Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.07.2016 N Ф08-4398/2016 по делу N А63-5619/2015
Требование: О признании незаконным бездействия министерства, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность земельного участка; обязании рассмотреть заявление о предоставлении в собственность участка, подготовить и заключить договор купли-продажи участка.
Обстоятельства: Общество ссылалось на наличие права на приобретение участка в собственность без проведения торгов и нарушение его права в сфере предпринимательской деятельности.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не исследованы документы, представленные обществом в обоснование доводов о надлежащем использовании участка.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ставропольского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2016 г. по делу в„– А63-5619/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июля 2016 года.Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Хлебороб" (ИНН 2617011246, ОГРН 1042600482418) - Луниной Ж.А. (доверенность от 01.06.2015) и Богословской О.Ю. (доверенность от 15.04.2016), в отсутствие органов, осуществляющих публичные полномочия: министерства имущественных отношений Ставропольского края (ИНН 2634051351, ОГРН 1022601949644), Правительства Ставропольского края (ИНН 2634011856, ОГРН 1022601978607) и третьих лиц: государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания населения "Константиновский психоневрологический интернат", публичного акционерного общества "Сбербанк России" (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хлебороб" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.11.2015 (судья Карпель В.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 (судьи Джамбулатов С.И., Годило Н.Н., Жуков Е.В.) по делу в„– А63-5619/2015, установил следующее.
ООО "Хлебороб" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство) со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие министерства, выразившееся в непринятии решения о предоставлении обществу в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 430 тыс. кв. м с кадастровым номером 26:08:050801:43, находящегося в 15,1 км по направлению на юго-запад от ориентира здание администрации, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Ставропольский край, Петровский район, с. Константиновское, ул. Ледовского, 2 - "а";
- обязать министерство рассмотреть заявление общества о предоставлении ему в собственность земельного участка, подготовить и заключить с обществом договор купли-продажи указанного земельного участка.
Заявление мотивировано следующим. Общество обладает правом на приобретение арендуемого земельного участка сельскохозяйственного назначения в собственность без проведения торгов по основаниям, указанным в статье 10 Федерального закона от 24.07.2002 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон в„– 101-ФЗ, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения), подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Бездействие уполномоченного органа по вопросу о предоставлении земельного участка нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности.
Определением от 23.10.2015 (т. 2, л.д. 21, 22) к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Правительство Ставропольского края (далее - правительство края).
Определениями от 03.08.2015 и от 02.09.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения "Константиновский психоневрологический интернат" (далее - учреждение) и публичное акционерное общество "Сбербанк России" (т. 1, л.д. 137-139, 298, 299).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 25.11.2015, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016, в удовлетворении требований отказано.Судебные инстанции установили, что на основании договора от 29.11.2010 в„– 3-08/505 обществу передан в аренду земельный участок площадью 430 тыс. кв. м с кадастровым номером 26:08:050801:43 с местоположением примерно в 15,1 км по направлению на юго-запад от ориентира здание администрации, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Ставропольский край, Петровский район, с. Константиновское, ул. Ледовского, 2-"а", в границах, указанных в кадастровом паспорте. Срок аренды установлен с 29.11.2010 по 28.11.2020. Участок передан арендатору по акту для сельскохозяйственного использования, договор зарегистрирован в установленном порядке. Общество 31.10.2014 обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:08:050801:43, к которому приложило копии регистрационных документов, договор аренды от 29.11.2010 в„– 3-08/505, справку о крупности и заинтересованности общества в приобретении участка в собственность за плату, акт обследования земельного участка. В связи с тем, что информация о ходе рассмотрения заявления общества от 31.10.2014 не представлена, 24.02.2015 общество обратилось в министерство с жалобой на бездействие исполнительного