Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.08.2016 N Ф08-5217/2016 по делу N А32-45596/2015
Требование: О признании отсутствующим право собственности РФ на земельный участок, истребовании участка из незаконного владения РФ, признании право собственности муниципального образования на участок.
Обстоятельства: Администрация полагала, что право собственности РФ на земельный участок зарегистрировано незаконно, а спорный участок относится к муниципальному уровню собственности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2016 г. по делу в„– А32-45596/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 августа 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании истца - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), ответчика - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) и третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Стройгрупп" (ИНН 7728862763, ОГРН 5137746111300), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2016 (судья Мигулина Д.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2016 (судьи Ковалева Н.В., Баранова Ю.И., Величко М.Г.) по делу в„– А32-45596/2015, установил следующее.
Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) со следующими требованиями:
- признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 19 283 кв. м с кадастровым номером 23:49:0304026:130, расположенный в г. Сочи, Хостинский район, участок в„– 33, с видом разрешенного использования - "торговый центр";
- истребовать из незаконного владения Российской Федерации в пользу муниципального образования город-курорт Сочи земельный участок с кадастровым номером 23:49:0304026:130;
- признать право собственности муниципального образования город-курорт Сочи на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0304026:130.
Требования мотивированы следующим. Право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0304026:130 возникло на основании Федерального закона от 03.12.2008 в„– 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон в„– 244-ФЗ). Поэтому основания для сохранения за Российской Федерацией права собственности (сохранения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) записи о праве федеральной собственности) на данный участок отсутствуют.
Определением от 21.12.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Стройгрупп" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2016, в удовлетворении требований отказано.
Судебные инстанции установили, что право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0304026:130 возникло на основании закона (в связи с отнесением его к землям курортов федерального значения) и зарегистрировано в ЕГРП 02.10.2008, то есть до вступления в силу Закона в„– 244-ФЗ. Поэтому право собственности Российской Федерации на спорный участок не могло прекратиться, а право собственности муниципального образования возникнуть на основании положений статьи 1 Закона в„– 244-ФЗ, без соблюдения установленной названным Законом процедуры передачи земельного участка (часть 6 статьи 1). Признание зарегистрированного права отсутствующим либо признание права на вещь как способы защиты подлежат применению только в том случае, когда истец фактически владеет спорным имуществом, однако, не имеет иной возможности защиты своих прав в связи с наличием в ЕГРП записи о праве собственности ответчика на это же имущество. Земельный участок находится в фактическом владении общества, за которым зарегистрировано обременение в виде права аренды. Отсутствие у истца фактического владения земельным участком, право собственности на который оспаривается в рамках настоящего дела, также является основанием для отказа в удовлетворении требований. Кроме того, при разрешении спора по делу в„– А32-12213/2013 судебными инстанциями установлено, что администрация обращалась ранее с заявлением о передаче спорного участка в муниципальную собственность. В удовлетворении заявления было отказано в связи с установлением в отношении земельного участка сервитута (в целях строительства олимпийского объекта "Сети канализации в Хостинском районе с заменой существующих сетей и канализационно-насосной станции"). С учетом норм Федерального закона от 01.12.2007 в„– 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" суды признали, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0304026:130 не может быть передан в муниципальную собственность в связи с размещением на нем олимпийского объекта краевого значения.
Администрация обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального права. Жалоба повторяет доводы искового заявления, апелляционной жалобы и мотивирована следующим. Спорный участок относятся к категории земель населенных пунктов, следовательно, к порядку его передачи применимы нормы Закона в„– 244-ФЗ. В силу части 6 статьи 1 Закона в„– 244-ФЗ особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Частью 4 статьи 1 Закона в„– 244-ФЗ установлено, что из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, Находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, а также иные земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу данного закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений. Право федеральной собственности на спорный участок подтверждено выписками из ЕГРП, зарегистрировано до вступления в силу Закона в„– 244-ФЗ. Согласно части 1 статьи 6 Закона в„– 244-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче земельного участка в муниципальную собственность в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа местного самоуправления. Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.07.2009 в„– 270 утвержден Административный регламент Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции "Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность". В нем указано, что принятие решения по поступившему обращению передается соответствующему территориальному органу. Однако до настоящего времени решение о передаче земельного участка территориальным управлением не принято. Таким образом, ответчик своими действиями не только нарушает нормы Закона в„– 244-ФЗ, но и препятствует поступлению денежных средств (арендных платежей) в бюджет города Сочи. Право собственности подлежит регистрации за муниципалитетом на основании норм Закона в„– 244-ФЗ.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
Участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, территориальным управлением принято распоряжение от 22.03.2006 в„– 04-04/1123С "О переоформлении ОАО "Агрофирма "Кудепста" права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков в Адлерском и Хостинском районах города Сочи" (т. 2, л.д. 7-12).
