Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.08.2016 N Ф08-5460/2016 по делу N А32-13116/2015
Требование: О признании отсутствующим права собственности РФ на земельный участок.
Обстоятельства: Администрация полагала, что право федеральной собственности на спорный участок зарегистрировано в отсутствие предусмотренных законом оснований.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2016 г. по делу в„– А32-13116/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании истца - администрации муниципального образования город-курорт Анапа (ИНН 2301027017, ОГРН 1022300523057), ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) и третьих лиц: Управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края (ИНН 2308140325, ОГРН 1082310000453), жилищно-строительного кооператива "Еврострой" (ИНН 2301064481, ОГРН 1072301003961), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), Нагибиной Марины Петровны, Куклиной Елены Владимировны, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Анапа на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2016 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016 (судьи Мисник Н.Н., Ильина М.В., Фахретдинов Т.Р.) по делу в„– А32-13116/2015, установил следующее.
Администрация муниципального образования город-курорт Анапа (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) со следующими требованиями:
- признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1 031 кв. м с кадастровым номером 23:37:0104018:14, расположенный по адресу: г. Анапа, ул. Парковая, 60, зарегистрированное 06.06.2006 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), запись в„– 23-23/26-52/2005-724;
- указать, что решение суда по настоящему делу является основанием для внесения в ЕГРП сведений о прекращении права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок (требования уточнены; т. 2, л. д. 48).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление по надзору в области долевого строительства Краснодарского края, ЖСК "Еврострой", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра), Нагибина М.П., Куклина Е.В.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016, в удовлетворении иска отказано. Произведена процессуальная замена Управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края на правопреемника - Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края.
Судебные инстанции установили, что на земельный участок площадью 1031 кв. м с кадастровым номером 23:37:0104018:14, расположенный по адресу: г. Анапа, ул. Парковая, 60, зарегистрировано право собственности Российской Федерацией 06.06.2006. Основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок явилось распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 в„– 591-р "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей". В реестре федерального имущества имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:37:0104018:14. После регистрации права федеральной собственности на данный участок на основании заявки о постановке на государственный кадастровый учет от 12.03.2007 путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0104018:14, 23:37:0104018:22, 23:37:0104018:55 на государственный кадастровый учет 06.04.2007 поставлены участки с кадастровыми номерами 23:37:0104018:56 и 23:37:0104018:58. Земельный участок с кадастровым номером 23:37:0104018:14 снят с государственного кадастрового учета (имеет статус "архивный" с 30.10.2007). Постановлениями администрации от 04.06.2014 в„– 2391, от 11.09.2014 в„– 4020 земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:0104018:56 и 23:37:0104018:58 приняты в муниципальную собственность. Сведения о наличии обременений в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:37:0104018:58 в ЕГРП отсутствуют, на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0104018:56 зарегистрировано право собственности муниципального образования город-курорт Анапа. Администрация обратилась в управление Росреестра с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0104018:58. Сообщением Управления Росреестра от 26.06.2014 в„– 2/2013/2014-458 в государственной регистрации прав отказано ввиду противоречия, возникшего между заявленными и уже зарегистрированными правами. При проведении правовой экспертизы предоставленных документов и проверке имеющихся в ЕГРП установлено, что земельный участок, о регистрации права на который обратилась администрация, образован, в том числе, из земельного участка с кадастровым номером 23:37:0104018:14. По данным ЕГРП названный участок является собственностью Российской Федерации, о чем внесена соответствующая запись, и что не позволяет внести в ЕГРП запись о праве муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0104018:58. Администрация 12.11.2014 обратилась в территориальное управление с заявлением о погашении (аннулировании) записи о праве федеральной собственности на участок с кадастровым номером 23:37:0104018:14, имеющий статус кадастровых сведений "архивный". Письмом от 05.12.2014 в„– 04/14637 территориальное управление отказало в осуществлении действий, направленных на государственную регистрацию прекращения права федеральной собственности на указанный участок ввиду отсутствия для этого правовых оснований. Администрация указывает на то, что Российская Федерация утратила право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0104018:14. Право собственности муниципального