Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.08.2016 N Ф08-3687/2016 по делу N А22-2514/2015
Требование: О признании незаконными действий по внесению изменений в реестр лицензий, обязании восстановить сведения.
Обстоятельства: Общество, не имея сведений о прекращении с ним договорных отношений по управлению спорными многоквартирными домами, обнаружив на сайте министерства обновление реестра, обратилось в министерство за разъяснениями. Не получив информации от министерства, полагало, что его действия являются незаконными.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку, внося изменения в реестр, ответчик не уведомил истца, не выяснил его мнения, не организовал проверку достоверности сведений, и внес изменения на основании непроверенных данных.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Калмыкия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2016 г. по делу в„– А22-2514/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Коммунальный сервис" (ИНН 2632000383, ОГРН 1142651051113) - Шевцова А.Н. (доверенность от 11.01.2016), от заинтересованного лица - Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия - Кензеевой Н.И. (доверенность от 07.06.2016) и Манджиева Э.О. (доверенность от 07.06.2016), в отсутствие в судебном заседании третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Лидер" и общества с ограниченной ответственностью "Республиканская управляющая компания", надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационные жалобы Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия, общества с ограниченной ответственностью "Лидер" и общества с ограниченной ответственностью "Республиканская управляющая компания" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу в„– А22-2514/2015, установил следующее.
ООО "Коммунальный сервис" (далее - общество, лицензиат) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия (далее - министерство) о признании незаконными действий по внесению изменений в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Калмыкия повлекших исключение сведений о многоквартирных домах (2 микрорайон д., 19; 1 микрорайон д. 20; 1 микрорайон д. 15; ул. Чкалова д. 23; ул. Горького д. 35; ул. 8 марта д. 28 "а"; ул. Гагарина д. 12; 4 микрорайон д. 48; микрорайон Молодежный д. 11; 2 микрорайон д. 40, корпус 1; 6 микрорайон д. 22; 1 микрорайон д. 33; ул. Городовикова д. 13; 1 микрорайон д. 23, 4 микрорайон д. 20) (далее - спорные многоквартирные дома), управление которыми осуществлялось обществом; по включению сведений об управлении данными домами обществом с ограниченной ответственностью "Республиканская управляющая компания" и обществом с ограниченной ответственностью "Лидер"; об обязании министерства восстановить в Реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Калмыкия сведения об управлении спорными многоквартирными домами управляющей организацией - ООО "Коммунальник сервис".
Решением от 30.11.2015, суд отказал обществу в удовлетворении заявленных требований. Решение суда мотивировано тем, что гражданское законодательство допускает одностороннее изменение, расторжение договора управления многоквартирным домом, если это предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами или договором, при этом в соответствии с пунктом 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации при одностороннем расторжении собственниками договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются. Министерство действуя в рамках предоставленной компетенции, зарегистрировало волеизъявление собственников многоквартирных домов, принявших решение на общих собраниях о выборе новых управляющих компаний в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации. Решения общих собраний спорных многоквартирных домов не обжалованы обществом и не признаны незаконными в судебном порядке, в связи с чем требования общества не основаны на нормах действующего законодательства.
Постановлением от 05.04.2016 с учетом исправительного определения от 11.04.2016, суд апелляционной инстанции решение суда от 30.11.2015 отменил, заявленные обществом требования удовлетворил. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что действия министерства не отвечают требованиям законодательства и нарушают права общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку в нарушение пунктов 1, 2 "Правил информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2015 в„– 289 "О порядке информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом" министерство не уведомило лицензиата и заинтересованные организации о внесении изменений в Реестр лицензий, не выяснило мнения лицензиата, не организовало проверку достоверности сведений, и внесло изменения на основании непроверенных данных, полученных от лиц, не предусмотренных пунктом 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Из текстов протоколов о выборе в качестве управляющей компании ООО "Республиканская управляющая компания" следует, что собственники не принимали решения об отказе в одностороннем порядке от исполнения договора управления многоквартирным домом с обществом, по причине того, что последнее не выполняет условий заключенного договора, однако на голосование этот вопрос не ставился и причин расторжения договора, за исключением желания избрать другую управляющую компанию не указано. В тексте протокола 05.07.2015 собственники помещений в многоквартирном доме, расположенного по адресу: г. Элиста, микрорайон Молодежный, д. 11, приняли решение с 16.07.2015 расторгнуть договор управления, заключенный с обществом в связи с неисполнением условий договора, при этом, в чем выражалось нарушение, в протоколе не указано, принимая решение, собственники исходили из того, что, выбирая другую управляющую компанию, они изменяют способ управления.
