Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.12.2016 N Ф08-8109/2016 по делу N А32-7839/2016
Требование: Об обязании принять в муниципальную собственность автомобильную транспортную развязку, сооружение дорожного транспорта и земельные участки.
Обстоятельства: Управление ссылалась на возврат департаментом без подписания актов приема-передачи и воспрепятствование получения им возможности принять спорные объекты в муниципальную собственность.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку отсутствуют правовые основания для отказа администрации в принятии имущества в муниципальную собственность.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2016 г. по делу в„– А32-7839/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Улько Е.В., судей Артамкиной Е.В. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) - Минькова Е.А. (доверенность от 03.12.2015), от ответчика - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367) - Жудика А.Ю. (доверенность от 23.12.2015), от третьих лиц: федерального казенного учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства (ИНН 2320100329, ОГРН 1032311075620) - Жур О.Н. (доверенность от 31.12.2015), Федерального дорожного агентства (ИНН 7717509757, ОГРН 1047796331494) - Жур О.Н. (доверенность от 11.04.2016), рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2016 (судья Пристяжнюк А.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2016 (судьи Глазунова И.Н., Ильина М.В., Фахретдинов Т.Р.) по делу в„– А32-7839/2016, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации города Сочи (далее - администрация) о возложении обязанности принять в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Сочи автомобильную транспортную развязку в двух уровнях на пересечении курортного проспекта и ул. 20-й Горнострелковой дивизии (км. 184 "Стадион") на федеральной автомобильной дороге А147 Джубга-Сочи-граница с Республикой Абхазия, назначение: 7.4 сооружения дорожного транспорта, с кадастровым номером 23:49:0000000:1322, протяженностью 463 м, расположенную по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район; сооружение дорожного транспорта с кадастровым номером 23:49:0000000:5581, площадью 3121 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район; земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:1436, площадью 34 887 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Бытха; земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:5759, площадью 58715 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства (далее - учреждение) и Федеральное дорожное агентство (далее - агентство).
Решением суда первой инстанции от 20.06.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.09.2016, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация просит решение от 20.06.2016 и постановление от 02.09.2016 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что из представленных в материалы дела доказательств не следует, что управление обратилось к ответчику в порядке, предусмотренном абзацем 22 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 122-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 в„– 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" (далее - постановление в„– 374), представив полный и необходимый пакет документов.
В отзывах на кассационную жалобу управление, учреждение и агентство указали на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность оспариваемых судебных актов.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы жалобы, представители управления, учреждения и агентства возражали против ее удовлетворения, ссылались на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Из материалов дела видно и судами установлено, что Российской Федерации на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества (сооружения):
- автомобильная транспортная развязка в двух уровнях на пересечении курортного проспекта и ул. 20-й Горнострелковой дивизии (км. 184 "Стадион") на федеральной автомобильной дороге А147 Джубга-Сочи-граница с Республикой Абхазия, назначение: 7.4 сооружения дорожного транспорта, с кадастровым номером 23:49:0000000:1322, протяженностью 463 м, расположенную по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район (дата и номер государственной регистрации права собственности от 15.11.2012 в„– 23-23-19/269/2012-270);
- сооружение дорожного транспорта с кадастровым номером 23:49:0000000:5581, площадью 3121 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район (дата и номер государственной регистрации права собственности от 31.12.2013 в„– 23-23-52/390/2013-428).
Указанные объекты расположены на земельных участках, принадлежащих Российской Федерации:
- земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:1436, площадью 34 887 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Бытха (дата и номер государственной регистрации права собственности от 02.06.2014 23-23-62/163/2014-116) - расположено сооружение с к/н 23:49:0000000:1322;
- земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:5759, площадью 58 715 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район (дата и номер государственной регистрации права собственности от 04.08.2014 23-23-52/229/2014-036) - расположено сооружение с к/н 23:49:0000000:5581).
В соответствии с пунктами 35 и 36 программы постолимпийского использования олимпийских объектов, утв. протоколом совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Козака Д.Н. от 16.06.2014 в„– ДК-П9-123пр, автомобильная транспортная развязка в двух уровнях на пересечении ул. Виноградной и ул. Донской (км 174) на федеральной автомобильной дороге М-27, автомобильная транспортная развязка на пересечении Курортного просп. и ул. 20-й Горнострелковой дивизии (км 184 "Стадион") на федеральной автомобильной дороге М-27 Джубга-Сочи до границы с Абхазией, Краснодарский край подлежат передаче в собственность муниципального образования город-курорт Сочи.
Согласно письмам в„– 12473/07-02-12-08.12.2014, 12474/07-02-12-08.12.2014 и постановлению от 11.08.2014 в„– 1553 администрация дала согласие на принятие в муниципальную собственность автомобильной транспортной развязки в двух уровнях на пересечении ул. Виноградной и ул. Донской (км 174) на федеральной автомобильной дороге М-27, а также автомобильной транспортной развязки на пересечении Курортного просп. и ул. 20-й Горнострелковой дивизии (км 184 "Стадион") на федеральной автомобильной дороге М-27.
