Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.08.2016 N Ф08-4674/2016 по делу N А32-44112/2015
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ за недостоверное декларирование товаров.
Решение: В удовлетворении требования отказано в связи с наличием в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, соблюдением порядка привлечения к ответственности и отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2016 г. по делу в„– А32-44112/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Воловик Л.Н. и Дорогиной Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Агрофрут" ИНН 2315189272, ОГРН 1142315004292) - Шавернева М.В. (доверенность от 18.09.2015), от заинтересованного лица - Новороссийской таможни (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264) - Вальца Д.Э. (доверенность от 31.03.2016), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрофрут" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.02.2016 (судья Сумина О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу в„– А32-44112/2015, установил следующее.
ООО "Агрофрут" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконными и отмене постановления от 12.11.2015 в„– 10317000-865/2015 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 105 тыс. рублей штрафа.
Решением от 29.02.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.05.2016, суды отказали в удовлетворении заявленного требования.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях заявителя вмененного ему административного правонарушения, соблюдением таможней порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности и отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты. Податель жалобы считает, что таможенный орган не имел права принимать решение о проведении досмотра, в связи с чем результаты проверки незаконны и не могут быть использованы как доказательство по делу; на коробки, в которых ввозился товар, не распространяются требования технических регламентов; ввезенная продукция не включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза; таможенный орган имел возможность идентифицировать товарную партию с документами, представленными в ее отношении, и сведениями, заявленными в графе 31 ДТ.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
В судебном заседании представители общества и таможенного органа поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 18.02.2015 между компанией "Zest Fruit (Pty) Limited", Южная Африка (Продавец) и обществом (Покупатель) заключен контракт в„– 20-YG-2015, согласно которому Продавец продает, а Покупатель покупает товар из Республики Южная Африка, точное количество и ассортимент которого оговаривается перед каждой поставкой в дополнительных соглашениях настоящего контракта, либо в упаковочных листах. Условия поставки товара CFR-Новороссийск в соответствии с правилами "Инкотермс-2000".
На основании контракта обществом ввезен товар - "апельсины сладкие, свежие VALENCIA, урожай 2015, класс 1, размер mix, упакованы в 17 830 картонных коробок на 253 поддонах", изготовитель "SCHOEMAв„– BOERDERY", "LIMPOPO", "ZESTFRUIT", "KARTNO FARMS", "CROCIDILE VALLEY CITRUS", "KOMATI FRUIT", "NOORDGRENS", "KARTNO CITRUS", "LIMPOPO CITRUS", Южная Африка, весом нетто/брутто 272 799/281 714 кг, код товара в соответствии с ТН ВЭД ТС 0805102000.
В таможенном отношении товар оформлен по ДТ в„– 10317090/090915/0011143.
В целях подтверждения установленных законодательством запретов и ограничений по товару в„– 1, задекларированному по ДТ в„– 10317090/090915/0011143, заявителем представлены декларации о соответствии от 09.09.2015 в„– ТС в„– RU Д-ZA.АЮ50.B.02771, от 03.09.2015 в„– ТС в„– RU Д-ZA.АЮ50.B.02754, ТС в„– RU Д-ZA АЮ50.В.02755, ТС в„– RU Д-ZA. АЮ 50.В.02756, ТС в„– RU Д-ZA АЮ 50.В.02757, ТС в„– RU Д-ZA АЮ 50.В.02758, ТС в„– RU Д-ZA АЮ 50.B.02759, ТС в„– RU Д-ZA АЮ 50.В.02760, ТС в„– RU Д-ZA АЮ 50.В.02761.
В соответствии с поименованными декларациями о соответствии продукция "апельсины свежие", изготовитель "SCHOEMAв„– BOERDERY", "LIMPOPO", "ZESTFRUIT", "KARINO FARMS", "CROCIDILE VALLEY CITRUS", "KOMATI FRUIT", "NOORDGRENS", "KARINO CITRUS", "LIMPOPO CITRUS", Южная Африка, соответствует требованиям ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки".
В ходе таможенного досмотра и наблюдения товара, заявленного в ДТ в„– 10317090/090915/0011143 с применением ЦПР 52217 (акты таможенного досмотра от 10.09.2015 в„– 10317090/110915/002384 и таможенного наблюдения от 11.09.2015 в„– 10317090/110915/Н006373), таможенным органом установлено, что на 270 коробках, находящихся в контейнере в„– TRIU 8914896, в котором уложен товар "апельсины свежие", отсутствуют ярлыки с маркировкой, содержащей сведения о товаре на русском языке.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения таможней в отношении общества дела об административном правонарушении в„– 10317000-865/2015 по части 3 статьи 16.2 Кодекса и проведении административного расследования (определение от 29.09.2015), составлении 29.10.2015 протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса от 12.11.2015 в„– 10317000-865/2015.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд заявлением о признании его незаконным.
Рассматривая заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно части 3 статьи 16.2 Кодекса заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 Кодекса для целей применения главы 16 указанного Кодекса, под недействительными понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
К административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса подлежит привлечению лицо, осуществляющее деятельность, связанную с незаконным ввозом товаров в Российскую Федерацию, вступающее в правоотношения с таможенными органами. Таким лицом является либо декларант, либо его таможенный представитель (специализированная организация, с которой предпринимателем заключен договор для таможенного оформления товара) (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2014 в„– 1572-О).
