По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.08.2016 N Ф08-5138/2016 по делу N А53-27882/2015
Требование: О признании незаконным отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения и обязании зарегистрировать указанное право.
Обстоятельства: Предприятию отказано в регистрации со ссылкой на то, что право муниципальной собственности, возникшее после 1997 года, не зарегистрировано, комитет был не вправе распоряжаться спорным объектом.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствуют достаточные основания для проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на основании п. 1 ст. 6 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а соответственно, и для права хозяйственного ведения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 2016 г. по делу в„– А53-27882/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 3 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 августа 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Артамкиной Е.И. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от заявителя - муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" города Новочеркасска (ИНН 6150020222, ОГРН 1026102225797) - Горячева А.С. (доверенность от 22.06.2016) и Хаймурзина Р.М. (доверенность от 22.06.2016), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (ИНН 6164229538, ОГРН 1046164044156), третьих лиц - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Новочеркасска (ИНН 6150039880, ОГРН 1036150011204), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" города Новочеркасска на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.02.2016 (судья Прокопчук С.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Илюшин Р.Р.) по делу в„– А53-27882/2015, установил следующее.
МУП "Тепловые сети" города Новочеркасска (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление) с заявлением о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права хозяйственного ведения, выраженном в сообщении от 23.07.2015 в„– 61/031/021/2015-1357 и возложении обязанности на управление зарегистрировать право хозяйственного ведения предприятия на котельную площадью 231,1 кв. м, расположенную по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, СКЗНИВИ, кадастровый номер 61:55:0000000:3780.
Решением от 18.02.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.04.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить состоявшиеся судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, указывая, что согласно акту приема-передачи котельной, кадастрового паспорта, технического плана здания спорный объект возведен в 1969 году, введен в эксплуатацию в 1972 году; право муниципальной собственности на данное имущество возникло в силу пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 в„– 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление в„– 3020-1), в связи с чем государственная регистрация права муниципальной собственности не требуется; спор о праве в отношении спорного объекта отсутствует.
В судебном заседании представители предприятия повторили доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей предприятия, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно и суды установили, что в соответствии с постановлением мэра города Новочеркасска от 29.05.2003 в„– 1703 "О передаче ведомственной отдельно стоящей котельной Северо-Кавказского зонального научно-исследовательского ветеринарного института в муниципальную собственность" на основании ходатайства Российской Академии сельскохозяйственных наук от 21.11.2001 в„– 29-04/1211, обращения Северо-Кавказского зонального научно-исследовательского ветеринарного института (далее - институт) от 29.04.2003 в„– 2 14/112 по акту приема-передачи от 20.06.2003 в собственность муниципального образования "Город Новочеркасск" на безвозмездной основе от института передана отдельно стоящая котельная по ул. Ростовское шоссе (далее - котельная).
26 июля 2006 года Комитет по управлению имуществом администрации города Новочеркасска (далее - комитет) издал распоряжение в„– 144, впоследствии измененное распоряжением от 19.10.2010 в„– 108, которым котельная передана на баланс и в хозяйственное ведение предприятия.
Согласно акту приема-передачи к распоряжению комитета от 17.02.2012 в„– 15 котельная закреплена на праве хозяйственного ведения за предприятием.
В целях регистрации права на котельную предприятие обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области. Отказ в регистрации послужил поводом для обращения в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав и содержать описание недвижимого имущества (статья 18 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закон в„– 122-ФЗ)).
Согласно абзацу 6 пункта 1 статьи 20 названного закона в государственной регистрации может быть отказано в случае, если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.
Из материалов дела следует, что предприятие обратилось в управление с заявлением от 10.06.2015 о государственной регистрации права хозяйственного ведения на здание бывшей ведомственной котельной Северо-Кавказского зонального научно-исследовательского ветеринарного института, которая была передано в муниципальную собственность на основании постановления главы администрации города Новочеркасска от 29.05.2003 в„– 1703 и акта приема-передачи от 30.06.2003.
