Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.05.2016 N Ф08-2537/2016 по делу N А32-27151/2015
Требование: О признании незаконным решения о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Обстоятельства: Обществу рекомендовано подготовить технический план на основании решения на ввод сооружения в эксплуатацию или иных документов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку отсутствие разрешения на ввод сооружения в эксплуатацию, его проектной документации и технического паспорта компенсировано обществом декларацией о сооружении, а рассмотрение заявления общества о кадастровом учете обусловливало обязанность управления по запросу отсутствующих документов у иных уполномоченных органов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2016 г. по делу в„– А32-27151/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И. при участии в судебном заседании от органа, осуществляющего публичные полномочия, - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) - Матвеевой А.А. (доверенность от 10.11.2015), в отсутствие представителя заявителя - закрытого акционерного общества "Химик" (ИНН 2314013396, ОГРН 1022302350663), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.11.2015 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2016 (судьи Сулименко О.А., Ефимова О.Ю., Илюшин Р.Р.) по делу в„– А32-27151/2015, установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Химик" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - учреждение) о признании незаконным решения от 08.06.2015 в„– 2343/5/15-143724 о приостановлении осуществления кадастрового учета сооружения дорожного транспорта - моста железобетонного площадью 93,6 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Лабинск, ул. Химическая, 64 (далее - сооружение).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.11.2015, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2016, заявление удовлетворено. Суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что отсутствие разрешения на ввод сооружения в эксплуатацию, его проектной документации и технического паспорта компенсировано обществом декларацией о сооружении, а рассмотрение заявления общества о кадастровом учете после 01.03.2015 обусловливало обязанность управления по запросу отсутствующих документов у иных уполномоченных органов.
Управление обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.11.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2016 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. Оспариваемое решение является промежуточным документом, права заявителя избранным способом судебной защиты не восстанавливаются. Решение учреждения от 09.09.2015 об отказе в осуществлении кадастрового учета сооружения, имевшееся на момент принятия судом первой инстанции обжалуемого решения, не оценено и в судебном порядке не оспорено. В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно и судами установлено, что общество обратилось в учреждение с заявлением от 29.05.2015 о кадастровом учете сооружения. К заявлению приложен технический план сооружения от 14.05.2015, в составе которого имелась декларация об объекте недвижимости. Обществом также представлены план приватизации арендного производственного объединения "Химик" от 27.04.1992, справка архивного отдела от 29.01.2015 в„– 014/138 об отсутствии документов о вводе сооружения в эксплуатацию, справка ГУП Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по г. Лабинску от 12.05.2015 в„– 03-02/459 о непроведении инвентаризации сооружения и отсутствии инвентарного дела.
Решением учреждения от 08.06.2015 в„– 2343/5/15-143724 кадастровый учет сооружения приостановлен в связи с тем, что сведения о сооружении указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком работ разрешения на ввод сооружения в эксплуатацию, проектной документации сооружения, технического паспорта сооружения, изготовленного до 01.01.2013. Представленный технический план подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости, в которой объектом учета является сооружение. Технический план не может быть подготовлен на основании декларации. Обществу рекомендовано подготовить технический план на основании решения на ввод сооружения в эксплуатацию или иных документов (проектной документации сооружения или его технического паспорта, изготовленного до 01.10.2013).
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции. Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным необходимо установление несоответствия названных акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса). Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение, в силу части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон в„– 122-ФЗ), подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Пунктом 1 статьи 2 Закона в„– 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяется как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Государственная регистрация квалифицируется законодателем как единственное доказательство существования зарегистрированного права.
Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости вменено в обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 в„– 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" порядке. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим законом порядке документов. С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться их собственники или любые иные лица. Постановка на учет объекта недвижимости осуществляются на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (статьи 3, 4, часть 2 статьи 16, часть 2 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; далее - Закон в„– 221-ФЗ).
Состав необходимых для кадастрового учета документов определен в статье 22 Закона в„– 221-ФЗ, согласно которой документом, необходимым для постановки на государственный кадастровый учет сооружения, является его технический план. В соответствии с частями 8, 10 статьи 41 Закона в„– 221-ФЗ, сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта таких объектов недвижимости. В отсутствие данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью. Форма декларации и требования к ее подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Форма декларации и требования к ее подготовке утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.12.2010 в„– 628, согласно приложению в„– 1 к которому в декларации должны быть отражены правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства).
Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении (пункт 5 части 2 статьи 26, пункт 6 части 2 статьи 27 Закона в„– 221-ФЗ).
В рассматриваемом случае в отсутствие разрешения на ввод сооружения в эксплуатацию его кадастровый учет должен был быть осуществлен на основании технического плана с приложенной к нему декларацией об объекте недвижимости. Указание в оспариваемом решении на то, что декларация об объекте недвижимости не является документом, на основании которого составляется технический план, правомерно признано судами первой и апелляционной инстанций противоречащим вышеназванным положениям Закона в„– 221-ФЗ. Иные основания для приостановления осуществления кадастрового учета учреждением в оспариваемом решении не приведены. У учреждения отсутствовали предусмотренные законом основания для приостановления осуществления кадастрового учета сооружения.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.11.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2016 по делу в„– А32-27151/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ

Судьи
В.Е.ЕПИФАНОВ
А.И.МЕЩЕРИН


------------------------------------------------------------------