органа государственной власти. Полагая, что министерством допущено бездействие, повлекшее нарушение прав и законных интересов общества на приобретение земельного участка с кадастровым номером 26:08:050801:43 в собственность, последнее обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями. При проверке доводов общества о незаконности отказа уполномоченного органа судебные инстанции руководствовались нормами Закона в„– 101-ФЗ, а также Закона Ставропольского края от 12.04.2010 в„– 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" (далее - Закон в„– 21-кз), Закона Ставропольского края от 09.04.2015 в„– 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" (далее - Закон в„– 36-кз). Судебные инстанции пришли к выводу о непредставлении обществом доказательств выполнения установленных Законом в„– 101-ФЗ условий предоставления земельного участка в части надлежащего его использования. Кроме того, после получения заявления общества министерство выполнило все действия в соответствии с Положением "О министерстве имущественных отношений Ставропольского края", утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 06.03.2012 в„– 137 (далее - Положение). В порядке, установленном постановлением правительства края от 20.11.2013 в„– 419-п "О Регламенте Правительства Ставропольского края" (далее - Регламент) вопрос "О проекте распоряжения Правительства Ставропольского края "О предоставлении в собственность за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования, Петровский район" включен в повестку заседания правительства края, состоявшегося 15.04.2015. Из выписки из протокола заседания правительства края от 15.04.2015 в„– 6 следует, что проект распоряжения Правительства Ставропольского края "О предоставлении в собственность за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования, Петровский район" снят с рассмотрения. О результатах рассмотрения в правительстве края заявки на выкуп земельного участка министерство информировало общество в письме от 29.05.2015 в„– 4606. Министерство не является органом исполнительной власти, полномочным принимать решение о предоставлении обществу в собственность земельного участка. В пределах предоставленных ему полномочий министерство совершило необходимые и достаточные действия в целях принятия соответствующего решения правительством края, наделенным полномочиями на принятие решения (статья 28 Закон в„– 32-кз). Констатация судом законности (либо незаконности) бездействия министерства сама по себе не восстанавливает прав заявителя в отношении спорного участка. Заявляя требование о признании незаконным бездействия министерства, при наличии решения правительства края о снятии проекта распоряжения с рассмотрения, заявитель избрал ненадлежащий способ защиты нарушенных прав. Поэтому судебные инстанции со ссылкой на положения статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Общество обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит судебные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. В установленный пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса срок заявление общества рассмотрено не было, тем самым нарушены права заявителя. При этом положения законодательства о предоставлении земельного участка в собственность министерством не выполнены. Не соответствует действительности вывод судебных инстанций о том, что министерство действовало в пределах своей компетенции и выполнило все необходимые действия, о чем свидетельствует направление в адрес общества письма от 29.05.2016 в„– 4606 о результатах рассмотрения в правительстве края заявки общества. Общество данное письмо не получало, представитель ознакомился с ним в судебном процессе. Доказательства направления указанного письма в адрес общества в материалы дела не представлены. Кроме того, в письме министерства от 29.05.2015 в„– 4606 отсутствуют причины отказа в предоставлении земельного участка обществу в собственность, что не соответствует требованиям регламента. Принимая во внимание решение правительства края о снятии с рассмотрения проекта распоряжения "О предоставлении в собственность за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования", суд первой инстанции привлек правительство края к участию в деле в качестве уполномоченного органа и предложил обществу уточнить заявленные требования. Однако уточнение требований к правительству края к предмету рассматриваемого спора отношения не имеют, поскольку согласно Регламенту обязанность по взаимодействию возложена на министерство. Вывод судов об избрании обществом ненадлежащего способа защиты в связи с тем, что требование о признании незаконным бездействия заявлено к министерству (при наличии действующего решения правительства края о снятии проекта распоряжения с рассмотрения) ошибочен. В деле участвует не только министерство, но и правительство края, привлеченное по ходатайству заявителя судом первой инстанции.
