных льготников на автомобильных пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах.
Общество ежемесячно составляло и предоставляло в Минтруда реестры о фактически произведенных перевозках льготных категорий граждан, содержащие сведения о количестве перевезенных льготных категорий граждан (помесячно) и суммах выпадающих доходов, подлежащих компенсации, а также протоколы сверки электронных реестров о фактически предоставленном бесплатном проезде федеральным и региональным льготникам на автомобильном транспорте междугородних и пригородных внутриобластных маршрутах.
Все протоколы сверки электронных реестров за предоставленный бесплатный проезд льготным категориям граждан на автомобильном транспорте пригородных межмуниципальных маршрутов и междугородних маршрутов внутриобластного сообщения за период с сентября по ноябрь 2015 года приняты специалистом Минтруда, о чем в протоколах имеется отметка в поле подписи и расшифровки подписи данного специалиста.
Однако расходы, связанные с предоставлением обществом бесплатного проезда на автомобильном транспорте льготным категориям граждан, включенных в региональный и федеральный регистры льготников, обществу возмещены не в полном объеме.
По состоянию на 01.12.2015 общество понесло расходы на сумму в размере 11 929 707 рублей. Минтруда произвело частичную оплату выставленных перевозчиком счетов по возмещению понесенных расходов на сумму 6 126 200 рублей 11 копеек.
При этом обществу не оплачено возмещение стоимости за оказанные услуги по предоставлению льготного (бесплатного) проезда в размере 5 803 506 рублей 89 копеек, в том числе 3 231 941 рубль 32 копейки за услуги по проезду льготной категории граждан федерального регистра и 2 571 565 рублей 57 копеек за услуг по проезду льготной категории граждан регионального регистра.
Неполное возмещение расходов со стороны Минтруда послужило основанием для обращения общества в суд с иском.
Удовлетворяя иск, суды руководствовались положениями статей 15, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, признав требование общества о взыскании убытков в виде недополученной провозной платы обоснованным.
При этом суды сделали правильный вывод о том, что спорные убытки должны возмещаться за счет средств областного бюджета. Такой вывод сделан на основании положений Федерального закона от 22.08.04 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральных законов от 12.01.1995 в„– 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 15.05.1991 в„– 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Кроме того, суды обоснованно руководствовались нормами упомянутого постановления в„– 232.
Минфин не привел доводов и не обосновал доказательствами то, что взыскиваемая обществом сумма убытков с учетом сумм, уплаченных Минтруда, превышает размер возмещения, предусмотренный постановлением в„– 232.
Заявитель в кассационной жалобе ссылается на недоказанность размера убытков в связи с отсутствием в материалах дела первичных документов: билетов, ведомостей учета продажи билетов.
Между тем контракты от 10.03.2015 и от 05.03.2015 предусматривают предоставление обществом в Минтруда в качестве доказательства оказания услуг по льготному проезду граждан реестров о фактически произведенных перевозках льготных категорий граждан (в электронном виде и на бумажном носителе). Выводы судов о размере понесенных истцом расходов (размере убытков) сделаны на основании имеющихся в материалах дела документов - протоколов сверки электронных реестров за предоставленный бесплатный проезд льготным категориям граждан за период с сентября по ноябрь 2015 года, в которых имеется отметка специалиста Минтруда о их принятии.
Доводы о необходимости подтверждать объем оказанных услуг иными документами Минфин и Минтруд в процессе рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанции не заявляли, размер убытков не оспаривали, что в силу норм статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагает на них соответствующие риски.
Минфин в кассационной жалобе ссылается на то, что плановый объем бюджетных ассигнований на предоставление мер социальной поддержки льготников рассчитывается Минтруда, чьи заявки на финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией указанных мер социальной поддержки, исполнены Минфином в полном объеме.
Однако из материалов дела не следует, что Ростовская область в лице Минфина выделила Минтруда достаточный объем средств для компенсации спорных расходов. С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу, что возмещение убытков автотранспортного предприятия на обеспечение проезда на общественном транспорте определенных категорий граждан признается расходным обязательством субъектов Российской Федерации и правомерно взыскали спорную сумму убытков с Ростовской области в лице Минфина.
Основания для отмены судебных актов с учетом требований процессуального закона не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.07.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 по делу в„– А53-12807/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.Ф.КУХАРЬ

Судьи
К.К.АЙБАТУЛИН
Ю.В.РЫЖКОВ


------------------------------------------------------------------