Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.08.2016 N Ф08-4811/2016 по делу N А32-26174/2015
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в собственность главы хозяйства за плату земельных участков, обязании принять решение об их предоставлении.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что заявление не содержит оснований предоставления участка без проведения торгов, не приложены документы, подтверждающие надлежащее использование участков, заверенная копия документа, подтверждающего личность главы хозяйства, нотариально заверенное согласие его супруги на приобретение в собственность участков.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку глава хозяйства представил все документы, необходимые для оказания государственной услуги.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2016 г. по делу в„– А32-26174/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 августа 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Андронова Сергея Петровича (ИНН 233201852213, ОГРН 309236414100023) - Гильштейна С.В. (доверенность от 06.07.2015), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.01.2016 (судья Назыков А.Л.) по делу в„– А32-26174/2015, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель глава КФХ Андронов С.П. (далее - предприниматель, глава хозяйства) обратился в арбитражный суд к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ департамента от 16.06.2015 в„– 52-10744/15-32.20 в предоставлении в собственность предпринимателя за плату земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 20 356 кв. м с кадастровым номером 23:09:0201001:63 и общей площадью 171 642 кв. м с кадастровым номером 23:09:0201001:64, расположенных по адресу: Краснодарский край, Кавказский район, в границах СПК "Кавказ";
- обязать департамент принять решение о предоставлении в собственность предпринимателя земельных участков с кадастровыми номерами 23:09:0201001:63 и 23:09:0201001:64 по цене в размере 20% от кадастровой стоимости.
Заявление мотивировано тем, что отказ департамента в предоставлении в собственность предпринимателя за плату земельных участков не соответствует положениям статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), нормам Федерального закона от 24.07.2002 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон в„– 101-ФЗ). Отказ уполномоченного органа нарушает права и законные интересы главы хозяйства в сфере предпринимательской деятельности.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.01.2016 требования удовлетворены частично. Признан незаконным отказ департамента в предоставлении в собственность предпринимателя за плату земельных участков с кадастровыми номерами 23:09:0201001:63 и 23:09:0201001:64, выраженный в письме от 16.06.2015 в„– 52-10744/15-32-20, как не соответствующий Земельному кодексу, Закону Краснодарского края от 05.11.2002 в„– 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае". Суд обязал департамент в течение одного месяца с даты вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении главе хозяйства в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами 23:09:0201001:63 и 23:09:0201001:64, подготовить и направить предпринимателю подписанные проекты договоров купли-продажи указанных участков. В удовлетворении остальной части требований отказано. С департамента в пользу предпринимателя взыскано 300 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Суд установил, что на основании договора аренды от 13.12.2007 в„– 8809000037 глава хозяйства владеет и пользуется земельными участками сельскохозяйственного назначения общей площадью 191 998 кв. м из фонда перераспределения (участок в„– 1 площадью 20 356 кв. м с кадастровым номером 23:09:0201001:0063, местоположение установлено относительно ориентира: Краснодарский край, Кавказский район в границах СПК "Кавказ"; участок в„– 2 площадью 171 642 кв. м с кадастровым номером 23:09:0201001:0064, местоположение установлено относительно ориентира: Краснодарский край, Кавказский район в границах СПК "Кавказ"). Договор аренды действует до 25.12.2012 и зарегистрирован в установленном порядке. Дополнительным соглашением от 27.08.2012 действие договора аренды продлено до 19.11.2022. Дополнительное соглашение также зарегистрировано. Полномочия администраций муниципальных районов по заключению соглашений о продлении договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности Краснодарского края, закреплялись в статье 1 Закона Краснодарского края от 10.10.2006 в„– 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края". В названной статье (в редакции по состоянию на 27.08.2012) предусмотрено, что органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками в форме заключения соглашений об изменении срока действия договоров аренды земельных участков при условии надлежащего исполнения арендаторами земельных участков условий договоров аренды. Договор от 12.12.2007 в„– 8809000037 заключался с крестьянским (фермерским) хозяйством на основании статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 в„– 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", предусматривавшей предоставление земельных участков сельскохозяйственного назначения в аренду для создания (расширения деятельности) крестьянских (фермерских) хозяйств в специальном порядке. Поскольку для заключения договора аренды не требовалось проведение торгов, его продление также осуществлялось без торгов. Департаментом договор от 13.12.2007 в„– 8809000037 (дополнительное соглашение от 27.08.2012) не оспариваются. Глава хозяйства обратился в департамент с заявлением о предоставлении в собственность (за плату) арендуемых земельных участков, который отказал предпринимателю в