Агентство письмом от 18.07.2014 в„– 01-24/14671 указало на необходимость передачи в муниципальную собственность указанных сооружений.
В силу пункта 5.13 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 в„– 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом"), Росимущество осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность. Данные полномочия на территории Краснодарского края осуществляет управление в соответствии с положением об управлении.
Во исполнение поручения Росимущества от 21.08.2014 в„– ДМ-07/36203 "О передаче федерального имущества в муниципальную собственность", принимая во внимание письмо агентства от 18.07.2014 в„– 01-24/14671, руководствуясь статьей 154 Закона в„– 122-ФЗ, управление издало распоряжение от 16.04.2015 в„– 270-р "О безвозмездной передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования город-курорт Сочи", которым предусмотрена передача спорного имущества.
Управление 27.05.2015 издало распоряжение в„– 364-р "О внесении изменений в распоряжение управления от 16.04.2015 в„– 270-р "О безвозмездной передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования город-курорт Сочи" в части уточнения балансовой стоимости передаваемого имущества.
Письмом от 26.06.2015 в„– 08/8926 управление направило в адрес администрации распоряжения от 16.04.2015 в„– 270-р и от 27.05.2015 в„– 364-р, а также акты приема-передачи.
Письмом в„– 8384/07-02-12-23.09.2015 администрация сообщила, что представленные управлением документы не предусматривают одновременную передачу с передаваемыми сооружениями дорожного транспорта земельных участков, на которых они расположены, а также не представлены правоустанавливающие документы на данные объекты и земельные участки, на которых они расположены в соответствии с постановлением в„– 374.
Управление и учреждение установили расположение спорных объектов на земельных участках с кадастровыми номерами 23:49:0000000:1436 и 23:49:0000000:5759 (акты обследования, ситуационные планы объектов, письма).
Исходя из необходимости совместной передачи объектов и земельных участков, на которых они расположены, управление издало распоряжение от 29.12.2015 в„– 1033-р "О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от 16.04.2015 в„– 270-р "О безвозмездной передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования город-курорт Сочи", в котором предусмотрены изменения, касающиеся земельных участков.
Письмом от 29.12.2015 в„– 08/21111 управление направило распоряжение и акты приема-передачи к нему в адрес администрации.
Письмом от 08.02.2016 в„– 2664/0205-15 департамент имущественных отношений администрации сообщил об отсутствии возражений в принятии в установленном порядке спорных объектов, однако предложил возвратить объекты в оперативное управление учреждения, в связи с чем вернул акты приема-передачи без подписания.
На совещании у Министра транспорта Российской Федерации 15.02.2016 (протокол в„– 16), на котором присутствовали представители, являющиеся участниками спора, принято решение об обеспечении администрацией приемки спорного имущества в муниципальную собственность.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения управления в арбитражный суд с иском.
При рассмотрении иска суды правомерно руководствовались следующим.
Порядок передачи имущества из собственности одного публично-правового образования в собственность иного в связи с разграничением полномочий, в том числе из федеральной собственности в муниципальную, регулируется пунктом 11 статьи 154 Закона в„– 122-ФЗ и постановлением в„– 374.Согласно пункта 9 части 11 статьи 154 Закона в„– 122-ФЗ решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Пункт 11 статьи 154 Закона в„– 122-ФЗ предусматривает возможность безвозмездной передачи находящегося в федеральной собственности имущества в муниципальную или собственность субъектов Российской Федерации. Основанием для рассмотрения вопроса о передаче имущества в собственность иного публично-правового образования (в данном случае - передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность) является предложение о передаче имущества, направляемое органом местного самоуправления уполномоченному органу исполнительной власти Российской Федерации. Решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Законом в„– 131-ФЗ вопросов местного значения.
К вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 14 Закона в„– 131-ФЗ).
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче федерального имущества в муниципальную собственность, утвержден в пункте 1 постановления в„– 374.
По вопросу о порядке передачи имущества Конституционным Судом Российской Федерации было также принято определение 07.02.2012 в„– 234-О-Р "Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства Совета народных депутатов Кемеровской области о разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 в„– 828-О-П", в котором содержалась следующая правовая позиция: арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
Из указанного следует, что судам надлежит дать оценку обоснованности отказа органа местного самоуправления от принятия имущества. Согласование позиций органов публичной власти должно осуществляться с учетом состава и назначения имущества, обеспечивать баланс интересов всех сторон правоотношения. Поэтому безосновательные возражения органа местного самоуправления сами по себе не могут являться достаточным основанием для отказа в принятии передаваемых объектов в муниципальную собственность.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив отсутствие правовых оснований для отказа администрации в принятии имущества в муниципальную собственность, с учетом того, что на настоящий момент решение о передаче принято, суды обоснованно удовлетворили требования управления.
Доводы жалобы о непредставлении полного и необходимого пакета документов в соответствии с Законом в„– 122-ФЗ и постановлением в„– 374, были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2016 по делу в„– А32-7839/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Е.В.УЛЬКО

Судьи
Е.В.АРТАМКИНА
И.И.ФЕФЕЛОВА


------------------------------------------------------------------