По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.08.2016 N Ф08-5725/2016 по делу N А53-34944/2015
Требование: О взыскании убытков связанных с перевозкой граждан.
Обстоятельства: Общество полагало, что убытки возникли в результате вынужденного оказания услуг бесплатно или по льготной цене, не возмещавшей расходы на перевозку пассажиров, а также бездействием органов местного самоуправления по вопросу их компенсации.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку размер выпадающих доходов общества доказан, возмещение расходов отнесено к расходным обязательствам бюджета органа местного самоуправления.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2016 г. по делу в„– А53-34944/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Бабаевой О.В. и Рыжкова Ю.В., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Южная пассажирская компания" (ИНН 6130704143, ОГРН 1106176000370), ответчика - Министерства финансов Ростовской области (ИНН 6163030330, ОГРН 1026103168134), третьего лица - Министерства труда и социального развития Ростовской области, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.03.2016 (судья Парамонова А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2016 (судьи Чотчаев Б.Т., Ковалева Н.В., Маштакова Е.А.) по делу в„– А53-34944/2015, установил следующее.
ООО "Южная пассажирская компания" (далее - компания) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Министерству финансов Ростовской области (далее - министерство) о взыскании 796 873 рублей 55 копеек убытков (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и социального развития Ростовской области (далее - министерство труда).
Решением от 03.03.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.06.2016, исковые требования удовлетворены в полном объеме. Распределены судебные расходы. Судебные акты обоснованы тем, что размер выпадающих доходов общества доказан, возмещение перевозчикам указанных расходов отнесено к расходным обязательствам бюджета Ростовской области.
В кассационной жалобе министерство просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, отказать в удовлетворении заявленных требований. В жалобе приведены следующие доводы:
- суды не применили закон, подлежащий применению, а именно подпункт 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым главный распорядитель средств бюджета Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов по ведомственной принадлежности;
- согласно областному закону от 25.12.2014 в„– 283-ЗС "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" одним из главных распорядителей средств областного бюджета в ведомственной структуре расходов областного бюджета определено министерство труда, поэтому оно должно выступать в суде от имени публично-правового образования в качестве представителя ответчика;
- к ведению субъекта относится регулирование правоотношений, связанных с реализацией мер социальной поддержки граждан, являющихся федеральными льготниками, обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта, а не финансирование названных услуг;
- финансирование мер социальной поддержки граждан, являющихся федеральными льготниками, относится к расходным обязательствам Российской Федерации и осуществляется за счет средств федерального бюджета, возмещение расходов транспортным организациям за перевозку данных льготных категорий граждан также должно производиться за счет средств федерального бюджета. Расчет суммы убытков заявитель не оспаривает.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, компания является коммерческим транспортным предприятием, целью и предметом деятельности которого является организация пригородных автомобильных (автобусных) пассажирских перевозок на платной основе, осуществляющая свою деятельность на основании контрактов от 18.02.2015 в„– 120-ап/7 и от 24.02.2015 в„– 290-па/4, заключенных с министерством труда.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта от 18.02.2015 в„– 120-ап/7 во исполнение постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 в„– 232 перевозчик предоставляет в 2015 году бесплатный проезд гражданам, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - федеральные льготники), а министерство возмещает перевозчику в пределах средств, полученных из областного бюджета на эти цели в 2015 году, стоимость предоставленных услуг по проезду федеральных льготников на автомобильных пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах.
В соответствии с пунктом 2.1.2 контракта истец обязался ежемесячно в срок до девятого числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять министерству труда и социального развития по утвержденному графику реестры в электронном виде по акту приемки-передачи для проверки соответствия граждан, указанных в реестрах, базе данных льготных категорий граждан "АСП", пенсионной базе данных и федеральному регистру, а также в срок до двенадцатого числа месяца, следующего за отчетным, счет - реестр о фактически перевезенных льготниках на бумажном носителе и протокол сверки электронных реестров.
Как предусмотрено пунктом 2.2.1 контракта, министерство труда обязуется в срок до тридцатого числа месяца, следующего за отчетным, при условии предоставления документов, указанных в пункте 2.1.2, производить возмещение истцу стоимости предоставляемых услуг по перевозкам федеральных льготников в пределах, выделенных на эти цели средств из областного бюджета на 2015 год и пропорционально расходам перевозчиков, заключивших контракты с министерством труда и социального развития Ростовской области на возмещение в 2015 году стоимости предоставленных услуг по перевозкам федеральных льготников.
В соответствии с пунктом 1 контракта от 24.02.2015 в„– 290-ап/4 во исполнение областных законов "О социальной поддержке ветеранов труда", "О ветеранах труда Ростовской области", "О социальной поддержке тружеников тыла", "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий" перевозчик предоставляет в 2015 году бесплатный проезд ветеранам труда, ветеранам труда Ростовской области, ветеранам военной службы, труженикам тыла, реабилитированным гражданам и лицам, признанными пострадавшими от политических репрессий (далее - региональные льготники), а министерство возмещает перевозчику в пределах средств, полученных из областного бюджета на эти цели в 2015 году, стоимость предоставленных услуг по проезду региональных льготников на автомобильных пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах.