образования город-курорт Анапа на земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:0104018:56, 23:37:0104018:57 и 23:37:0104018:58 возникло в силу закона (статья 1 Федерального закона от 03.12.2008 в„– 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"; далее - Закон в„– 244-ФЗ). Судебные инстанции установили наличие предусмотренных законом оснований для передачи спорного участка ответчиком истцу, указав, что право собственности Российской Федерации не прекращается автоматически со вступлением в силу Закона в„– 244-ФЗ. Для возникновения права собственности муниципального образования на земельные участки необходимо соблюсти порядок их передачи, предусмотренный Законом в„– 244-ФЗ. Письмом от 05.12.2014 в„– 04/14637 территориальное управление отказало в совершении действий, направленных на государственную регистрацию прекращения права собственности Российской Федерации на земельный участок. Данный отказ администрацией не оспорен, на территориальное управление не возлагалась обязанность по принятию решения о передаче земельного участка в порядке, предусмотренном Законом в„– 244-ФЗ. Передача спорного участка в установленном порядке не состоялась, что исключает возникновение у муниципального образования город-курорт Анапа права собственности на него и возможность предъявления администрацией вещно-правовых исков, в том числе требования о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации. Суды также учли разъяснения, содержащиеся в пункте 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 в„– 10/22). На земельных участках с кадастровыми номерами 23:37:0104018:56 и 23:37:0104018:58 (образованных из участка с кадастровым номером 23:37:0104018:14) с 2007 года ООО "Еврострой" осуществляло строительство многоквартирных жилых домов. Вместе с тем, данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о прекращении права федеральной собственности на участок с кадастровым номером 23:37:0104018:14. Истец не представил доказательств владения спорным земельным участком. Напротив, в дело представлены документы, подтверждающие владение земельными участками, образованными из спорного участка, иными лицами, на которых расположены незавершенные строительством объекты (многоквартирные жилые дома). При таких обстоятельствах требования о признании отсутствующим права собственности ответчика на спорный земельный участок не могут быть удовлетворены. Суд первой инстанции отклонил довод ответчика об истечении исковой давности по заявленным требованиям, сославшись на отсутствие в деле доказательств, достоверно подтверждающих момент осведомленности истца о регистрации права федеральной собственности на спорный участок, а также момент, когда истец должен был узнать о регистрации права.
Администрация обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального права, а также несоответствие судебных выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Из земельного участка с кадастровым номером 23:37:0104018:14 образованы участки с кадастровыми номерами 23:37:0104018:56, 23:37:0104018:57 и 23:37:0104018:58, в отношении которых установлены границы и осуществлен кадастровый учет. Статус кадастровых сведений земельного участка с кадастровым номером 23:37:0104018:14 "архивный" с 30.10.2007. Следовательно, земельный участок с кадастровым номером 23:37:0104018:14 как объект земельных отношений фактически отсутствует, поскольку такого участка с установленными границами не существует, что отражено в письме территориального управления от 15.07.2015 в„– 04/10025. Муниципальное образование город-курорт Анапа наделен Законом Краснодарского края от 01.04.2004 в„– 676-КЗ "Об установлении границ муниципального образования город-курорт Анапа и наделении его статусом городского округа" статусом городского округа. В том случае, если земельный участок не соответствует одному из требований для отнесения его к федеральной собственности, либо к собственности субъекта Российской Федерации, он относится к собственности городского округа (муниципального образования). Основания, по которым земельный участок с кадастровым номером 23:37:0104018:14 должен быть отнесен к федеральной собственности или к собственности субъектов Российской Федерации, отсутствуют. Указанные основания отсутствуют и в отношении образованных из него земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0104018:56, 23:37:0104018:57 и 23:37:0104018:58. Право собственности прекращается, в том числе, при утрате права собственности на имущество в случаях, предусмотренных законом (часть 1 статьи 235 Гражданского кодекса), в данном случае в соответствии с Законом в„– 244-ФЗ. Российская Федерация утратила право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0104018:14, а право собственности муниципального образования город-курорт Анапа на земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:0104018:56, 23:37:0104018:57, 23:37:0104018:58 возникло в силу закона, что влечет удовлетворение заявленных администрацией требований.
От иных участвующих в деле отзывы на жалобу не поступили.
Участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 06.06.2006 на земельный участок площадью 1031 кв. м с кадастровым номером 23:37:0104018:14, расположенный по адресу: г. Анапа, ул. Парковая, 60, зарегистрировано право собственности Российской Федерацией, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 05.09.2014 в„– 26/112/2014-931 (т. 1, л. д. 119).