Министерство и правительство края в отзывах указали на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Привлеченные к участию в деле органы указывают, что заявление общества о предоставлении земельного участка в собственность было рассмотрено. Министерство выполнило все действия в соответствии с Положением. В порядке, установленном пунктом 32 Положения и Регламентом вопрос "О проекте распоряжения Правительства Ставропольского края "О предоставлении в собственность за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования, Петровский район" был включен в повестку заседания правительства края. Согласно выписке из протокола заседания правительства края от 15.04.2015 в„– 6 проект данного распоряжения снят с рассмотрения, что соответствует пункту 78 Регламента. О результатах рассмотрения в правительстве края заявки на выкуп земельного участка министерство информировало общество в письме от 29.05.2015 в„– 4606, которое не отрицает факт его получения. Министерство не является органом исполнительной власти, полномочным принимать решение о предоставлении обществу в собственность земельного участка. Полномочиями на принятие такого решения наделено правительство края (статья 28 Закон в„– 32-кз), которое на заседании (протокол от 15.04.2015 в„– 6) в пределах предоставленных ему полномочий приняло решение снять с рассмотрения проект соответствующего распоряжения.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы жалобы, которую просили удовлетворить.
От министерства поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Правительство края, извещенное о времени и месте судебного заседания, явку представителя в окружной суд не обеспечило.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов (возражений), выслушав представителей общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты следует отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании постановления главы администрации Петровского района Ставропольского края от 13.09.1996 в„– 247 (т. 1, л.д. 220) на земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 430 тыс. кв. м с кадастровым номером 26:08:050801:43 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования учреждения (запись регистрации от 16.01.2009 в„– 26-26-08/017/2008-176) и право собственности Ставропольского края (запись регистрации от 16.01.2009 в„– 26-26-12/116/2009-931), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 26 АЕ в„– 677573 и 26 АЖ в„– 044076 (т. 1, л.д. 218, 225).
Распоряжением министерства от 01.09.2010 в„– 1238 (т. 1, л.д. 216) прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком учреждения на основании заявления землепользователя (т. 1, л.д. 217, 233). Учреждение ликвидировано 21.06.2013 (т. 1, л.д. 128).
После публикации информационного сообщения в газете "Петровские вести" (т. 1, л.д. 203-205) на основании распоряжения министерства от 29.11.2010 в„– 1607, министерство (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды от 29.11.2010 в„– 3-08/505. По условиям договора обществу передан в аренду находящийся в государственной собственности земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 430 тыс. кв. м с кадастровым номером 26:08:050801:43 на срок с 29.11.2010 по 28.11.2020. Участок предназначен для сельскохозяйственного использования и передан арендатору по акту. Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре на недвижимое имущество и сделок с ним 13.01.2011, номер регистрации 26-26-26/038/2010-652 (т. 1, л.д. 11-19).
31 октября 2014 года общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в собственность арендуемого земельного участка с кадастровым номером 26:08:050801:43. К заявлению общество приложило копии регистрационных документов юридического лица, договор аренды от 29.11.2010 в„– 3-08/505, справку о крупности и заинтересованности общества в приобретении участка в собственность за плату, акт обследования земельного участка (т. 1, л.д. 9).
Информация о ходе рассмотрения заявления общества от 31.10.2014 представлена не была, поэтому общество 24.02.2015 обратилось в министерство с жалобой на бездействие исполнительного органа государственной власти (т. 1, л.д. 10).
В дело представлено письмо министерства от 29.05.2015 в„– 4606, в котором оно информировало общество о результатах рассмотрения в правительстве края заявки на выкуп земельного участка с кадастровым номером 26:08:050801:43 (т. 1, л.д. 280).
Судами также установлено, что министерством подготовлен проект распоряжения правительства края "О предоставлении в собственность за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования, Петровского района", с приложением расчета цены выкупа земельного участка. Проект распоряжения завизирован первым заместителем председателя правительства края, заместителем председателя правительства края - министром финансов края, заместителем председателя правительства края, руководителем аппарата правительства края, временно исполняющей обязанности начальника государственно-правового управления Губернатора края и правительства края, начальником управления делопроизводства и архива аппарата правительства края. Также подготовлена пояснительная записка к проекту распоряжения правительства края "О предоставлении в собственность за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования, Петровского района". В ней указано, что право общество на приобретение в собственность земельного участка основано на положениях пункта 4 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, на которые мораторий, установленный статьей 16 Закона в„– 21-кз, не распространяется. Надлежащее использование обществом земельного участка подтверждается письмами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 в„– 1 на осуществление государственного земельного надзора: Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Ставропольскому краю от 16.02.2015 в„– ФССК-ДК-01-04/263, Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу от 02.02.2015 в„– 01-15/554, Петровского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 03.02.2015 в„– 26-21-37/62 (т. 1, л.д. 49-52).
