Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.08.2016 N Ф08-5049/2016 по делу N А25-1237/2015
Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал правительство нарушившим п. 8 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" в связи с установлением экономически необоснованных различных процентных ставок от кадастровой стоимости участков при расчете арендной платы за участки, предоставленные для линий связи.
Решение: В удовлетворении требования отказано на том основании, что антимонопольный орган доказал нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Суд первой инстанции Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2016 г. по делу в„– А25-1237/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 2 августа 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Денека И.М. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0901024631, ОГРН 1030900721830) - Матакаева И.И. (доверенность от 25.08.2015), от третьего лица - публичного акционерного общества "Вымпел-Коммуникации" (ИНН 7713076301, ОГРН 1027700166636) - Кнухова Т.Н. (доверенность от 11.04.2016), в отсутствие заявителя - Правительства Карачаево-Черкесской Республики (ИНН 0901006128, ОГРН 1020900511818), третьих лиц: Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", публичного акционерного общества "МобильныеТелеСистемы", публичного акционерного общества "Мегафон", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19.01.2016 (судья Биджиева Р.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2016 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу в„– А25-1237/2015, установил следующее.
Правительство Карачаево-Черкесской Республики (далее - правительство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее -управление) о признании недействительными решения и предписания от 16.06.2015.
Решением от 19.01.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.04.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что управление доказало нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В кассационной жалобе Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики просит отменить судебные акты, полагая, что управление не доказало нарушение статьи 15 Закона о защите конкуренции при принятии постановления правительства от 20.06.2008 в„– 226 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Карачаево-Черкесской собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков в муниципальном образовании - городе Черкесске" (далее - постановление в„– 226).
Отзывы не поступили.
В судебном заседании представители управления и ПАО "Вымпел-Коммуникации" просили судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, управление приняло решение от 16.06.2015 которым признало правительство нарушившим пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в установлении в постановлении в„– 226 экономически необоснованных различных процентных ставок от кадастровой стоимости земельных участков при расчете арендной платы за земельные участки, предоставленные для линий связи.
Управление выдало предписание от 16.06.2015 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Правительство, не согласившись с вынесенными решением и предписанием управления, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Одним из общеобязательных принципов определения регулируемой арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 в„– 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление в„– 582), является принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается принятие актов, которые приводят или могут привести к созданию дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).
Пункт 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции определяет дискриминационные условия как условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Из приведенных норм права следует, что акт соответствующего уполномоченного органа, предусматривающий методику определения регулируемой арендной платы за публичные земли, приводящую к установлению различного размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, свидетельствует о создании дискриминационных условий, что является нарушением принципа запрета необоснованных предпочтений, поэтому не соответствует пункту 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и постановлению в„– 582.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 в„– 126-ФЗ "О связи" линии связи - линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи; сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи; оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии; услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. В названном Законе хозяйствующие субъекты, оказывающих услуги сотовой связи, в отдельную от иных операторов связи категорию, не выделены.
Как установили суды, в постановлении в„– 226 установлены процентные ставки от кадастровой стоимости земельного участка для земельных участков эксплуатационных предприятий связи, на балансе которых находятся воздушные, кабельные, радиорелейные линии связи - от 1,5 до 15; для земельных участков кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и радиофикации - от 1,5 до 35; для земельных участков наземных сооружений инфраструктуры сотовой связи - от 20 до 40000.
Правительство ни в антимонопольный орган, ни в суд не предоставило доказательств экономического обоснования установления указанных процентных ставок. Суд первой инстанции в определениях неоднократно предлагал предоставить доказательства, свидетельствующие о проведении анализа и оценки экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли обоснование дифференциации ставки платы за землю на основании многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков), однако соответствующие документы в суд не направлялись, правительство не обосновало установление разных процентных ставок для земельных участков, выделяемых операторам сотовой связи для размещения линий и сооружений связи, многократно превышающих такие же ставки, установленные в отношении земельных участков, предоставленных иным операторам связи для размещения линий и сооружений связи.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу, что антимонопольный орган доказал нарушение правительством пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Основания для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19.01.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2016 по делу в„– А25-1237/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
М.Г.КАЛАШНИКОВА

Судьи
И.М.ДЕНЕКА
Ю.В.МАЦКО


------------------------------------------------------------------