предоставлении участков в собственность (письмо от 16.06.2015 в„– 52-5293/15-32.20). Отказ мотивирован тем, что заявление не содержит основания предоставления земельного участка без проведения торгов. К заявлению не приложены также документы, подтверждающие надлежащее использование земельных участков, заверенная копия документа, подтверждающего личность заявителя, нотариально заверенное согласие супруги на приобретение в собственность земельных участков. Кроме того, в границах испрашиваемых земельных участков расположен магистральный газопровод высокого давления "Митрофановская - Березанская", собственник которого имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, необходимого для эксплуатации и обслуживания газопровода. При проверке доводов предпринимателя о незаконности отказа уполномоченного органа суд руководствовался положениями статьи 39.3 Земельного кодекса, а также нормами Закона в„– 101-ФЗ. Суд установил, что арендатор имеет право на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов, поскольку используется им на основании договора аренды от 12.12.2007 в„– 8809000037, то есть более трех лет (на дату обращения с заявлением в департамент). Участок используется в соответствии с его целевым назначением, заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока договора аренды в„– 8809000037 (с учетом дополнительного соглашения от 27.08.2012) с приложением всех документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги. В подтверждение надлежащего использования земельных участков предприниматель представил в департамент заключение управления сельского хозяйства администрации муниципального образования Кавказский район, справки об урожайности сельскохозяйственных культур и акт сверки взаиморасчетов. Отсутствие в заявлении основания предоставления земельных участков без проведения торгов и цели их использования является основанием для возврата соответствующего заявления заинтересованному лицу. Между тем, департамент рассмотрел заявление главы хозяйства по существу с принятием соответствующего решения. Кроме того, как следует из представленной в дело копии заявления, предприниматель воспользовался утвержденной департаментом рекомендуемой формой заявления физического лица о приобретении прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Довод уполномоченного органа о размещении в границах спорных участков газопровода высокого давления судом не принят. Из обжалуемого отказа департамента не следует, что газопровод является надземным сооружением, для эксплуатации которого необходима поверхность земельного участка. Надземное расположение газопровода высокого давления в границах испрашиваемых земельных участков материалами дела не подтверждено. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта земельные участки могут предоставляться исключительно для размещения наземных объектов. На участки, в границах которых размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельным кодексом, не требуется (пункты 6 и 8 статьи 90 Земельного кодекса). Согласно письму департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 28.04.2015 в„– 71-2640/15-04-01 на спорных участках расположен магистральный газопровод высокого давления "Митрофановская - Березанская" (санитарно-защитная зона). Однако в силу статьи 27 Земельного кодекса наличие санитарно-защитной зоны газопровода не является препятствием для приватизации земельного участка, относящегося к публичной собственности. Довод уполномоченного органа об отсутствии доказательств надлежащего использования предпринимателем земельных участков в связи с тем, что заключение управления сельского хозяйства администрации муниципального образования Кавказский район и справки об урожайности культур, выданы ненадлежащим должностным лицом, судом отклонен. Департаментом не опровергнуты сведения, изложенные в поступивших от главы хозяйства документов, не представлены доказательства, подтверждающие ненадлежащее использование испрашиваемых участков. В деле имеются также акты обследования земельных участков, составленные специалистами ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль" и статистические сведения об урожайности земельных участков. Информация, содержащаяся в указанных документах и свидетельствующая о надлежащем использовании главой хозяйства арендуемых участков (отсутствии нарушений земельного законодательства), департаментом не опровергнута. С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств, суд пришел к выводу о незаконности отказа департамента в оказании соответствующей государственной услуги, выраженного в письме от 16.06.2015 в„– 52-5293/15-32.20. Руководствуясь статьями 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суд удовлетворил соответствующие требования предпринимателя, возложив на уполномоченный орган обязанность по подготовке и направлению главе хозяйства проектов договоров купли-продажи испрашиваемых земельных участков. В удовлетворении требования заявителя об установлении выкупной цены земельных участков в размере в размере 20% от их кадастровой стоимости суд отказал, указав, что установление конкретных условий договора относится к компетенции департамента на стадии подготовки его проекта. При несогласии с предложенными уполномоченным органом условиями предприниматель вправе направить протокол разногласий к договору аренды и обратиться с иском к департаменту в рамках отдельного преддоговорного спора. Государственная пошлина распределена между сторонами по правилам статьи 110 Кодекса.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2016 департаменту отказано в восстановлении срока на обжалование решения от 23.01.2016, апелляционная жалоба возвращена уполномоченному органу.