В кассационных жалобах министерство, ООО "Республиканская управляющая компания" и ООО "Лидер" просят постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. Податели кассационных жалоб полагают, что суд апелляционной инстанции неверно применил нормы материального права, а выводы апелляционной инстанции не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Учитывая волеизъявление собственников многоквартирных домов, принявших решение на общих собраниях о выборе новых управляющих компаний в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации, и то обстоятельство что ООО "Республиканская управляющая компания" и ООО "Лидер" выполнили свою обязанность, закрепленную частью 2 статьи 198 Кодекса, требования общества не основаны на нормах действующего законодательства. ООО "Республиканская управляющая компания" и председатель совета многоквартирного дома в„– 11 микрорайона "Молодежный" уведомили общество о том, что согласно протоколам общего собрания, спорные дома перешли под управление ООО "Республиканская управляющая компания" и ООО "Лидер". Кроме того, ряд собственников многоквартирных домов, заключили договоры управления с обществом 01.01.2015, а протоколы собрания собственников о принятии решений о заключении указанных договоров датируются до 31.12.2014, в то время как свидетельство о государственной регистрации общества в качестве юридического лица выдано лишь 12.01.2015, что свидетельствует о нелегитимности указанных договоров. Доказательства нарушения прав и свобод в сфере предпринимательской деятельности общество не представило.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 20.07.2016 до 17 часов 40 минут 26.07.2016.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, отзывов и дополнений к ним, проверив законность и обоснованность судебных актов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационные жалобы удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество имеет лицензию от 22.04.2015 в„– 008-000019 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 27.03.2015, общество и собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Элиста, 4 микрорайон, д. 20, заключили договор на управление многоквартирным домом от 01.04.2015 в„– 4/20 сроком на пять лет.
На основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 27.12.2014, общество и собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Элиста, ул. Городовикова, д. 13, заключили договор управления многоквартирным домом от 01.01.2015 сроком на пять лет.
На основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 21.12.2014, общество и собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Элиста, 1 микрорайон, д. 15, заключили договор управления многоквартирным домом от 01.01.2015 сроком на пять лет.
На основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 05.02.2015, общество и собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Элиста, ул. Гагарина д. 12, заключили договор управления многоквартирным домом от 01.04.2015 сроком на 1 год.
На основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 30.12.2014, общество и собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Элиста, ул. Горького д. 35, заключили договор управления многоквартирным домом от 01.01.2015 сроком на пять лет.
На основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 21.12.2014, общество и собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Элиста, ул. Чкалова, д. 23, заключили договор управления многоквартирным домом от 01.01.2015 сроком на пять лет.
На основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 19.12.2014, общество и собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Элиста, 2 микрорайон, д. 19, заключили договор управления многоквартирным домом от 01.01.2015 сроком на пять лет.
На основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 25.12.2014, общество и собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Элиста, 1 микрорайон, д. 33, заключили договор управления многоквартирным домом от 01.01.2015 сроком на пять лет.
На основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 25.12.2014, общество и собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Элиста, 1 микрорайон, д. 20, заключили договор управления многоквартирным домом от 01.01.2015 сроком на пять лет.
На основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 27.12.2014, общество и собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Элиста, 1 микрорайон, д. 23, заключили договор управления многоквартирным домом от 01.01.2015 сроком на пять лет.
На основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 27.12.2014, общество и собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Элиста, 2 микрорайон, д. 40, корпус 1, заключили договор управления многоквартирным домом от 01.01.2015 сроком на пять лет.
На основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 27.12.2014, общество и собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Элиста, ул. 8 марта, д. 28 "А", заключили договор управления многоквартирным домом от 01.04.2015 сроком на пять лет.
На основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 29.12.2014, общество и собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Элиста, 6 микрорайон, д. 22, заключили договор управления многоквартирным домом от 01.01.2015 сроком на пять лет.
На основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 31.12.2014, общество и собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Элиста, 4 микрорайон, д. 48, заключили договор управления многоквартирным домом от 01.01.2015 в„– 4/48 сроком на пять лет.
На основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 21.12.2014, общество и собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Элиста, микрорайон Молодежный, д. 11, заключили договор управления многоквартирным домом в„– 33/11 от 01.01.2015 сроком на пять лет.
Сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат, включены министерством в Реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
В адрес министерства от ООО "Республиканская управляющая компания" поступили уведомления от 04.06.2015 в„– 29, 29.06.2015 в„– 51, 03.07.2015 в„– 59 и 06.07.2015 в„– 62 о том, что под его управление перешли следующие дома: 2 микрорайон д., 19; 1 микрорайон д. 20; 1 микрорайон д. 15; ул. Чкалова д. 23; ул. Горького д. 35; ул. 8 марта д. 28 "а"; ул. Гагарина д. 12; 4 микрорайон д. 48; микрорайон Молодежный д. 11; 2 микрорайон д. 40, корпус 1; 6 микрорайон д. 22; 1 микрорайон д. 33; 6 ул. Городовикова д. 13; 1 микрорайон д. 23, 4 микрорайон д. 20, управление которыми осуществлялось ООО "Коммунальный сервис".
14 июля 2015 года в адрес министерства от ООО "Лидер" и председателя Совета многоквартирного дома в„– 11 микрорайона молодежный Бадмаевой Н.Б. поступили уведомления о том, что с 16.07.2015 управляющей организацией дома, расположенного по адресу: г. Элиста, микрорайон Молодежный, д. 11, является ООО "Лидер".
На основании поступившей информации, министерство внесло изменения в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Калмыкия, исключив сведения о многоквартирных домах (2 микрорайон д., 19; 1 микрорайон д. 20; 1 микрорайон д. 15; ул. Чкалова д. 23; ул. Горького д. 35; ул. 8 марта д. 28 "а"; ул. Гагарина д. 12; 4 микрорайон д. 48; микрорайон Молодежный д. 11; 2 микрорайон д. 40, корпус 1; 6 микрорайон д. 22; 1 микрорайон д. 33; ул. Городовикова д. 13; 1 микрорайон д. 23, 4 микрорайон д. 20), управление которыми осуществлялось обществом, и включило сведения об управлении указанными домами ООО "Республиканская управляющая компания" и обществом с ограниченной ответственностью "Лидер" соответственно 08.06.2015, 01,07.2015, 08.07.2015, 18.07.2016.
16 июля 2015 года на сайте министерства произведено обновление Реестра, из него исключены сведения об управлении ООО "Коммунальный сервис" спорными многоэтажными домами. Общество, не имея сведений о прекращении с ним договорных отношений по управлению спорными многоквартирными домами, обнаружив 16.07.2015 на сайте министерства обновление Реестра, обратилось в министерство за разъяснениями.
Не получив от министерства информации, полагая, что его действия являются незаконными, лицензиат обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд апелляционной инстанции всесторонне и полно исследовал фактические обстоятельства по делу, оценил представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделал правильный вывод об обоснованности требований общества и незаконности действий министерства. При этом суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 192 Кодекса деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом. К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 в„– 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных Кодексом (пункт 2 статьи 192 Кодекса).
Статья 198 Кодекса регулирует вопросы изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицо, имеющее на то лицензию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 198 Кодекса в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В течение трех дней со дня получения указанных в части 2 статьи 198 Кодекса сведений орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 198 Кодекса).
В случае если в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, сведения о таких доме или домах по решению органа государственного жилищного надзора исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением случая принятия решения, предусмотренного частью 7 статьи 198 Кодекса (пункт 5 статьи 198 Кодекса).
Согласно пункту 7 статьи 198 Кодекса в течение двух месяцев со дня надлежащего информирования в установленном статьей 197 Кодекса порядке собственников помещений в многоквартирном доме о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из Реестра лицензий субъекта Российской Федерации указанные собственники вправе принять на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом. В течение трех рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме орган государственного жилищного надзора должен быть уведомлен о принятом решении путем направления ему копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В этом случае сведения о таком доме не исключаются из Реестра лицензий субъекта Российской Федерации.
Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 Кодекса (пункт 6 статьи 198 Кодекса).
Из системного толкования приведенных норм следует, что основанием для внесения изменений в Реестр лицензий является сообщение лицензиата - юридического лица или предпринимателя, которые прекратили деятельность по управлению многоквартирными домами, закрепленными за ними в Реестре лицензий по управлению многоквартирными домами, в связи прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом.
Статья 161 Кодекса предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право выбрать один из трех способов управления жилым домом: непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья или специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией, и не ограничивает в возможности сменить ранее избранный способ управления домом на иной, предусмотренный законом.
В соответствии с частью 9 статьи 161 Кодекса многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Возможность расторжения договора управления многоквартирным домом предусмотрена положениями статьи 162 Кодекса, а именно частями 8, 8.1 и 8.2 статьи 162 Кодекса.
В силу части 8.1 статьи 162 Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
В соответствии с частью 8.2 статьи 162 Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условия такого договора.