На основании данного распоряжения с ОАО "Агрофирма "Кудепста" заключен договор от 27.04.2006 в„– 04-24/202С аренды земельного участка общей площадью 20 486 кв. м с кадастровым номером 23:49:0408000:0024, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район. Участок предоставлен для застройки микрорайона "Кудепста-3" и жилого комплекса (т. 2, л.д. 13-22).
По сведениям государственного кадастра недвижимости (кадастровый паспорт от 07.04.2015 в„– 2343/12/15-385078) земельный участок площадью 19 283 кв. м с кадастровым номером 23:49:0304026:130 поставлен на кадастровый учет 17.07.2008 и имеет вид разрешенного использования - торговый центр (т. 1, л.д. 21-23).
2 октября 2008 года на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0304026:130 зарегистрировано право федеральной собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.02.2014 серии 23-АМ в„– 354636 (т. 2, л.д. 46) и выпиской из ЕГРП от 27.03.2015 в„– 23/050/114/2015-017 (т. 1, л.д. 20).
По договору перенайма от 20.12.2013 права и обязанности по договору аренды от 27.04.2006 в„– 04-24/202С переданы обществу. Договор перенайма зарегистрирован в ЕГРП (т. 1, л.д. 110-112).
Департамент имущественных отношений администрации города обращался в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с предложением о передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0304026:130 (т. 1, л.д. 18, 19).
Полагая, что право собственности Российской Федерации на данный земельный участок зарегистрировано незаконно, а спорный участок относится к муниципальному уровню собственности в силу норм Закона в„– 244-ФЗ, администрация обратилась в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, распоряжаться им иным способом.
В пунктах 32, 36, 52, 58 и 59 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 в„– 10/22) разъяснено следующее. Собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В силу части 1 статьи 1 Закона в„– 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу данного Закона, по основаниям, предусмотренным частями 2 - 4 названной статьи.
Согласно части 4 статьи 1 Закона в„– 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 3 данной статьи, передаются иные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 названной статьи, и участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона по следующим основаниям: на них расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности; они предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; они находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций; они предусматриваются федеральными законами.
В соответствии с частью 6 статьи 1 Закона в„– 244-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 данной статьи, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Таким образом, Законом в„– 244-ФЗ предусмотрен заявительный порядок передачи земельных участков (переоформления прав на участки из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования).
Порядок (особенности) передачи из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность муниципальных образований земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые ранее было зарегистрировано в ЕГРП, установлены частями 5, 6 статьи 1 Закона в„– 244-ФЗ.
Судебные инстанции при разрешении спора установили, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0304026:130 зарегистрировано 02.10.2008 (до вступления в силу Закона в„– 244-ФЗ), который находится в фактическом владении общества (договор аренды от 27.04.2006 в„– 04-24/202С, договор перенайма от 20.12.2013). Следовательно, после вступления в силу Закона в„– 244-ФЗ право федеральной собственности не могло перейти к муниципальному образованию в силу норм названного Закона. Для переоформления прав на спорный земельный участок требуется соблюдение процедуры его передачи, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 1 Закона в„– 244-ФЗ.
Не являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 23:49:0304026:130 и не владея им, муниципальное образование (в лице администрации) не вправе защищать свое нарушенное право в отношении данного недвижимого имущества с использованием (путем предъявления в суд) заявленных вещно-правовых исков.
С учетом обстоятельств, установленных при разрешении спора, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права, поэтому отказали ему в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.Доводы кассационной жалобы администрации о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, обоснованные ссылками на нормы Закона в„– 244-ФЗ, окружным судом отклоняются. Истец ошибочно понимает (толкует) положения названного Закона применительно к фактическим обстоятельствам, установленным судебными инстанциями при разрешении данного спора. По результатам исследования имеющихся в деле доказательств, их правовой оценки, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что истец не стал собственником земельного участка участок с кадастровым номером 23:49:0304026:130 на основании норм Закона в„– 244-ФЗ. Право администрации может быть защищено с использованием надлежащих способов защиты (с соблюдением процедуры, предусмотренной частями 5 и 6 Закона в„– 244-ФЗ). При этом представленные в дело документы подтверждают, что олимпийский объект краевого значения "Сети канализации в Хостинском районе с заменой существующих сетей и канализационно-насосной станции" возведен, введен в эксплуатацию и передан в настоящее время в собственность муниципального образования город-курорт Сочи (т. 1, л.д. 12-17).
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель (орган местного самоуправления) освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2016 по делу в„– А32-45596/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ

Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
А.И.МЕЩЕРИН


------------------------------------------------------------------