Как предусмотрено пунктом 2.1.2 контракта истец обязался ежемесячно в срок до девятого числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять министерству труда по утвержденному графику реестры в электронном виде по акту приемки-передачи для проверки соответствия граждан, указанных в реестрах, базе данных льготных категорий граждан "АСП", а также в срок до двенадцатого числа месяца, следующего за отчетным, счет, реестр о фактически перевезенных региональных льготниках на бумажном носителе и протокол сверки электронных реестров.
Согласно пункту 2.2.1 контракта министерство труда обязуется в срок до тридцатого числа месяца; следующего за отчетным, при условии предоставления документов, указанных в п. 2.1.2 производить возмещение истцу стоимости предоставляемых услуг по перевозкам региональных льготников в пределах, выделенных на эти цели средств из областного бюджета на 2015 год, и пропорционально расходам перевозчиков, заключивших контракт с министерством труда на возмещение в 2015 году стоимости предоставленных услуг по перевозкам региональных льготников.
Истец полностью исполнил взятые на себя обязательства, предусмотренные контрактом от 18.02.2015 в„– 120-ап/7 и контрактом от 24.02.2015 в„– 290-ап/4, с 01.01.2015 по 01.12.2015 общество оказывало услуги по бесплатному проезду региональных и федеральных льготников на автомобильных пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах.
Общество ежемесячно составляло и предоставляло министерству реестры о фактически произведенных перевозках льготных категорий граждан, содержащие сведения о количестве перевезенных льготных категорий граждан (помесячно) и суммах выпадающих доходов, подлежащих компенсации, а также протоколы сверки электронных реестров о фактически предоставленном бесплатном проезде федеральным и региональным льготникам на автомобильном транспорте междугородных и пригородных внутриобластных маршрутах.
Все протоколы сверки электронных реестров за предоставленный бесплатный проезд льготным категориям граждан на автомобильном транспорте пригородных межмуниципальных маршрутов и междугородных маршрутов внутриобластного сообщения с 01.01.2015 по 01.12.2015 приняты специалистом министерства, о чем в протоколах имеется отметка в поле подписи и расшифровки подписи данного специалиста.
Однако расходы, связанные с предоставлением обществом бесплатного проезда на автомобильном транспорте пригородных маршрутов и междугородных маршрутов внутриобластного сообщения льготных категорий граждан, включенных в региональный и федеральный регистр льготников, истцу возмещены не в полном объеме.
По состоянию на 01.12.2015 общество понесло непокрытые расходы в размере 1 435 409 рублей 24 копеек, из которых 31 рубль 54 копейки - за июль 2015 года, 39 426 рублей 70 копеек - за август 2015 года, 440 022 рубля 50 копеек рублей - за сентябрь 2015 года, 459 269 рублей - за октябрь 2015 года, 496 659 рублей 50 рублей - за ноябрь 2015 года.
28 декабря 2015 года министерство труда произвело частичную оплату выставленных счетов по возмещению понесенных перевозчиком расходов в сумме 638 565 рублей 69 копеек.
При этом министерство не оплатило обществу возмещение стоимости за оказанные услуги по предоставлению льготного (бесплатного) проезда на общую сумму 1 435 409 рублей 24 копейки (цена иска при подаче искового заявления), минус 638 565 рублей 69 копеек (сумма, перечисленная истцу) разница составляет 796 843 рубля 55 копеек, из которых 368 559 рублей 75 копеек - за предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в федеральный регистр, и 428 283 рубля 80 копеек - за предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в региональный регистр.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Убытки, по мнению истца, обусловлены вынужденным оказанием услуг бесплатно или по льготной цене, не возмещавшей расходы на перевозку пассажиров, а также бездействием органов государственной власти Ростовской области в вопросе компенсации убытков.
Порядок расходования средств областного бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в части возмещения расходов автотранспортных организаций за перевозку граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - федеральные льготники), на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам и условия обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта предусмотрен приложением в„– 3 постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 в„– 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения" (далее - постановление в„– 232).
Организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, в том числе общество, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителей платы (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", разъяснено, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Кодекса.
В подтверждение своих требований истец представил в материалы дела протоколы сверки электронных реестров за предоставленный бесплатный проезд льготным категориям граждан на автомобильных пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах на основании контрактов от 18.02.2015 в„– 120-па/7 и от 24.02.2015 в„– 290-па/4. Истец произвел расчет выпадающих доходов предприятия в результате оказания услуг перевозки пассажиров - льготников федерального и регионального реестра за сентябрь - ноябрь 2015 года, согласно которому сумма непокрытых расходов по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр (федеральных льготников) и региональный регистр (региональных льготников), составляет 796 843 рубля 55 копеек.
Разногласия сторон сводятся к определению источника финансирования.