В порядке, установленном Регламентом вопрос "О проекте распоряжения Правительства Ставропольского края "О предоставлении в собственность за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования, Петровский район" был включен в повестку заседания правительства края, состоявшегося 15 апреля 2015 года.
Согласно выписке из протокола заседания правительства края от 15.04.2015 в„– 6 проект распоряжения Правительства Ставропольского края "О предоставлении в собственность за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования, Петровский район" снят с рассмотрения (т. 1, л.д. 48).
Полагая, что министерством допущено незаконное бездействие, повлекшее нарушение прав и законных интересов общества на приобретение земельного участка с кадастровым номером 26:08:050801:43 в собственность, последнее обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона в„– 101-ФЗ отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, регулируются данным Законом.
По общим правилам, закрепленным в пункте 1 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах).
В пункте 4 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ (в редакции до 01.03.2015) закреплено, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Таким образом, отношения, связанные с предоставлением заинтересованным лицам в собственность земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Земельным кодексом, Законом в„– 101-ФЗ и соответствующими законами субъектов Российской Федерации. По смыслу приведенных норм указанный механизм приобретения права собственности на земельный участок установлен законодателем для тех арендаторов, которые доказали надлежащее использование участка на протяжении трех лет и более с момента заключения договора аренды, данный подход обусловлен спецификой земельных правоотношений.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Ставропольского края, регулировались в спорный период Законами в„– 21-кз и (с 09.04.2015) в„– 36-кз.
Судебные инстанции при разрешении спора исходили из того, что общество при подаче заявления о приобретении в собственность земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства не представило в уполномоченный орган (министерство) документы, подтверждающие надлежащее его использование.
Данный вывод судов первой и апелляционной инстанций не может быть признан окружным судом обоснованным, поскольку он сделан без исследования документов, представленных обществом в обоснование доводов о надлежащем использовании земельного участка (т. 1, л.д. 20-23), их оценки по правилам статьи 71 Кодекса. Между тем, эти документы, представленные заявителем в суд первой инстанции (письма Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Ставропольскому краю от 16.02.2015 в„– ФССК-ДК-01-04/263, Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу от 02.02.2015 в„– 01-15/554, Петровского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 03.02.2015 в„– 26-21-37/62) имелись в распоряжении министерства. Из содержания данных писем следует, что они направлялись федеральными органами исполнительной власти в министерство в связи с запросами последнего (январь - февраль 2015 года) о предоставлении информации по фактам нарушения обществом режима пользования земельным участком. При этом в пояснительной записке к проекту распоряжения правительства края "О предоставлении в собственность за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования, Петровского района" уполномоченный орган указал, что надлежащее использование обществом земельного участка подтверждается информацией федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 в„– 1 на осуществление государственного земельного надзора. В процессе рассмотрения дела ни министерство, ни правительство края, также не ссылались на наличие обстоятельств, подтверждающих ненадлежащее использование обществом земельного участка с кадастровым номером 26:08:050801:43. Письмо министерства от 29.05.2015 в„– 4606, на которое суд сослался в решении, тоже не содержит мотивов отказа в предоставлении спорного участка, связанных с ненадлежащим использованием его арендатором (обществом).
Согласно статье 2 Закона в„– 21-кз (действовавшей на дату обращения общества с заявлением о выкупе земельного участка) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Ставропольского края, осуществляются правительством края и органами исполнительной власти Ставропольского края в соответствии с их компетенцией.
