По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2016 N Ф08-5024/2016 по делу N А32-38681/2015
Требование: О взыскании процентов за несвоевременный возврат излишне начисленных и взысканных таможенных платежей.
Обстоятельства: Общество полагало, что таможенный орган обязан уплатить проценты за неправомерное удержание денежных средств.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку незаконность действий таможенного органа по корректировке таможенной стоимости ввезенного обществом товара и начислению таможенных платежей установлена вступившим в законную силу судебным актом.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2016 г. по делу в„– А32-38681/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Фрутини" (ИНН 2312190826, ОГРН 1122312003725) - Евстигнеевой Е.Е. (доверенность от 16.05.2016), от заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238) - Першина И.В., рассмотрев кассационную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2016 (судья Гонзус И.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2016 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу в„– А32-38681/2015, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Фрутини" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о взыскании 377 145 рублей 09 копеек процентов за несвоевременный возврат излишне начисленных и взысканных таможенных платежей.
Решением суда первой инстанции от 03.02.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.04.2016, заявленные обществом требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что незаконность действий таможни по корректировке таможенной стоимости ввезенного обществом товара и начислению таможенных платежей установлена вступившим в законную силу судебным актом.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась таможня с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций и принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, во исполнение внешнеторгового контракта от 12.11.2013 в„– 17, заключенного обществом с фирмой "STAR TARIM URUNLERINAK. VETIC. LTD. STI.", Турция, на таможенную территорию Таможенного союза осуществлен ввоз плодовоовощной продукции (далее - товары).
Товары оформлены обществом по декларациям на товары в„– 10309180/050314/0000376, в„– 10309180/110314/0000402, в„– 10309180/110314/0000400 (далее - спорные ДТ).
Таможенная стоимость товаров определена заявителем по первому методу (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
В подтверждение заявленной таможенной стоимости общество представило в таможню контракт, приложения к контракту, коммерческие инвойсы, коносаменты, паспорт сделки, сертификат происхождения.
В ходе таможенного оформления таможня не приняла заявленную таможенную стоимость товаров, приняла решения о проведении дополнительных проверок и запросила у общества иные документы, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров.
Запрошенные документы заявителем таможенному органу не предоставлены, на основании чего таможня сделала вывод о неподтверждении заявленной таможенной стоимости товаров и приняла решения о ее корректировке.
В связи с возникшей обязанностью скорректировать таможенную стоимость и в обязательном порядке уплатить дополнительно начисленные таможенные платежи, а также в целях ускорения завершения таможенного оформления товаров (скоропортящаяся плодоовощная продукция), общество, в соответствии с решениями и расчетами таможни, согласилось с корректировкой таможенной стоимости товаров по иному методу, что повлекло дополнительную уплату таможенных пошлин.
В дальнейшем общество обратилось в таможню с заявлением от 30.08.2014 о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, уплаченных по спорным ДТ.
Письмом от 03.09.2014 в„– 20.4-04/21594 таможня отказала в рассмотрении данного заявления, мотивировав его отсутствием документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания сумм таможенных пошлин и налогов.
Общество, не согласившись с отказом таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Делу присвоен в„– А32-35896/2014.
Вступившими в законную силу судебными актами по указанному делу заявленные обществом требования удовлетворены. Суд обязал таможню произвести возврат обществу излишне уплаченные таможенные платежи.
Платежными поручениями от 14.05.2015 в„– 573 и в„– 808 указанные денежные средства перечислены на расчетный счет заявителя.
Общество, полагая, что таможня обязана уплатить проценты за неправомерное удержание денежных средств, обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с таможни 377 145 рублей 09 копеек процентов за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей.
При вынесении судебных актов суды правомерно указали следующее.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 Кодекса возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 в„– 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с пунктом 6 статьи 147 Федерального закона возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Как правомерно указали суды, из буквального толкования пункта 6 статьи 147 Федерального закона следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Федерального закона таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 по делу в„– А51-10499/2014).
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и, указав, что законность требований общества об уплате спорной суммы подтверждается вступившими в законную силу судебными актами по делу в„– А32-35896/2014 и излишне взысканные таможенные платежи возвращены заявителю с нарушением установленного действующим законодательством срока, обоснованно удовлетворили заявленное обществом требование.
Указанный заявителем период просрочки возврата денежных средств таможня документально не опровергла. Расчет процентов проверен судами, арифметически и методологически произведен верно.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2016 по делу в„– А32-38681/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ
Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
Л.А.ЧЕРНЫХ
------------------------------------------------------------------