Департамент обжаловал решение в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит судебный акт отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также несоответствие сделанных им выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Заявление главы хозяйства о предоставлении земельных участков в собственность не соответствовало нормам статьи 39.17 Земельного кодекса. В нем не указаны цель использования земельных участков и основание их предоставления без проведения торгов. К заявлению не приложены документы, подтверждающие надлежащее использование земельных участков. Приложенное к заявлению о приобретении права собственности заключение управления сельского хозяйства администрации муниципального образования Кавказский район от 30.04.2015 в„– 8 выдано неуполномоченным лицом. В соответствии с Положением об управлении сельского хозяйства администрации муниципального образования Кавказский район, утвержденным решением Совета муниципального образования Кавказский район от 29.05.2014 в„– 97 к компетенции управления сельского хозяйства не относятся полномочия на выдачу заключений об исполнении арендаторами обязательств по договорам аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения. Кроме того, из заключения от 30.04.2015 в„– 8 невозможно установить, на основании каких документов (сведений) специалистом управления сельского хозяйства сделан вывод о целесообразности приобретения предпринимателем земельных участков. Суд также не учел, что у главы хозяйства отсутствует право на приобретение спорных участков в собственность, поскольку на момент его обращения в департамент срок действия договора аренды от 13.12.2007 в„– 8809000037 истек. Из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 20.05.2015 в„– 90-7147593 и в„– 90-7147540 следует, что участки предоставлялись заявителю в аренду на срок до 12.11.2012. Кроме того, исключительным правом на приватизацию земельных участков на основании части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса обладают собственники магистрального газопровода высокого давления "Митрофановская - Березанская" (санитарно-защитная зона). Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 в„– 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов. К таким объектам относятся, в том числе, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. В соответствии с пунктом 2.1 СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" в зависимости от рабочего давления в трубопроводе магистральные газопроводы подразделяются на два класса: класс I - рабочее давление от 2,5 до 10 МПа включительно; класс II - рабочее давление от 1,2 до 2,5 МПа включительно. При этом в СНиП 2.05.06-85* указано, что нормы СНиП распространяются на проектирование новых и реконструируемых магистральных трубопроводов и ответвлений от них с условным диаметром до 1400 мм включая с избыточным давлением среды свыше 1,2 МПа (12 кгс/см2) до 10 МПа (100 кгс/см2) (при одиночной прокладке и прокладке в технических коридорах) для транспортирования природного газа. Газопроводы, эксплуатируемые при давлении ниже 1,2 Мпа, не относятся к магистральным. Давление в газопроводе, расположенном в границах участков с кадастровыми номерами 23:09:0201001:63 и 23:09:0201001:64 превышает 1,2 Мпа. Следовательно, собственник такого газопровода обладает исключительным правом на приобретение земельных участков в собственность, необходимых для эксплуатации подземного газопровода.