Согласно справке о содержании правоустанавливающих документов от 22.06.2015, выданной управлением Росреестра, основанием для регистрации права федеральной собственности на земельный участок послужило распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 в„– 591-р в„– 591-р "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" (т. 1, л. д. 175, 183, 184).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 в„– 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" в реестре федерального имущества имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:37:0104018:14, расположенном по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, ул. Парковая, д. 60, с присвоенным ему реестровым номером П11240001882, что подтверждается выпиской из реестра от 13.07.2015 в„– 780/1.
Согласно письму филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю от 03.04.2015 в„– 04276/01-6 после регистрации права федеральной собственности на земельный участок на основании заявки от 12.03.2007 путем перераспределения участков с кадастровыми номерами 23:37:0104018:14, 23:37:0104018:22, 23:37:0104018:55 на государственный кадастровый учет 06.04.2007 поставлены земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:0104018:56 и 23:37:0104018:58. Участок с кадастровым номером 23:37:0104018:14 с государственного кадастрового учета снят.
По информации филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю (письмо от 11.09.2014 в„– 10830/01-6) статус кадастровых сведений земельного участка с кадастровым номером 23:37:0104018:14 "архивный" с 30.10.2007.
Постановлениями администрации от 04.06.2014 в„– 2391, 11.09.2014 в„– 4020 земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:0104018:56 и 23:37:0104018:58 приняты в муниципальную собственность (т. 1, л. д. 12, 13).
Сведения о наличии обременений в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:37:0104018:58 в ЕГРП отсутствуют, на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0104018:56 зарегистрировано право собственности муниципального образования город-курорт Анапа, что подтверждается выписками из ЕГРП от 22.01.2016.
09 июня 2014 года администрация обратилась в управление Росреестра с целью регистрации права муниципальной собственности на участок площадью 2056 кв. м с кадастровым номером 23:37:0104018:58, расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Анапа, ул. Мирная, 1, на основании постановления администрации от 04.06.2014 в„– 2391 "О принятии земельного участка по адресу: г. Анапа, ул. Мирная, 1 в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Анапа и включении его в реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа".
Сообщением Управления Росреестра от 26.06.2014 в„– 2/2013/2014-458 в государственной регистрации прав отказано ввиду противоречия, возникшего между заявленными и ранее зарегистрированными правами. При проведении правовой экспертизы предоставленных документов и проверке документов, имеющихся в ЕГРП, установлено, что земельный участок, о регистрации права на который заявила администрация, образован, в том числе, из земельного участка с кадастровым номером 23:37:0104018:14. По данным ЕГРП названный участок является собственностью Российской Федерации, о чем внесена соответствующая запись. Данное обстоятельство не позволяет внести в ЕГРП запись о праве муниципальной собственности (т. 1, л. д. 22).
12 ноября 2014 года администрация обратилась в территориальное управление с письмом, в котором просило аннулировать запись о праве федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0104018:14, имеющий статус кадастровых сведений "архивный" (т. 1, л. д. 28).
Письмом от 05.12.2014 в„– 04/14637 территориальное управление отказало в осуществлении действий, направленных на государственную регистрацию прекращения права собственности Российской Федерации на указанный участок ввиду отсутствия для этого правовых оснований (т. 1, л. д. 24 - 26).
Полагая, что Российская Федерация утратила право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0104018:14, а право собственности муниципального образования город-курорт Анапа на участки с кадастровыми номерами 23:37:0104018:56, 23:37:0104018:57 и 23:37:0104018:58 возникло в силу закона, администрация обратилась в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Пункт 52 постановления от 29.04.2010 в„– 10/22 содержит следующие разъяснения. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (пункт 53 постановления от 29.04.2010 в„– 10/22).
Обращаясь в арбитражный суд с иском о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорный участок, истец полагает, что таким образом он защищает право собственности муниципального образования город-курорт Анапа на этот участок, возникшее у него в силу закона.
Как установили при разрешении спора судебные инстанции, 06.06.2006 на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0104018:14 зарегистрировано право федеральной собственности (выписка из ЕГРП от 05.09.2014 в„– 26/112/2014-931). Основанием для регистрации послужило распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 в„– 591-р "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей".
