Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.07.2016 N Ф08-4935/2016 по делу N А32-44008/2015
Требование: О привлечении к ответственности по ст. 14.37 КоАП РФ .
Решение: Требование удовлетворено в связи с наличием в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и оснований для признания правонарушения малозначительным.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2016 г. по делу в„– А32-44008/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Управления внутренних дел по г. Сочи Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю в лице роты дорожно-патрульной службы в„– 1 полка дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ИНН 2320037349, ОГРН 1022302957489) и заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Эталон чистоты" (ИНН 7733756930, ОГРН 1117746046417), надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в том числе путем опубликования информации на официальном сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эталон Чистоты" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2016 (судья Гонзус И.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2016 (судьи Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А., Филимонова С.С.) по делу в„– А32-44008/2015, установил следующее.
Управление внутренних дел по г. Сочи Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю в лице роты дорожно-патрульной службы в„– 1 полка дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - инспекция) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Эталон чистоты" (далее - общество) к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 02.03.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.04.2016, заявление удовлетворено, общество привлечено к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса в виде 500 тыс. рублей штрафа.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и оснований для признания правонарушения малозначительным. Суды указали, что инспекция представила необходимые и достаточные доказательства совершения обществом правонарушения, квалифицируемого по статье 14.37 Кодекса.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, инспекция не доказала, что общество допустило правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.37 Кодекса. Суды не учли, что в связи с изменением законодательства, по состоянию на 01.03.2016 событие, описанное в протоколе об административном правонарушении, не образует состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 Кодекса; указанный протокол не содержит описания вменяемого правонарушения; ссылка в протоколе на акт выявленных недостатков недействительна, поскольку акт составлен с нарушениями Приказа МВД России от 30.03.2015 в„– 380.
Отзыв от инспекции не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 12.11.2015 должностным лицом инспекции, совместно с ведущим специалистом ГКУ КК Краснодар-Автодор Сочинский филиал, при надзоре за дорожным движением по улице Транспортной г. Сочи, выявлены факты установки рекламных конструкций с маркировкой ООО "Эталон чистоты" с нарушением требований "ГОСТ Р 52044-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Наружная реклама на автомобильных дорогах и на территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" (далее - ГОСТ Р 52044-2003).
Выявлены нарушения указанного государственного стандарта:
Щит-1 ул. Транспортная,6/3:
- в нарушение требований подпункта 11 пункта 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 расстояние от ближайшего края рекламной конструкции составляет: 24,5 см со стороны автомобильной дороги;
- в нарушение требований пункта 6.2 нижний край рекламного щита расположен на высоте 418,5 см со стороны автомобильной дороги.
Щит-2 ул. Транспортная. Автобусная остановка:
- в нарушение требований подпункта 11 пункта 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 расстояние от ближайшего края рекламной конструкции составляет: 127 см со стороны автомобильной дороги;
- в нарушение требований пункта 6.2 нижний край рекламного щита расположен на высоте 412 см со стороны автомобильной дороги.
Щит-3 ул. Транспортная, 4:
- в нарушение требований подпункта 11 пункта 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 расстояние от ближайшего края рекламной конструкции составляет: 80 см со стороны автомобильной дороги;
- в нарушение требований пункта 6.2 нижний край рекламного щита расположен на высоте 422,6 см со стороны автомобильной дороги.
Щит-4 ул. Транспортная, ТЦ "Олимп":
- в нарушение требований подпункта 11 пункта 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 расстояние от ближайшего края рекламной конструкции составляет: 217 см со стороны автомобильной дороги;
- в нарушение требований пункта 6.2 нижний край рекламного щита расположен на высоте 412,1 см со стороны автомобильной дороги.
Щит-5 ул. Транспортная,10/6:
- в нарушение требований подпункта 11 пункта 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 расстояние от ближайшего края рекламной конструкции составляет: 32 см со стороны автомобильной дороги;
- в нарушение требований пункта 6.2 нижний край рекламного щита расположен на высоте 418,4 см со стороны автомобильной дороги.
Щит-6 ул. Транспортная,133:
- в нарушение требований подпункта 11 пункта 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 расстояние от ближайшего края рекламной конструкции составляет: 18 см со стороны автомобильной дороги;
- в нарушение требований пункта 6.2 нижний край рекламного щита расположен на высоте 403 см со стороны автомобильной дороги.
Щит-7 ул. Транспортная. "БМВ Центр":
- в нарушение требований подпункта 11 пункта 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 расстояние от ближайшего края рекламной конструкции составляет: 74 см со стороны автомобильной дороги;
- в нарушение требований пункта 6.2 нижний край рекламного щита расположен на высоте 403,8 см со стороны автомобильной дороги.
Щит-8 ул. Транспортная,78/5:
- в нарушение требований подпункта 11 пункта 6.1 ГОСТа Р 52044-2003расстояние от ближайшего края рекламной конструкции составляет: 40 см со стороны автомобильной дороги;
- в нарушение требований пункта 6.2 нижний край рекламного щита расположен на высоте 418 см со стороны автомобильной дороги.