Предприниматель в отзыве указал на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность решения от 23.01.2016. Отношения, возникающие в связи с предоставлением органами, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, урегулированы Федеральным законом от 27.07.2010 в„– 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон в„– 210-ФЗ). Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами, структура которых должна содержать разделы, устанавливающие общие положения и стандарт предоставления государственной (муниципальной) услуги. Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает наименование соответствующей услуги, наименование уполномоченного органа, а также результат предоставления государственной (муниципальной) услуги (статьи 12, 14 Закона в„– 210-ФЗ). Приказом департамента от 04.06.2012 в„– 767 утвержден административный регламент (действовал на дату (02.05.2015) обращения предпринимателя с заявлением), регулирующий порядок предоставления в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, находящихся в государственной собственности Краснодарского края. В пункте 2.6.1 раздела 2.6 административного регламента установлен исчерпывающий перечень предоставляемых заявителем документов, необходимых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами для оказания государственной услуги. Предприниматель направил в департамент заявление о приобретении права собственности на земельные участки с приложением нотариально удостоверенных копий документов, предусмотренных административным регламентом. В заявлении по форме, рекомендуемой приказом департамента, глава хозяйства указал, что испрашиваемые земли сельскохозяйственного назначения имеют вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Довод департамента о том, что заявителем не была указана цель приобретения земельных участков, несостоятелен. Иных дополнений в заявлении по рекомендуемой Приказом департамента от 04.06.2012 в„– 767 форме, не предусмотрено. Департамент ошибочно полагает, что главой хозяйства не предоставлены документы, подтверждающие надлежащее использование земельных участков. В деле имеются акты сверок расчетов по арендной плате, из содержания которых следует, что задолженность по плате за землю отсутствует. Представлено заключение управления сельского хозяйства администрации муниципального образования Кавказский район в„– 8, в котором указано, что предпринимателем получены урожаи на уровне и выше средних районных показателей, в оптимальные сроки и качественно проводятся агротехнические, защитные мероприятия по выращиванию сельскохозяйственных культур, внесение минеральных удобрений. Имеются также справки о средней урожайности сельскохозяйственных культур по Кавказскому району и об урожайности выращиваемых сельскохозяйственных культур за 2011-2014 годы, в которой отражено, что урожайность культур выше, чем в среднем по району. Перечень конкретных документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до настоящего времени не утвержден. Кроме того, отказ департамента, выраженный в письме от 16.06.2015 в„– 52-10744/15-32.20, ссылок на ненадлежащее использование земельных участков не содержал. Ошибочен и довод департамента о том, что на момент обращения в департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков, арендные отношения были прекращены. Предприниматель как арендатор имеет право на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при наличии двух условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет, и участок используется в соответствии с его целевым назначением. Договор аренды является возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок в силу пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации. Поэтому суд пришел к обоснованному выводу о том, что предприниматель имеет право на предоставление ему в собственность за плату спорных земельных участков. Правомерно не принят судом первой инстанции и довод департамента о том, что правом на приватизацию земельных участков обладают третьи лица (собственники магистрального газопровода, размещенного в границах данных участков). Наличие на испрашиваемых в собственность земельных участках подземного магистрального газопровода высокого давления не препятствует их приватизации главой хозяйства (статьи 27, 90 Земельного кодекса).
В судебном заседании представитель главы хозяйства возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Департамент, извещенный о времени и месте судебного заседания, явку представителя в окружной суд не обеспечил.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителя предпринимателя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из заявления главы хозяйства и подтверждено материалами дела, постановлением главы администрации Кавказского района Краснодарского края от 13.08.1992 в„– 1247 зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство "Андроново" (далее - КФХ). Главой КФХ утвержден Андронов С.И., которому предоставлено 46,6 га земель (пашня), в том числе 227,4 га - в собственность (бесплатно), 19,2 га - в аренду сроком на пять лет из земель, ранее арендованных АО "Кавказ" (т. 1, л.д. 22, 23).
Администрацией Кавказского района (арендодатель) и КФХ (арендатор) заключен договор от 13.08.1992 в„– 451 аренды земельного участка площадью 19,2 га сроком на пять лет (т. 1, л.д. 24).
29 сентября 1997 года администрацией Кавказского района (арендодатель) и КФХ (арендатор) заключен договор в„– 377 аренды земельного участка (из земель сельскохозяйственного назначения) площадью 19,2 га сроком на пять лет. Описание земельного участка отражено в плане земель, предоставляемых в аренду (т. 1, л.д. 25, 26).
Решением общего собрания членов КФХ от 04.05.2002 главой хозяйства избран Андронов С.П. (т. 1, л.д. 27).
Постановлением главы администрации Кавказского района от 17.05.2002 в„– 826 внесены изменения в состав КФХ (т. 1, л.д. 28).
На основании постановления главы администрации Кавказского района от 04.10.2002 в„– 1728 (т. 1, л.д. 29) с КФХ заключен договор от 30.10.2002 в„– 0900000001 аренды земельного участка площадью 19,2 га с кадастровым номером 23:09:0201001:0001 на срок до 04.10.2007. Договор аренды зарегистрирован в ЕГРП 26.03.2003, запись регистрации в„– 23-0142-2.2003-323 (т. 1, л.д. 30-36).