В соответствии с частью 10 статьи 1 Закона в„– 244-ФЗ к собственности поселений, муниципальных районов или городских округов относятся земельные участки, которые указаны в части 7 настоящей статьи и которые: заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
К собственности муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 настоящей статьи и находятся в границах курортов федерального значения, относятся иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8 - 10 настоящей статьи.
Таким образом, в силу закона к собственности поселений, муниципальных районов или городских округов относятся только те земельные участки, указанные в частях 10 и 11 статьи 1 Закона в„– 244-ФЗ.
Земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и не подпадают под приведенные выше положения, передаются из федеральной собственности в собственность поселений, муниципальных районов или городских округов, в том числе земельные участки, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 1 Закона в„– 244-ФЗ).
Для этого федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность земельных участков в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа местного самоуправления (часть 6 статьи 1 Закона в„– 244-ФЗ).
Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0104018:14 зарегистрировано 06.06.2006 (то есть до вступления в силу Закона в„– 244-ФЗ). Материалы дела не подтверждают, что состоялась передача данного земельного участка в порядке, установленном частью 6 статьи 1 Закона в„– 244-ФЗ. Указанное исключает возникновение у муниципального образования город-курорт Анапа права собственности на спорное имущество в силу закона и возможность предъявления администрацией вещно-правовых исков, в том числе требования о признании отсутствующим права федеральной собственности. В данном случае право собственности Российской Федерации не прекратилось автоматически со вступлением в силу Закона в„– 244-ФЗ (пункты 10 и 11 статьи 1 названного закона к спорным отношениям неприменимы). Для прекращения права федеральной собственности и возникновения права собственности муниципального образования администрации необходимо соблюсти процедуру, установленную Законом в„– 244-ФЗ.
Наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о спорном участке как об архивном не имеет значения, поскольку именно противоправные действия администрации по формированию из участка с кадастровым номером 23:37:0104018:14 земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0104018:56, 23:37:0104018:57, 23:37:0104018:58 (в отсутствие решения представителя собственника) привели к таким последствиям. До реализации процедуры, закрепленной в Законе в„– 244-ФЗ, земельные участки, образованные из участка с кадастровым номером 23:37:0104018:14 (в соответствующей части) остаются федеральной собственностью.
Предъявление иска о признании права или обременения отсутствующими является исключительным способом защиты. Он не может заменять другие иски, поскольку допустим только при невозможности защиты нарушенного права иными средствами (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 в„– 12576/11, определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2016 в„– 19-КГ15-47).
Возможность обращения с требованием о признании права на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена лицу, в чьем владении находится спорное имущество. Следовательно, удовлетворение такого требования возможно, если истец является владеющим собственником недвижимости, право которого зарегистрировано в ЕГРП (определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2015 в„– 5-КГ15-36).
Суды также установили, что с 2007 года на земельных участках с кадастровыми номерами 23:37:0104018:56 и 23:37:0104018:58, образованных из участка с кадастровым номером 23:37:0104018:14, ООО "Еврострой" осуществлялось строительство многоквартирных жилых домов. Доказательства владения истцом спорным земельным участком не представлены, напротив, в деле имеются документы, подтверждающие владение земельными участками, образованными из спорного участка, иными лицами. На указанных земельных участках расположены незавершенные строительством объекты (жилые многоквартирные дома), возведенные на денежные средства граждан - участников долевого строительства.
В связи с установленными при разрешении спора обстоятельствами, суды пришли к выводу об избрании администрацией ненадлежащего способа защиты нарушенного права, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод кассационной жалобы о наличии оснований для удовлетворения заявленных администрацией требований, окружным судом отклоняется с учетом положений статьи 1 Закона в„– 244-ФЗ и разъяснений, содержащихся в пункте 52 постановления от 29.04.2010 в„– 10/22. Истец не является владеющим собственником спорного недвижимого имущества, поэтому ему не доступен такой способ защиты как признание права другого лица отсутствующим. Кассационный суд также отмечает, что нарушенное право администрации подлежит защите на основании норм Закона в„– 244-ФЗ (с соблюдением закрепленной в нем процедуры передачи земельных участков из федеральной собственности в собственность муниципальных образований).
Окружной суд не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений процессуальных норм, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016 по делу в„– А32-13116/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ

Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
А.И.МЕЩЕРИН


------------------------------------------------------------------