Объективная сторона данного правонарушения состоит в заявлении декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
Поскольку объективная сторона вменяемого обществу административного правонарушения состоит в представлении недействительных документов, то предметом доказывания объективной стороны правонарушения является не только факт представления таких документов, но и то, что документы являются недействительными в силу указанных выше характеристик, то есть в рассматриваемом случае содержащие недостоверные сведения об изготовителе спорного товара.
Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс), международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения (часть 1 статьи 152 Таможенного кодекса).
В соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом. Таможенное декларирование производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары (часть 1 статьи 181 Таможенного кодекса).
В силу пункта 2 статьи 181 Таможенного кодекса в декларации на товары указываются основные сведения, в том числе сведения о соблюдении ограничений (подпункт 8); сведения о производителе товаров (подпункт 9); сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 Кодекса (подпункт 11).
Пунктом 1 статьи 183 Таможенного кодекса установлено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Кодексом. К таким документам относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (подпункт 5 пункт 1 статьи 183 Таможенного кодекса).
Согласно статье 188 Таможенного кодекса при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан, в том числе, произвести таможенное декларирование товаров, представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 в„– 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон в„– 184-ФЗ) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.
В силу подпункта "б" пункта 9 статьи 32 Федерального закона от 08.12.2003 в„– 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся, в том числе представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с ТД документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
В соответствии со статьей 2 Закона в„– 184-ФЗ декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Согласно пункту 5 статьи 24 Закона в„– 184-ФЗ декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать, в том числе информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект.
Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Статьей 2 Закона в„– 184-ФЗ установлено, что идентификация продукции - установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам.Согласно подпункту 2 пункта 4.2 Технического регламента 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" в случае, если в транспортную упаковку помещена пищевая продукция без потребительской упаковки, предназначенная изготовителем для дальнейшей фасовки (конфеты, сахар-песок, и другая пищевая продукция), маркировка транспортной упаковки, в которую помещена такая пищевая продукция, должна соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 4.1 статьи 4.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 4 Технического регламента маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать указанные в нем сведения. Маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 4.8 данной статьи.
Согласно пункту 1 части 4.12 статьи 4 маркировка пищевой продукции, предусмотренная пунктом 1 части 4.1 и пунктом 1 части 4.2 указанной статьи, должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка.
В соответствии с пунктом 3 части 4.8 статьи 4 информацию о наименовании места нахождения изготовителя пищевой продукции, поставляемой из третьих стран, допускается указывать буквами латинского алфавита и арабскими цифрами или на государственном(ых) языке(ах) страны по месту нахождения изготовителя пищевой продукции при условии указания наименования страны на русском языке.
Между тем, актами таможенного досмотра от 10.09.2015 в„– 10317090/110915/002384 и таможенного наблюдения от 11.09.2015 в„– 10317090/110915/Н006373 установлено, что на 270 коробках, находящихся в контейнере в„– TRIU 8914896, в который уложен товар "апельсины свежие" отсутствуют ярлыки с маркировкой, содержащей сведения о товаре на русском языке, отсутствуют.
Ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, предусмотрена частью 3 статьи 16.2 Кодекса.
Таким образом, общество обоснованно привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса, поскольку при декларировании товара обществом представлены недействительные документы - декларации о соответствии от 09.09.2015 в„– ТС в„– RU Д-ZA.АЮ50.B.02771, от 03.09.2015 в„– ТС в„– RU Д-ZA.АЮ50.B.02754, ТС в„– RU Д-ZA АЮ50.В.02755, ТС в„– RU Д-ZA. АЮ 50.В.02756, ТС в„– RU Д-ZA АЮ 50.В.02757, ТС в„– RU Д-ZA АЮ 50.В.02758, ТС в„– RU Д-ZA АЮ 50.B.02759, ТС в„– RU Д-ZA АЮ 50.В.02760, ТС в„– RU Д-ZA АЮ 50.В.02761, относимость которых к ввезенной продукции не установлена.
Суды установили, что у общества в силу статьи 187 Кодекса имелась возможность в целях исключения возможного нарушения таможенного законодательства Таможенного союза перед подачей в таможенный орган ДТ в„– 10317090/090915/0011143 осмотреть, измерить и выполнить грузовые операции с товаром, находящимся под таможенным контролем, и сравнить спорные декларации о соответствии на предмет к ввезенному товару товара требованиям технического регламента.
Однако общество при декларировании и таможенном оформлении товаров не приняло все необходимые и достаточные меры для их соблюдения, не проявило должной степени заботливости и осмотрительности при осуществлении обязанностей участника таможенных правоотношений, до подачи ДТ не инициировало проверочные мероприятия в целях полного и достоверного декларирования.
Поскольку данные действия обществом не выполнены, суды обоснованно указали на наличие его вины.
Факт совершения обществом административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 16.2 Кодекса, подтверждается документами, приобщенными к материалам дела об административном правонарушении.
Суды установили соблюдение административным органом установленного порядка рассмотрения дела об административном правонарушении. Доказательства обратного заявитель не представил.
Судебные инстанции сделали вывод об отсутствии в данном случае оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса.
Доводы общества были предметом исследования судебных инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Выводы судебных инстанций основаны на правильном применении норм права к установленным по данному делу обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы общества выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценку которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.02.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 по делу в„– А32-44112/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.А.ТРИФОНОВА

Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Т.Н.ДОРОГИНА


------------------------------------------------------------------