На основании постановления главы администрации Кавказского района от 12.11.2007 в„– 1041 (т. 1, л.д. 49, 50) с КФХ заключен договор от 13.12.2007 в„– 8809000037 (т. 1, л.д. 39-46) аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 191 998 кв. м (из фонда перераспределения). Участок в„– 1 имеет площадь 20 356 кв. м и кадастровый номер 23:09:0201001:0063, местоположение установлено относительно ориентира: Краснодарский край, Кавказский район в границах СПК "Кавказ". Участок в„– 2 имеет площадь 171 642 кв. м и кадастровый номер 23:09:0201001:0064, местоположение установлено относительно ориентира: Краснодарский край, Кавказский район в границах СПК "Кавказ"). Договор заключен на срок до 25.12.2012 и зарегистрирован в ЕГРП.
21 мая 2009 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности КФХ в связи с приобретением главой хозяйства статуса индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, о чем выдано соответствующее свидетельство (т. 1, л.д. 31).
Дополнительным соглашением от 27.08.2012 (зарегистрировано в ЕГРП) действие договора аренды продлено до 19.11.2022 (т. 1, л.д. 32-60).
Глава хозяйства обратился в департамент с заявлением от 02.05.2015 о предоставлении в собственность за плату арендуемых земельных участков с кадастровыми номерами 23:09:0201001:63 и 23:09:0201001:64.
16 июня 2015 года департамент направил в адрес главы хозяйства письмо в„– 52-5293/15-32.20 об отказе в оказании государственной услуги по предоставлению земельных участков в собственность предпринимателя. Отказ мотивирован следующим. Заявление не содержит основания предоставления земельного участка без проведения торгов. Также к заявлению не приложены документы, подтверждающие надлежащее использование земельных участков, заверенная копия документа, подтверждающего личность заявителя, нотариально заверенное согласие супруги на приобретение в собственность земельных участков. На испрашиваемых земельных участках расположен магистральный газопровод высокого давления "Митрофановская - Березанская", собственник которого имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка необходимого для эксплуатации и обслуживания газопровода (т. 1, л.д. 20, 21).
Полагая, что отказ департамента в предоставлении земельных участков в собственность противоречит действующему законодательству и нарушает его права, глава хозяйства обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В части отказа в удовлетворении требования предпринимателя об установлении выкупной цены земельных участков в размере 20% их кадастровой стоимости решение сторонами не обжалуется, поэтому судебный акт кассационной инстанцией в указанной части не проверяется (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом (часть 1 статьи 4 Кодекса).
Граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом в„– 101-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 1 Закона в„– 101-ФЗ отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, регулируются данным Законом.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах).
В пункте 4 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату обращения главы хозяйства с заявлением в департамент) предусмотрено, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
В подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса также закреплено, что продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края, регулируется Законом от 05.11.2002 в„– 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае". Статья 21 названного Закона допускает приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу из фонда перераспределения земель по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этих земельных участков. Земельные участки в указанном случае, а также в случае, предусмотренном подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, приобретаются по цене, определенной в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
Таким образом, отношения, связанные с предоставлением земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Земельным кодексом, Законом в„– 101-ФЗ и соответствующими законами субъектов Российской Федерации. По смыслу приведенных норм арендатор имеет право на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов при наличии следующих условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет; участок используется в соответствии с его целевым назначением; заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока договора аренды.
Приказом департамента от 04.06.2012 в„– 767 утвержден административный регламент (действовал в период подачи главой хозяйства заявления о выкупе земельных участков), в пункте 2.6.1 раздела 2.6 которого установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги. При этом департамент вправе отказать в предоставлении государственной услуги только в случаях, предусмотренных в разделе 2.8 административного регламента.