По данному факту инспекция составила акт выявленных недостатков в размещении рекламной конструкции от 12.11.2015, схемы, оформила фотоматериалы, вынесла определения от 12.11.2015 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, составила протокол об административном правонарушении от 26.11.2015 серии 23 ЯЯ в„– 059217 по статье 14.37 Кодекса и в соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса, статьями 202 и 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Суды всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства в соответствии с нормами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверили доводы участвующих в деле лиц и сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, квалифицируемого по статье 14.37 Кодекса, которой установлена административная ответственность за установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 Кодекса.
При этом суды правомерно исходили из следующего.
Статья 14.37 Кодекса предусматривает наряду с ответственностью за установку рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения также ответственность за эксплуатацию рекламной конструкции в отсутствие соответствующего разрешения и с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 Кодекса. Данные нарушения влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Статьей 19 Закона о рекламе определяется общий порядок распространения наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем.
В силу части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований статьи 19 Закона о рекламе.
Согласно части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 статьи 19 Закона о рекламе законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района.
В силу пункта 10 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 5 Закона о рекламе рекламные конструкции не должны угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.
В силу части 4 статьи 19 Закона о рекламе рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Согласно статьям 2, 46 Федерального закона от 27.12.2002 в„– 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон в„– 184-ФЗ) под техническим регламентом подразумевается документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти вправе вносить изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, а федеральные органы исполнительной власти - в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов. Впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному применению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни и здоровья граждан.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30.01.2004 в„– 4 "О национальных стандартах Российской Федерации" определено, что со дня вступления в силу Закона в„– 184-ФЗ национальными стандартами признаются государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01.07.2003. Впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства строительства, монтажа наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан.
На момент выдачи обществу разрешений на установку рекламной конструкции технические регламенты, определяющие правила установки рекламных конструкций в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в действие не введены.
Разрешения на установку рекламной конструкции выданы обществу в период действия ГОСТа Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требовании к средствам наружной рекламы", принятого и введенного в действие постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 в„– 124-ст (в редакции приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.03.2009 в„– 117-ст). Установленные ГОСТом Р 52044-2003 правила размещения рекламных конструкций направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, то есть способствуют защите жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества. Его положения не противоречат требованиям технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 в„– 827. Данный государственный стандарт подлежит обязательному применению до введения в действие технического регламента, определяющего правила установки рекламных конструкций в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (решение Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2015 в„– АКПИ14-1259).
Таким образом, факт несоответствия рекламных конструкций в„– 2254, 2670, 2248, 2602, 2255, 2666, 2245, 2269, требованиям ГОСТа Р 52044-2003 подтвержден документально и свидетельствует о наличии угрозы безопасности дорожного движения.
Пунктом 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 установлен запрет на размещение средств наружной рекламы на аварийно-опасном участке дороги и улицы, на установку рекламной конструкции сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее десяти метров от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее пяти метров в населенных пунктах (расстояние принимается до ближайшего края рекламной конструкции).
Пунктом 6.2 ГОСТа Р 52044-2003 предусмотрено, что на автомобильных дорогах нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций размещают на высоте не менее двух метров от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы, а на территории городских и сельских поселений - на высоте не менее четырех с половиной метров. Расстояние от средств наружной рекламы площадью 18 кв. м до дорожных знаков и светофоров при скорости движения транспорта по автомобильной дороге 60 км в час должно быть не менее шестидесяти метров по ходу движения (таблица в„– 1 пункта 6.6 ГОСТа Р 52044-2003).
Как установлено статьей 5 Федерального закона от 10.12.1995 в„– 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в частности, разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2015 в„– 1033 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. в„– 1521" пункты 6.1, 6.2 ГОСТа Р 52044-2003 являются обязательными для применения.
Суды установили, что размещение и эксплуатация данных рекламных конструкций общества не соответствует требованиям ГОСТа Р 52044-2003, нарушает права неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения, поскольку создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подвержено, что обществом по улице Транспортной г. Сочи установлены и эксплуатировались рекламные конструкции в количестве 8 шт. с нарушениями пунктов 6.1 и 6.2 ГОСТа Р 52044-2003.
Факт установки и эксплуатации обществом рекламных конструкций с нарушением требований пунктов 6.1, 6.2 ГОСТа Р 52044-2003 подтвержден актом выявленных недостатков в размещении рекламной конструкции от 12.11.2015, схемами, фотоматериалами, разрешениями на установку рекламных конструкций в„– 2254, 2670, 2248, 2602, 2255, 2666, 2245, 2269, выданными обществу Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации города Сочи, договором от 01.06.2013 в„– 40 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности города Сочи, заключенным между МКУ "Комитет наружной рекламы города Сочи" и обществом, протоколом об административном правонарушении от 26.03.2015 серии 23 ЯЯ в„– 061715 и документально обществом не опровергнут.