В силу части 1 статьи 4 Закона в„– 36-кз управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Ставропольского края (собственность Ставропольского края), а также земельными участками, находящимися в федеральной собственности, в рамках переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в соответствии с федеральными законами осуществляются правительством края и уполномоченными органами исполнительной власти Ставропольского края в соответствии с их компетенцией. К числу полномочий правительства края по управлению и распоряжению земельными участками, отнесено принятие решения об отчуждении земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края (за исключением случаев отчуждения земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, при отчуждении расположенных на них объектов недвижимости, находящихся в собственности Ставропольского края, если в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края полномочие на отчуждение таких объектов недвижимости из собственности Ставропольского края предоставлено иным государственным органам Ставропольского края, государственным унитарным предприятиям Ставропольского края, государственным учреждениям Ставропольского края), и наделение органа исполнительной власти Ставропольского края правом совершать соответствующие сделки (подпункт 3 части 2 статьи 4 Закона в„– 36-кз).
Согласно подпунктам "г", "д" пункта 32 Положения к полномочиям министерства в соответствии с возложенными на него задачами относится в том числе: внесение предложений в правительство края о передаче земельных участков, находящихся в государственной собственности, в иные формы собственности; заключение сделок о купле-продаже и об ином отчуждении земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, в том числе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на основании решений правительства края (т. 1, л.д. 119).
Исходя из норм статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 в„– 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" принятие уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о предоставлении земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в собственность заинтересованного лица, является государственной услугой.
В соответствии с пунктом 16 Административного регламента по оказанию государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность", утвержденного приказом министерства от 28.03.2012 в„– 79 (далее - Административный регламент), указанная государственная услуга предоставляется министерством (т. 1, л.д. 235-277). Действие Административного регламента распространяется и на случаи предоставления в собственность земельных участков на основании пункта 4 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения (т. 1, л.д. 248). Одним из результатов предоставления государственной услуги является отказ в ее предоставлении с направлением заявителю уведомления с указанием причины отказа (пункт 20 Административного регламента). Срок предоставления государственной услуги при подаче заявления о предоставлении земельного участка в собственность за плату составляет 70 календарных дней со дня регистрации документов (пункт 22 Административного регламента). Министерство в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении земельного участка в собственность за плату подготавливает проект распоряжения правительства края о предоставлении земельного участка в собственность за плату и проводит его согласование; в течение 10 рабочих дней со дня принятия правительством края распоряжения о предоставлении земельного участка в собственность за плату подготавливает проект договора купли-продажи земельного участка (пункт 58 Административного регламента).
Судебные инстанции при разрешении спора исходили из того, что министерство в рамках предоставленных ему полномочий осуществило необходимые действия, направленные на предоставление заявителю в собственность земельного участка (подготовило проект распоряжения правительства края, провело его согласование, включило вопрос в повестку заседания правительства края, информировало заявителя о результатах в письме от 29.05.2015 в„– 4606). Поэтому суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности обществом обстоятельств, свидетельствующих о незаконности бездействия министерства по заявлению от 31.10.2014 о предоставлении в собственность (за плату) земельного участка с кадастровым номером 26:08:050801:43.
Данный вывод является преждевременным, он сделан судами первой и апелляционной инстанции без анализа положений Административного регламента о порядке и сроках оказания заявителям государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков. Суды при разрешении спора не учли, что заявление подано обществом в министерство 31.10.2014, тогда как проект распоряжения "О предоставлении в собственность за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования, Петровского района" внесен на рассмотрение в правительство края уполномоченным органом в апреле 2015 года. Судебные инстанции также сослались на письмо министерства от 29.05.2015 в„– 4606, в котором обществу сообщалось о результатах рассмотрения в правительстве края его заявления о приобретении в собственность земельного участка. Однако суды не оценили данный документ на предмет соответствия положениям пункта 20 Административного регламента, а также не проверили довод общества о том, что указанное письмо не направлялось в адрес заявителя. Напротив, в связи с длительным (на протяжении четырех месяцев) бездействием уполномоченного органа общество подготовило и направило министерству соответствующую жалобу от 24.02.2015. При этом материалы дела не содержат доказательств того, что письмо от 29.05.2015 в„– 4606, на которое суды сослались в подтверждение недоказанности бездействия министерства, направлялось обществу (либо вручалось представителю заявителя).