Отказ в предоставлении главе хозяйства государственной услуги мотивирован департаментом отсутствием в заявлении основания предоставления земельных участков без проведения торгов, непредставлением документов, подтверждающих надлежащее использование испрашиваемых участков, заверенного документа, подтверждающего личность заявителя, нотариально заверенного согласия супруги на приобретение в собственность земельных участков, а также прохождением по ним магистрального газопровода высокого давления.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суд первой инстанции установил, что глава хозяйства обратился в департамент с заявлением от 02.05.2015 (т. 1, л.д. 92-95), приложив документы, необходимые для предоставления государственной услуги (т. 1, л.д. 97, 98). Испрашиваемые в собственность земельные участки находятся в аренде у предпринимателя, договор аренды от 13.12.2007 зарегистрирован 09.01.2008 (выписки из ЕГРП от 08.06.2015 в„– 23/025/151/2015-313 и в„– 23/025/151/2015-314; т. 1, л.д. 67, 71). На основании постановлений администрации муниципального образования Кавказский район от 27.08.2012 в„– 872/15 и в„– 872/16 (т. 1, л.д. 61-64) дополнительным соглашением от 27.08.2012 срок действия договора аренды от 13.12.2007 в„– 8809000037 продлен до 19.11.2022 (т. 1, л.д. 52-60). В подтверждение надлежащего использования земельных участков глава хозяйства представил в департамент заключение управления сельского хозяйства администрации муниципального образования Кавказский район, справки об урожайности и акт сверки расчетов по арендной плате (т. 1, л.д. 76-79). Содержащиеся в указанных документах сведения, департаментом не опровергнуты, доказательства ненадлежащего использования земельных участков не представлены. В деле имеются акты обследования, составленные специалистами ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль" (т. 1, л.д. 99-104, 114-119), и статистические сведения об урожайности земель (т. 1, л.д. 111-113), которые также свидетельствуют о надлежащем использовании предпринимателем земельных участков в спорный период. Отсутствие в заявлении о приватизации земельных участков основания их предоставления и цели использования не может служить основанием, достаточным для отказа в оказании государственной услуги, поскольку департамент не возвратил заявление, а рассмотрел его по существу с принятием соответствующего решения. Кроме того, как следует из представленной в дело копии заявления, предприниматель воспользовался утвержденной департаментом (разработанной и рекомендуемой им) формой заявления физического лица о приобретении прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Наличие в границах испрашиваемых участков подземного газопровода высокого давления не влечет отказ в его предоставлении в собственность арендатора (материалы дела не подтверждают, что газопровод является надземным сооружением, для эксплуатации которого необходима поверхность земельного участка). На участки, в границах которых размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников таких линейных объектов в порядке, установленном Земельным кодексом, не требуется (статья 90 Земельного кодекса).
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суд признал, что глава хозяйства представил уполномоченный орган все документы, необходимые для оказания государственной услуги. Отказ департамента в предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 23:09:0201001:63 и 23:09:0201001:64, выраженный в письме от 16.06.2015 в„– 52-5293/15-32.20, является незаконным.
В резолютивной части решения о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции возложил на департамент обязанность по осуществлению государственной услуги, испрашиваемой главой хозяйства.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Доводы департамента (о несоответствии заявления главы хозяйства положениям Земельного кодекса; о недоказанности предпринимателем надлежащего использования земельных участков; об отсутствии у главы хозяйства права на приобретение в собственность спорных участков в связи с истечением срока действия договора аренды от 13.12.2007 в„– 8809000037) подлежат отклонению.
Приведенные доводы (обстоятельства, на которые заявитель жалобы ссылается в их обоснование) проверялись судом и были отвергнуты им как необоснованные (не подтвержденные документально). По результатам исследования имеющихся в деле доказательств, их правовой оценки, суд первой инстанции установил, что договор аренды является действующим (с учетом дополнительного соглашения от 27.08.2012), испрашиваемые в собственность земельные участки надлежаще используются главой хозяйства, которым представлены в уполномоченный орган все документы, необходимые для приобретения прав на эти участки.
Суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций (часть 2 статьи 287 Кодекса).
Довод уполномоченного органа о нарушении исключительного права на приватизацию спорных земельных участков собственников магистрального газопровода высокого давления (статья 39.20 Земельного кодекса) также рассмотрен и правомерно отклонен судом со ссылкой на положения статей 27 и 90 Земельного кодекса.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
В связи с завершением производства по кассационной жалобе департамента приостановление исполнения судебного акта, принятое на основании определения Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.06.2016, утратило силу (часть 4 статьи 283 Кодекса).
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.01.2016 по делу в„– А32-26174/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ

Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
А.И.МЕЩЕРИН


------------------------------------------------------------------