По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.05.2016 N Ф08-1951/2016 по делу N А63-8201/2015
Требование: О признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, обязании ее осуществить.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что в представленном на регистрацию правоустанавливающем документе отсутствуют сведения, позволяющие идентифицировать заявленный объект.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не исследован вопрос относительно того, обладает ли спорный объект признаками недвижимого имущества.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ставропольского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2016 г. по делу в„– А63-8201/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Артамкиной Е.В. и Улько Е.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ставрополь" (ИНН 2636032629, ОГРН 1022601940613) - Кайгородовой Л.В. (доверенность от 01.01.2016) и Шевцовой Н.А. (доверенность от 01.01.2016), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ОГРН 1042600339737, ИНН 2634063830), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.10.2015 (судья Безлепко В.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 (судьи Луговая Ю.Б., Марченко О.В., Сулейманов З.М.) по делу в„– А63-8201/2015, установил следующее.
ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании незаконным отказа, выраженного в сообщении от 10.04.2015 в„– 26-26-01/125/2014-583, в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - внутриплощадочные сети хозбытовой канализации (литера III), протяженностью 250 м, кадастровый номер 26:12:010402:2821, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. 1 Промышленная, 4 (далее - спорный объект), и возложении на управление обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный объект.
Решением от 16.10.2015, оставленным без изменения постановлением от 25.01.2016, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Податель жалобы указывает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, судами нарушены нормы процессуального и материального права. По мнению заявителя жалобы, судом дана неверная оценка фактическим обстоятельствам дела; управление в процессе рассмотрения поданных на государственную регистрацию документов не имело возможности идентифицировать объекты недвижимого имущества, переданные по договору купли-продажи от 25.01.1996 в„– 10.
В судебном заседании представители общества возражали против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 12.12.2014 общество обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный объект, на основании договора купли-продажи нежилого помещения от 25.01.1996 в„– 10, заключенного между АООТ "Аналог" (продавец) и предприятием "Кавказтрансгаз" (покупатель, правопредшественник общества).
10 марта 2015 года управление сообщило о приостановлении государственной регистрации до устранения обстоятельств, препятствующих в ее проведении.
10 апреля 2015 года управление вынесло решение об отказе в государственной регистрации права собственности на спорный объект. Отказ мотивирован тем, что в представленном обществом на регистрацию правоустанавливающем документе (договоре купли-продажи нежилого помещения от 25.01.1996 в„– 10) отсутствуют сведения, позволяющие идентифицировать заявленный объект.
Считая незаконным отказ в государственной регистрации, общество оспорило его в судебном порядке.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решения и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), пункту 5 статьи 2 и пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон в„– 122-ФЗ) заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона в„– 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Пунктом 2 статьи 16 Закона в„– 122-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона в„– 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона в„– 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствии с положениями статьи 131 Гражданского кодекса и статьи 4 Закона в„– 122-ФЗ регистрации подлежат права на недвижимое имущество. Регистрация объектов, не относящихся к недвижимому имуществу, законом не предусмотрена.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 в„– 11052/09 по делу в„– А53-3598/2008, суд при рассмотрении спора должен дать квалификацию объекту, основываясь на установленных фактических обстоятельствах, определить, имеется ли самостоятельный объект недвижимого имущества, отвечающий признакам, указанным в пункте 1 статьи 130 Гражданского кодекса.
Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться судом с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.
В силу части 1 статьи 133 и части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны, и должен рассматривать заявленное требование по существу, исходя из фактических правоотношений. Суд по своей инициативе определяет круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, а также решает, какие именно нормы права подлежат применению в конкретном спорном правоотношении.
Удовлетворяя заявленные требования, суды необоснованно уклонились от исследования вопроса относительно того, обладает ли спорный объект признаками недвижимого имущества, указанными в пункте 1 статьи 130 Гражданского кодекса и статье 1 Закона в„– 122-ФЗ. При этом судебными актами по делу в„– А63-8202/2015 с участием общества и управления отказано в признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на приобретенный по договору купли-продажи нежилого помещения от 25.01.1996 в„– 10 объект - внутриплощадочные сети ливневой канализации (не является самостоятельным объектом недвижимости). Как указали суды по делу в„– А63-8202/2015 по договору купли-продажи от 25.01.1996 в„– 10 право собственности возникло только в отношении литеров Г - Г1 (гараж с цехом благоустройства), Л (склад гидридных газов с эстакадой), М (павильон).
В соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать обстоятельства, которые не были установлены судами первой или апелляционной инстанций.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку суды неполно выяснили существенные для дела обстоятельства, а у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия по установлению новых обстоятельств, судебные акты следует отменить, дело - направить на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, установить и исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения спора, дать оценку доводам участвующих в деле лиц, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.10.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 по делу в„– А63-8201/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.В.САДОВНИКОВ
Судьи
Е.В.АРТАМКИНА
Е.В.УЛЬКО
------------------------------------------------------------------