Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.05.2016 N Ф08-2781/2016 по делу N А32-36306/2015
Требование: Об отмене постановлений о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ за заявление при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений.
Решение: В удовлетворении требования отказано со ссылкой на наличие в действиях предпринимателя вмененных ему правонарушений, соблюдение порядка привлечения к ответственности и отсутствие оснований для признания правонарушений малозначительными. Однако размер штрафа признан чрезмерным и не соответствующим характеру совершенного правонарушения, в связи с чем два постановления в этой части изменены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 мая 2016 г. по делу в„– А32-36306/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Прокофьевой Т.В. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Корнилова Олега Александровича (ИНН 263400251978, ОГРНИП 304264520800035) -Делавшока А.Ю. (доверенность от 22.09.2015), от заинтересованного лица - Новороссийской таможни (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264) - Зубко А.О. (доверенность от 10.12.2015), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Корнилова Олега Александровича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.01.2016 (судья Меньшикова О.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу в„– А32-36306/2015, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Корнилов Олег Александрович (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконными и отмене постановлений от 07.09.2015 в„– 10317000-656/2015, 10317000-657/2015 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 110 тыс. рублей штрафа по каждому постановлению.
Решением от 25.01.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.03.2016, суды признали незаконными и отменили оспариваемые постановления в части назначения штрафа в размере, превышающем 100 тыс. рублей.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях заявителя вмененных ему административных правонарушений, соблюдением таможней порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности и отсутствием оснований для признания правонарушений малозначительными.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты. Податель жалобы считает, что у него отсутствовала возможность проверить маркировку товара, которая производится продавцом; правонарушение неверно квалифицировано по части 3 статьи 16.2 Кодекса; таможней необоснованно вынесено два постановления за одно и то же правонарушение.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
В судебном заседании представители предпринимателя и таможенного органа поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 27.03.2014 предприниматель для помещения товара под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" с использованием электронной формы декларирования подал декларацию на товары - ДТ в„– 10317110/270315/0005879, в том числе на товар в„– 2: мебель бытовая: столы на металлическом каркасе, код ОКП 561100, для удобства транспортировки столы в частично разобранном виде, всего 60 столов, упакованы в картонные коробки, всего 60 картонных коробок: обеденный стол со столешницей из закаленного стекла 12 мм, артикул DT309-60 шт. Изготовитель: "TIANJIв„– GOLDENSUв„– IMPORT AND EXPORT CO., LTD", Китайская Народная Республика, товарный знак "СБК", общий вес брутто 3 774 кг, общий вес нетто 3 288 кг.
Указанный товар прибыл в адрес предпринимателя во исполнение контракта от 05.03.2014 в„– RU-CH-1015/14, заключенного с компанией "TIANJIв„– GOLDENSUв„– IMPORT & EXPORT CO., LTD", Китайская Народная Республика, в части контейнера в„– ZCSU8783047 по коносаменту от 15.02.2015 в„– ZIMUXNG1009523.
В целях подтверждения соблюдения запретов и (или) ограничений, установленных в отношении товара в„– 2, заявленного в ДТ в„– 10317110/270315/0005879, предприниматель в таможенный орган представил декларацию о соответствии от 18.09.2014 в„– ТС в„– RU Д-CN.АУ04.В.03070, зарегистрированную на товар "мебель бытовая: столы обеденные, письменные, туалетные, журнальные, кухонные, под ТВ, сервировочные, преддиванные, торговая марка: "СБК", изготовитель "TIANJIв„– GOLDHNSUв„– IMPORT AND EXPORT CO., LTD", Китайская Народная Республика, серийный выпуск по контракту от 05.03.2014 в„– RU-CH-1015/14".
В этой декларации указано, что продукция, в отношении которой зарегистрирована декларация, соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 025/2012 "О безопасности мебельной продукции".
В ходе проверки документов и сведений, задекларированных по ДТ в„– 10317110/270315/0005879, принято решение о проведении таможенного контроля в форме таможенного досмотра товаров.
В связи с тем, что по состоянию на 06.04.2015 товар в„– 2, заявленный в ДТ в„– 10317110/270315/0005879, не предъявлен предпринимателем для проведения таможенного контроля (таможенного досмотра). На основании пунктов 1 и 2 статьи 201 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) таможенным органом отказано в выпуске указанного товара.