Ответчик полагает, что финансирование мер социальной поддержки гражданам, являющимся федеральными льготниками, относится к расходным обязательствам Российской Федерации и осуществляется за счет средств федерального бюджета, следовательно, возмещение расходов транспортным организациям за перевозку данных категорий граждан также должно производится за счет средств федерального бюджета. Кроме того, изложен довод о том, что поскольку главным распорядителем бюджетных средств является министерство труда, то выступать в суде от имени публично-правового образования - Ростовской области в качестве представителя ответчика должно министерство труда.
Отклоняя первый довод, суды обоснованно руководствовались правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.08.2015 в„– 305-ЭС15-2480 по делу в„– А40-2159/2014.
В соответствии с пунктом "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон в„– 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируются за счет средств бюджета Российской Федерации.
Полномочия по предметам совместного ведения, отнесенные в соответствии с Законом в„– 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в силу прямого указания абзаца 3 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона в„– 184-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в частности, отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий.
Федеральным законом от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Указанным Законом предписано субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Законом в„– 122-ФЗ на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан.
В связи с изменениями в федеральном законодательстве, внесенными в ранее действовавшее законодательство, внесены изменения в Федеральные законы от 12.01.1995 в„– 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 15.05.1991 в„– 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" согласно которым с 1 января 2005 года нормы, предусматривающие бесплатный (льготный) проезд на городском (внутрирайонном), пригородном и междугородном транспорте отдельным категориям граждан, утратили силу, предоставляемые ранее натуральные льготы, в том числе льготный проезд, заменены законодателем в рамках перехода к новой системе социальной поддержки населения на ежемесячные денежные выплаты.
Таким образом, выплата пособий на оплату проезда на общественном транспорте определенным категориям гражданам признается расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 26.3 Закона в„– 184-ФЗ предусмотрено, что осуществление полномочий субъектов, указанных в статье 26.3 названного Закона, может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов.
Такое дополнительное финансирование по общему правилу осуществляется путем предоставления субъектам Российской Федерации из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в форме субсидий.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета согласно части 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Предоставление таких межбюджетных трансфертов осуществлялось на основании постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 в„– 802 "Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации" (далее - постановление в„– 802).
В 2010 году в связи с принятием Федерального закона от 02.12.2009 в„– 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 в„– 1181 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" постановление в„– 802 утратило силу, также изменился порядок выделения межбюджетных трансфертов на цели обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2010 в„– 1108 (далее - постановление в„– 1108) внесены изменения в Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2008 в„– 392; далее - Правила в„– 392). Согласно пункту 9 Правил в„– 392 (в редакции постановления в„– 1108) предоставление субсидий осуществлялось на основании соглашения. Таким образом, наличие соглашения между субъектом Российской Федерации и Российской Федерацией, в отличие от ранее действовавшего правового регулирования, стало обязательным и необходимым условием для предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
Аналогичный порядок предоставления субсидий сохранен в пункте 9 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 в„– 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
В Ростовской области федеральным льготникам бесплатный (льготный) проезд, предоставляется как дополнительная мера социальной поддержки за счет средств областного бюджета. Средства из федерального бюджета на возмещение расходов за проезд федеральных льготников на автомобильных пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах в Ростовскую область не поступают.
Порядок расходования средств областного бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в части возмещения расходов автотранспортных организаций за перевозку граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам и условия обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта предусмотрен приложением в„– 3 постановления в„– 232.
Доводы заявителя о том, что финансирование обеспечения льготных перевозок льготников федерального регистра относится к расходным обязательствам Российской Федерации, заявлены без учета изменений законодательства, а также без учета установленного механизма предоставления межбюджетных трансфертов в спорный период (путем заключения соответствующего соглашения между Ростовской областью и Российской Федерацией и фактического выделения соответствующих субсидий).
Согласно названным договорам Минтруда приняло на себя обязательства по возмещению затрат от перевозки граждан, включенных в федеральный и региональный регистры лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в пределах средств, поступивших из областного бюджета на эти цели в 2015 году.
Учитывая изложенное, организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, в том числе общество, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
Поскольку в данном случае обществом оказаны услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный и региональный регистры лиц (федеральных и региональных льготников), суды пришли к выводу о правомерности требований истца о взыскании понесенных им расходов с Ростовской области в лице Минфина за счет средств казны Ростовской области.
Минфин ссылается на необоснованное привлечение его в качестве представителя ответчика Ростовской области по иску о взыскании спорных расходов общества, поскольку главным распорядителем средств областного бюджета по виду расходов (льготы на проезд) в силу норм постановления в„– 232 является Минтруд.
Данный довод оценивался судом первой инстанции и правомерно отклонен. Из материалов дела не следует, что Ростовская область в лице Минфина выделила Минтруда достаточный объем средств для компенсации спорных расходов. С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу, что выплата пособий на оплату проезда на общественном транспорте определенным категориям гражданам признается расходным обязательством субъектов Российской Федерации и правомерно взыскали спорную сумму убытков с Ростовской области в лице министерства.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.03.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2016 по делу в„– А53-34944/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.И.САВЕНКО
Судьи
О.В.БАБАЕВА
Ю.В.РЫЖКОВ
------------------------------------------------------------------