В соответствии с положениями статьи 28 Закона в„– 32-кз, пункта 32 Положения и пункта 58 Административного регламента решения об отчуждении земельных участков (в том числе долей в праве общей собственности на земельные участки), находящихся в государственной собственности Ставропольского края, принимаются (в виде распоряжений) правительством края.
Судебные инстанции при разрешении спора установили, что вопрос о предоставлении в собственность общества за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования был включен в повестку заседания правительства края, состоявшегося 15.04.2015. Правительства края приняло решение о снятии проекта распоряжения с рассмотрения в соответствии с пунктом 78 Регламента. Поэтому суд первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что при наличии указанного решения, не оспоренного и непризнанного незаконным, заявленные требования не обеспечат восстановление нарушенных прав (интересов) общества.
Однако данный вывод сделан без учета требований Кодекса, положений Административного регламента, а также содержания ходатайства общества о привлечении (наряду с министерством) к участию в деле в качестве органа, осуществляющего публичные полномочия, правительства края (т. 2, л.д. 7, 8).
Задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (часть 1 статьи 2 Кодекса).
Арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, оказывает содействие лицам, участвующим в деле, в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела (часть 3 статьи 9 Кодекса).
К задачам подготовки дела к судебному разбирательству относятся определение характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела; разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса; оказание содействия лицам, участвующим в деле, в представлении необходимых доказательств (часть 1 статьи 133 Кодекса).
В случае если федеральным законом предусмотрено обязательное участие в деле другого лица в качестве ответчика, а также по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд первой инстанции по своей инициативе привлекает его к участию в деле в качестве соответчика (часть 6 статьи 46 Кодекса).
Общество заявило ходатайство о привлечении правительства края в качестве органа, осуществляющего публичные полномочия, которое мотивировано тем, что министерство не вправе заключать договор купли-продажи земельного участка без распоряжения правительства края о предоставлении его в собственность (статья 4 Закона в„– 36-кз). Суд первой инстанции удовлетворил ходатайство общества и определением от 23.10.2015 привлек к участию в деле правительство края (т. 2, л.д. 21, 22). Правительство края в отзыве на заявление общества указало на соответствие своих действий положениям пункта 78 Регламента и отсутствие, в связи с этим, оснований для удовлетворения заявленных требований (т. 2, л.д. 25, 26).
После привлечения правительства края к участию в деле, выяснения его правовой позиции по существу спора и установления обстоятельств невозможности разрешения требований без оценки законности решения о снятии с рассмотрения проекта распоряжения о предоставлении спорного участка, отказ в удовлетворении заявления общества (со ссылкой на наличие такого решения) является незаконным. По существу спора приняты судебные акты, не соответствующие основным задачам судопроизводства в арбитражных судах. Следует также отметить, что государственная услуга по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, в собственность, предоставляется именно министерством (пункт 16 Административного регламента).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения жалобы вправе отменить решение и апелляционное постановление и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, если выводы, содержащиеся в обжалуемых актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая, что обжалуемые судебные акты нельзя считать законными, а также принятыми на основе полного и всестороннего исследования материалов дела, а окружной суд в силу требований части 2 статьи 287 Кодекса не наделен полномочиями по установлению дополнительных обстоятельств и исследованию доказательств, дело следует направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суду при новом рассмотрении необходимо учесть изложенное, исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения спора, оценить достаточность и взаимную связь доказательств по правилам статьи 71 Кодекса, после чего принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса.
При подаче кассационной жалобы обществом в доход федерального бюджета уплачена государственная пошлина в размере 1 500 рублей (копия платежного поручения от 21.04.2016 в„– 2295). Данное обстоятельство суду следует также учесть при новом рассмотрении дела (абзац второй части 3 статьи 289 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.11.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 по делу в„– А63-5619/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ

Судьи
Н.С.МАЗУРОВА
А.И.МЕЩЕРИН


------------------------------------------------------------------