На государственную регистрацию представлены распоряжение от 17.02.2012 в„– 15, согласно которому Комитет по управлению муниципальным имуществом города. Новочеркасска закрепил за предприятием на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество - здание котельной, акт приема-передачи здания котельной от 26.04.2006.
24 июня 2015 года государственная регистрация права хозяйственного ведения была приостановлена из-за отсутствия регистрации права муниципальной собственности.
При проведении государственным регистратором правовой экспертизы представленных на регистрацию документов было установлено, что право муниципальной собственности на котельную не зарегистрировано, согласно данным ЕГРП (запись от 23.07.2015 в„– 61/031201/2015-1356) в государственной регистрации права муниципальной собственности отказано.
Соответственно, сообщением от 23.07.2015 в„– 61/031201/2015-1357 предприятию отказано в регистрации права хозяйственного ведения со ссылкой на то, что право муниципальной собственности, возникшее после 1997 года, не зарегистрировано, комитет был не вправе распоряжаться данным объектом.
Позиция заявителя основывается на том, что право муниципальной собственности на котельную возникло в силу пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 в„– 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление в„– 3020-1), согласно которому объекты государственной собственности, указанные в приложении в„– 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона. Согласно пункту 1 статьи 6 Закона в„– 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию их обладателей.
Действительно, названное в приложении в„– 3 к постановлению в„– 3020-1 имущество, в том числе объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятия), относится к муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Однако предприятие не представило ни регистратору, ни суду доказательств того, что ведомственная котельная Северо-Кавказского зонального научно-исследовательского ветеринарного института на момент разграничения государственной собственности (декабрь 1991 года), находясь на балансе и в управлении указанного учебного заведения, обслуживала потребности не только института, но и других субъектов муниципального образования, то есть являлась объектом инфраструктуры города, поскольку только в этом случае она может быть отнесена к имуществу, перечисленному в приложении в„– 3 к постановлению в„– 3020-1, и является муниципальным имуществом в силу прямого указания закона, на которое распространяется действие пункта 1 статьи 6 Закона в„– 122-ФЗ.
Учитывая, что передача имущества в муниципальную собственность по акту приема-передачи состоялась после введения в действие Закона в„– 122-ФЗ, без представления названных доказательств, а также доказательств создания спорного имущества до введения в действие Закона в„– 122-ФЗ, само по себе постановление главы администрации города Новочеркасска от 29.05.2003 в„– 1703 не является достаточным основанием для проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на основании пункта 1 статьи 6 Закона в„– 122-ФЗ, а соответственно, и для регистрации производного права хозяйственного ведения за предприятием.
Поскольку такие доказательства ни регистратору, ни в материалы дела не представлены, в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
Вывод судов об отсутствии доказательств, подтверждающих факт ввода котельной в эксплуатацию ранее 2003 года, преждевременен, поскольку в кадастровом паспорте объекта и акте приема-передачи имущества от 23.06.2003 имеются сведения о том, что котельная введена в эксплуатацию в 1969 году. Данные сведения в совокупности с любыми доказательствами, подтверждающими эксплуатацию котельной в период до 1998 года, будут достаточными для установления регистратором факта создания указанного объекта до введения в действие Закона в„– 122-ФЗ года (при проведении управлением правовой экспертизы документов).
Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что оспариваемый отказ управления, а также принятое судом решение не лишают предприятие возможности осуществить государственную регистрацию права хозяйственного ведения в установленном законом порядке. Заявитель вправе вновь обратиться в регистрирующий орган за проведением государственной регистрации, представив необходимые документы (доказательства, подтверждающие обслуживание на момент разграничения государственной собственности в декабре 1991 года ведомственной котельной не только потребностей института, но и иных субъектов муниципального образования; доказательства эксплуатации данной котельной до 1998 года).
С учетом изложенного основания для отмены или изменения судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе следует отнести на предприятие, взыскав с него в доход федерального бюджета 3 тыс. рублей.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.02.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016 по делу в„– А53-27882/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" города Новочеркасска в федеральный бюджет 3 тыс. рублей государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Е.И.АФОНИНА
Судьи
Е.В.АРТАМКИНА
И.И.ФЕФЕЛОВА
------------------------------------------------------------------