8 апреля 2015 года предпринимателем в таможню для помещения товара под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" с использованием электронной формы декларирования подана новая ДТ в„– 10317110/080415/0006908, в том числе на товар в„– 2: мебель бытовая: столы на металлическом каркасе, код ОКП: 561100, для удобства транспортировки столы в частично разобранном виде, всего 60 столов, упакованы в картонные коробки, всего 60 картонных коробок: обеденный стол со столешницей из закаленного стекла 12 мм, артикул DT309-60 шт. Изготовитель: "TIANJIв„– GOLDENSUв„– IMPORT AND EXPORT CO., LTD", Китайская Народная Республика, товарный знак "СБК", общий вес брутто 3 774 кг, общий вес нетто 3 288 кг.
В результате таможенного досмотра товаров (акт таможенного досмотра в„– 10317100/080415/000599) установлено, что в части контейнера в„– ZCSU8783047 находится, в том числе, товар, заявленный в ДТ в„– 10317110/270315/0005879: столы на металлическом каркасе со стеклянной столешницей в частично разобранном виде, уложены в картонные коробки. Коробки с товаром помещены в деревянную обрешетку. На картонных коробках имеется маркировка "DESCRIPTIOв„– DT309 DINING TABLE / COLOR WHITE FROSTED / SIZE 1315*870*150 MM/ PACKAGE 1 PCS/1CTNS / CARTOв„– 1/1 / POGSA14121601 / СБК". Всего по товару 60 единиц товара, 60 грузовых мест, общим весом брутто 3 774 кг, весом нетто 3 288 кг.
Согласно служебной записке таможни от 10.04.2015 в„– 26-26/0390 на товар "мебель" распространяется действие Технического регламента Таможенного союза в„– ТР ТС 025/2012 "О безопасности мебельной продукции".
Предпринимателем при подаче ДТ в„– 10317110/270315/0005879 на товар в„– 2 "мебель бытовая: столы на металлическом каркасе" в качестве документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений, представлена декларация о соответствии от 18.09.2014 в„– ТС в„– RU Д-CN.АУ04.В.03070.
Таможней установлено, что в маркировке товара в„– 2, задекларированного по указанным ДТ, отсутствует информация (как на товаре, так и на его упаковке) о наименовании изделия, производителе товара, дате изготовления, гарантийном сроке и т.д. При идентификации товара в„– 2 по ДТ в„– 10317110/270315/0005879 с декларацией о соответствии от 18.09.2014 в„– ТС в„– RU Д-CN.АУ04.В.03070 путем сопоставления сведений, в том числе отраженных в АТД в„– 10317100/080415/000599, установлено, что данный товар невозможно идентифицировать с указанным разрешительным документом.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для вынесения таможней постановлений о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса от 07.09.2015 в„– 10317000-656/2015, 10317000-657/2015.
Не согласившись с указанными постановлениями, предприниматель обратился в арбитражный суд заявлением о признании их незаконными.
Рассматривая заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно части 3 статьи 16.2 Кодекса заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
К административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса подлежит привлечению лицо, осуществляющее деятельность, связанную с незаконным ввозом товаров в Российскую Федерацию, вступающее в правоотношения с таможенными органами. Таким лицом является либо декларант, либо его таможенный представитель (специализированная организация, с которой предпринимателем заключен договор для таможенного оформления товара) (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2014 в„– 1572-О).
Объективная сторона данного правонарушения состоит в заявлении декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Таможенным кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения (часть 1 статьи 152 Таможенного кодекса).
В соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом. Таможенное декларирование производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары (часть 1 статьи 181 Таможенного кодекса).
В силу пункта 2 статьи 181 Таможенного кодекса в декларации на товары указываются основные сведения, в том числе сведения о соблюдении ограничений (подпункт 8); сведения о производителе товаров (подпункт 9); сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 Кодекса (подпункт 11).
Пунктом 1 статьи 183 Таможенного кодекса установлено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Кодексом. К таким документам относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (подпункт 5 пункт 1 статьи 183 Кодекса).
Согласно статье 188 Таможенного кодекса при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан, в том числе, произвести таможенное декларирование товаров, представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 в„– 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон в„– 184-ФЗ) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.
В силу подпункта "б" пункта 9 статьи 32 Федерального закона от 08.12.2003 в„– 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся, в том числе представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с ТД документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
В соответствии со статьей 2 Закона в„– 184-ФЗ декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Согласно пункту 5 статьи 24 Закона в„– 184-ФЗ декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать, в том числе информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект.
Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Статьей 2 Закона в„– 184-ФЗ установлено, что идентификация продукции - установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 ТР ТС 025/2012, данный Технический регламент распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза мебельную продукцию - изделия, наборы, гарнитуры мебели бытовой и для общественных помещений, в том числе изготовленную по индивидуальным заказам.
Согласно пункту 7.1 статьи 5 ТР ТС 025/2012 каждое изделие мебели, реализуемое на территории государства - члена Таможенного союза, должно иметь маркировку на русском языке и, при наличии соответствующих требований в его законодательстве, - на его государственном языке. Торговое наименование продукции, поставляемой из стран, расположенных не на единой территории Таможенного союза, а также наименование фирмы изготовителя могут быть выполнены буквами латинского алфавита.
Маркировка должна быть выполнена печатным способом на бумажном ярлыке (этикетке) или на ярлыке из ткани, прочно прикрепленных к изделию мебели, поставляемому в собранном виде.
Изделия мебели, поставляемые в разобранном виде, могут не иметь маркировки с обозначением изделия и даты изготовления. В этом случае обозначение изделия проставляется изготовителем или продавцом во время продажи изделия мебели или во время его сборки у пользователя. Дата выпуска должна быть указана на упаковке (упаковках). Маркировка на мебель в разобранном виде наносится на упаковку.
Допускается наносить маркировку несмываемой краской, штемпелеванием, выжиганием, продавливанием, а также проставлять отдельные реквизиты ярлыка специальным штампом;
В соответствии с пунктом 7.2 статьи 5 ТР ТС 025/2012 маркировка должна быть четкой и содержать: наименование изделия мебели по эксплуатационному и функциональному назначению, обозначение изделия (цифровое, собственное, модель и тому подобное); товарный знак (логотип) изготовителя (при наличии); наименование страны изготовителя; наименование и местонахождение изготовителя; наименование, юридический и фактический адрес уполномоченного изготовителем лица, импортера; дату изготовления; гарантийный срок; срок службы, установленный изготовителем; единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Для мебели, поставляемой в разобранном виде, маркировочный ярлык должен вкладываться в упаковку вместе с инструкцией по сборке.
Ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, предусмотрена частью 3 статьи 16.2 Кодекса.
Таким образом, предприниматель обоснованно привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса, поскольку в маркировке товара в„– 2, заявленного по ДТ в„– 10317110/270315/0005879, отсутствовала информация (как на товаре, так и на его упаковке) о наименовании изделия, производителе товара, дате изготовления, гарантийном сроке и т.д.; отсутствовала возможность идентификации товара в„– 2 по ДТ в„– 10317110/270315/0005879 с декларацией о соответствии от 18.09.2014 в„– ТС в„– RU Д-CN.АУ04.В.03070 путем сопоставления сведений, в том числе, отраженных в АТД в„– 10317100/080415/000599.
Судебные инстанции обоснованно отклонили доводы предпринимателя о повторности привлечения к административной ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения, поскольку из материалов дела следует, что предпринимателем подавались две таможенные декларации, в связи с чем в рассматриваемом случае имеют место два однородных административных правонарушения, а не повторность привлечения к ответственности в соответствии с частью 5 статьи 4.1 Кодекса.
Суды установили, что у предпринимателя была возможность в целях исключения возможного нарушения таможенного законодательства Таможенного союза перед подачей в таможенный орган ДТ в„– 10317110/270315/0005879 провести предварительный осмотр, установить наличие на партии товара маркировок, соотнести их с имеющимися в его распоряжении разрешительными документами на предмет наличия маркировок, позволяющих распространить их на товар, фактически ввезенный на таможенную территорию Таможенного союза по инвойсу от 10.02.2015 в„– GSA14121601. Поскольку данные действия предпринимателем не выполнены, суды обоснованно указали на наличие его вины.
Факт совершения предпринимателем административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 16.2 Кодекса, подтверждается документами, приобщенными к материалам дела об административном правонарушении.
Суды установили соблюдение административным органом установленного порядка рассмотрения дела об административном правонарушении. Доказательства обратного заявитель не представил.
Судебные инстанции сделали вывод об отсутствии в данном случае оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса.
Доводы предпринимателя были предметом исследования судебных инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Выводы судебных инстанций основаны на правильном применении норм права к установленным по данному делу обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы предпринимателя выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценку которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.01.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016 по делу в„– А32-36306/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.А.ТРИФОНОВА

Судьи
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ


------------------------------------------------------------------