Суды учли, что в протоколе об административном правонарушении в графе "К протоколу прилагается": указан акт выявленных недостатков в размещении рекламной конструкции, который приобщен к материалам дела. В данном акте указан перечень рекламных конструкций несоответствующих требованиям ГОСТа, а также указана привязка к адресу размещения рекламных конструкций установленных по ул. Транспортной г. Сочи.
В протоколе об административном правонарушении указаны, какие пункты ГОСТа 52044-2003 были нарушены, при этом характер нарушения (с указанием результатом проводимых замеров) описан в Акте.
Акт, составленный при выявлении нарушений в размещении рекламных конструкций, является актом недостатков в эксплуатационном состоянии дороги.
На составление акта представитель общества не приглашался, в связи с тем, что рекламораспространитель установлен только в ходе актирования рекламных конструкций.
Порядок осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог определен административным регламентом, утвержденным приказом МВД России от 30.03.2015 в„– 380, зарегистрированным в Минюсте России.
Федеральный государственный надзор осуществляется посредством организации плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 в„– 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также посредством осуществления специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций. Выявление нарушений осуществлено в результате административной процедуры надзора за дорожным движением, проведение проверки юридического лица не осуществлялось. Уведомление о проведении административной процедуры надзора за дорожным движением не предусмотрено.
Суды учли, что в акте помимо указания адреса расположения рекламной конструкции, имеется выкопировка с электронной карты, с обозначением точного места размещения рекламной конструкции.
Несмотря на вступившие в силу изменения в ГОСТ Р 52044-2003 (в редакции от 29.02.2016 в„– 84-ст), которые отменяют часть требований к рекламным конструкциям в плане их размещения на автомобильных дорогах, что делает возможным освобождения лица от административной ответственности, имеются нарушения требований ГОСТа Р 52044-2003 (в новой редакции), которые не претерпели изменений. Обществом нарушены эти требования.
В новой редакции ГОСТа введено понятие коридора безопасности - земельные участки (независимо от категории земель), включающие в себя территорию, прилегающую к проезжим частям дорог в населенных пунктах, на которых в целях обеспечения безопасности дорожного движения запрещается устанавливать рекламные конструкции (граница коридора безопасности определяется в соответствии с правилами, установленными в приложении Г ГОСТа).
В новой редакции ГОСТа Р 52044-2003 изменены параметры размещения рекламной конструкции сбоку от автомобильной дороги (в старой редакции запрещено размещение рекламной конструкции ближе 5 метров от бровки земляного полотна (бордюрного камня) в населенных пунктах) данная рекламная конструкция попадает под запрет на размещение.
Согласно приложению "Г" ГОСТа Р 52044-2003, которое является обязательным для исполнения - границы коридора безопасности определяются по общему правилу следующим образом: ширина коридора безопасности определяется от края проезжей части до ближайшей к краю проезжей части точки горизонтальной проекции края рекламной конструкции и составляет 0,6 метра в населенном пункте.
Согласно акту выявленных недостатков в размещении рекламной конструкции от 12.11.2015 рекламные конструкции Щит-1, Щит-5, Щит-6 установлены сбоку от автомобильной дороги на расстоянии, соответственно 0.25, 0.18 и 0.32 метра от края рекламной конструкции до бордюрного камня, который является границей проезжей части дороги. Определение расстояния от края рекламной конструкции в новой редакции ГОСТа Р 52044-2003 не изменилось, а получило более развернутое определение.
Таким образом, суды установили, что размещение средств наружной рекламы нарушает пункт 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 в новой редакции - средства наружной рекламы не должны быть размещены в границах коридора безопасности.
Изменение с 01.03.2016 редакции ГОСТа Р 52044-2003 не свидетельствует, с учетом обстоятельств настоящего дела, о том, что допущенные обществом нарушения не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 Кодекса.
Доводы общества, изложенные в жалобе, приводились при рассмотрении дела, были рассмотрены судами и им дана надлежащая оценка. Эти доводы выводы судов не опровергают.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.37 Кодекса.
Суды установили соблюдение порядка привлечения общества к административной ответственности и исходили из того, что общество не приняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, поскольку доказательства обратного не представлены.
Судами соблюден установленный статьей 4.5 Кодекса годичный срок привлечения общества к ответственности по статье 14.37 Кодекса: совершение правонарушения выявлено 12.11.2015, решение суда состоялось 02.03.2016.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и толкованием судебными инстанциями норм Кодекса и законодательства, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о нарушении судами положений названного Кодекса и предусмотренных им процессуальных требований.
Поскольку нарушения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлены, основания для отмены или изменения судебных актов по изложенным в жалобе основаниям отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2016 по делу в„– А32-44008/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.А.ТРИФОНОВА

Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Л.А.ЧЕРНЫХ


------------------------------------------------------------------