Применительно к части 8.2 статьи 162 Кодекса право на односторонний отказ от исполнения договора управления жилым домом возникает у собственников помещений лишь при условии неисполнения либо ненадлежащего исполнения управляющей организацией принятого на себя обязательства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.2015 в„– 46-КГ15-3).
Суд апелляционной инстанции установил, что первоначально собственники помещений избрали способ управления - управление управляющей организацией, заключив в установленном порядке договоры с ООО "Коммунальный сервис", о чем внесена информация в Реестр лицензий, при этом избранный способ управления не изменялся и в дальнейшем собственники спорных многоквартирных домов подтвердили намерение применять данный способ управления, однако приняли решение поменять лицо, осуществляющее данный способ управления, сменив управляющую компанию в лице общества на ООО "Республиканская управляющая компания" и ООО "Лидер".
Общество информацию о прекращении (расторжении) договоров управления спорными многоквартирными домами министерству не направляло, подтверждение органом жилищного надзора нарушения лицензиатом лицензионных требований в отношении конкретных домов и (или) судебный акт о назначении административного наказания за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора, в материалы дела стороны не представили. При этом в отношении общества органом государственного жилищного надзора не устанавливалось незаконности управления многоквартирными домами, не выдавалось предписаний о прекращении управления домами ввиду расторжения договоров управление собственниками помещений. Техническая документация лицензиатом в адреса иных управляющих организаций в порядке, предусмотренном положениями Раздела 5 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 в„– 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", не передавалась.
Суд апелляционной инстанции исследовал в совокупности материалы дела, в том числе протоколы общих собраний собственников помещений спорных многоквартирных домов по вопросу заключения договоров управления спорными многоквартирными домами с ООО "Республиканская управляющая компания" и ООО "Лидер", и установил, что протоколы общих собраний собственников по вопросу заключения договоров управления с ООО "Республиканская управляющая компания" либо не содержат решений о расторжении действующего договоров заключенных с обществом, либо не содержат оснований для прекращения действующих договоров управления многоквартирными домами, либо не содержат причин расторжения договора, за исключением желания избрать другую управляющую компанию; протокол общего собрания собственников многоквартирного дома расположенного по адресу г. Элиста, микрорайон Молодежный, дом 11 от 05.07.2015 по вопросу заключения договора управления с ООО "Лидер" содержит решение расторгнуть договор с обществом в связи с неисполнением условий договора, однако в чем выразилось нарушение, в протоколе не указано. Сведений о том, что общество извещалось о проведении собраний, материалы дела не содержат.
Суд апелляционной инстанции исследовал доводы министерства, ООО "Республиканская управляющая компания" и ООО "Лидер" о том, что министерство, получив уведомления от ООО "Лидер" и ООО "Республиканская компания" о заключении договоров управления с указанными организациями, внесло изменения в Реестр лицензий, действуя в рамках закона, обоснованно указал, что ООО "Республиканская управляющая компания" и ООО "Лидер" не являлись лицензиатами в отношении управления спорными многоквартирными домами.
Кроме того, суд апелляционной инстанции установил, что к уведомлениям, направленным ООО "Республиканская управляющая компания" и ООО "Лидер" в министерство не приложены документы, являющиеся основанием для перехода домов из ведения одной управляющей компании в ведение других управляющих компаний, при этом протоколы общих собраний об избрании управляющими компаниями ООО "Республиканская управляющая компания" и ООО "Лидер" и заключенные с ними договоры управления представлены в ходе судебного разбирательства.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что совершая действия о внесении изменений в Реестр лицензий в отношении спорных многоквартирных домов, министерство не учло, что заявления поступили не от лицензиата, как это требуется в соответствии с частью 2 статьи 198 Кодекса; в нарушение пунктов 1, 2 Правил информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2015 в„– 289 "О порядке информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом" не уведомило лицензиата и заинтересованные организации, не выяснило мнения лицензиата, не организовало проверку достоверности сведений, и внесло изменения на основании непроверенных данных, полученных от лиц, не предусмотренных пунктом 2 статьи 198 Кодекса.
Исходя из изложенного, является правильным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у министерства оснований для внесения изменений в Реестр лицензий, путем исключения спорных многоквартирных домов из управления обществом и о не соответствии указанных действий требованиям законодательства, как нарушающих права и законные интересы общества при осуществлении предпринимательской деятельности.
Доводы министерства, ООО "Республиканская управляющая компания" и ООО "Лидер" являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы кассационных жалоб выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судом, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемого судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016 по делу в„– А22-2514/2015 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.Н.ВОЛОВИК

Судьи
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ
Л.А.ЧЕРНЫХ


------------------------------------------------------------------