Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.07.2016 N Ф08-4316/2016 по делу N А32-35796/2015
Требование: О признании недействительным распоряжения агентства по управлению государственным имуществом.
Обстоятельства: Оспариваемый ненормативный правовой акт послужил основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о предназначенном для многоэтажных и среднеэтажных жилых домов земельном участке.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку многоквартирный жилой дом, для эксплуатации которого сформирован участок, в эксплуатацию не введен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2016 г. по делу в„– А32-35796/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Волкова Я.Е. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от заявителя - Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения "Краснодарское Президентское кадетское училище" (ИНН 2308191538, ОГРН 1122308008316) - Ткаченко В.В. (доверенность от 23.09.2015), от третьих лиц: товарищества собственников жилья "Ракета" (ИНН 2308196624, ОГРН 1132308001605) - Чупахина И.П. (доверенность от 23.10.2015), Виткалова Владимира Федоровича - Чупахина И.П. (доверенность от 28.03.2016), от третьего лица - Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) - Аксененко Л.В. (доверенность от 15.12.2015), в отсутствие заинтересованных лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), кадастрового инженера Бородиновой Ларисы Анатольевны, третьих лиц: администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799), Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310095359, ОГРН 1042305701954), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Виткалова Владимира Федоровича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2016 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2016 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Илюшин Р.Р.) по делу в„– А32-35796/2015, установил следующее.
ФГКОУ "Краснодарское Президентское кадетское училище" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) от 08.05.2015 в„– 318-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 7150 кв. м на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала 23:43:0205048 по ул. Северной в Западном округе города Краснодара Краснодарского края".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены товарищество собственников жилья "Ракета" (далее - товарищество), Министерство обороны Российской Федерации (далее - министерство), администрация муниципального образования город Краснодар, Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, Виткалов В.Ф. (т. 1, л.д. 1, 2, 165, 166).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен кадастровый инженер Бородинова Л.А. (т. 2, л.д. 224, 225).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2016, требования учреждения удовлетворены. Признано недействительным распоряжение территориального управления от 08.05.2015 в„– 318-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 7150 кв. м на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала 23:43:0205048 по ул. Северной в Западном округе г. Краснодара Краснодарского края", как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Суды пришли к выводу о том, что многоквартирный жилой дом, для эксплуатации которого сформирован земельный участок площадью 7150 кв. м (кадастровый номер 23:43:020548:2480), в эксплуатацию не введен. Предложенный к утверждению собственником квартиры в многоквартирном доме Виткаловым В.Ф. проект границ испрашиваемого земельного участка превышает площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации данного дома. Территориальное управление обладало правом распоряжаться указанным земельным участком при наличии отказа учреждения от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 23:43:0205048:143 и согласия министерства (пункт 3 статьи 53 Земельного кодекса). Доказательства, подтверждающие получение отказа учреждения от права постоянного (бессрочного) пользования в отношении части земельного участка с кадастровым номером 23:43:0205048:143 (за счет которой образован земельный участок с кадастровым номером 23:43:0205048:2480) и согласия министерства, в материалах дела отсутствуют. Поскольку схема расположения земельного участка составлена с нарушением требований статей 11.3 и 11.9 Земельного кодекса, основания для утверждения схемы у управления отсутствовали (пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса). В результате принятия незаконного распоряжения созданы условия для выбытия из федеральной собственности части земельного участка с кадастровым номером 23:43:0205048:143, принадлежащего учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, что свидетельствует о нарушении права и законных интересов заявителя.
В кассационной жалобе Виткалов В.Ф., ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение от 20.02.2016 и постановление от 18.04.2016. По мнению подателя жалобы, права учреждения оспариваемым распоряжением не нарушаются. В силу требований пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса и подпункта 3 пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не требуется получение согласия учреждения как землепользователя на образование спорного участка из участка, находящегося в государственной собственности и предоставленного учреждению, так же как не требуется согласования местоположения границ спорного участка с учреждением. Поскольку участок не относится к землям обороны, расположен в границах населенного пункта (категория земель - земли поселений), территориальное управление обладало полномочиями по распоряжению спорным земельным участком, относящимся к собственности Российской Федерации. На момент предоставления учреждению земельного участка с кадастровым номером 23:43:0205048:143 он был обременен правами граждан - собственников квартир, следовательно, спорный участок (площадью 7150 кв. м) не мог быть включен в границы земельного участка, предоставленного учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования. Действующее жилищное законодательство не связывает возникновение прав граждан на формирование земельного участка с актом ввода дома в эксплуатацию, поскольку данное право в силу прямого указания закона возникает с момента государственной регистрации права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме. Действующее законодательство не содержит обязанности собственников жилых помещений по разработке проектов межевания территорий в целях формирования земельных участков под многоквартирными домами. Суды не учли, что с момента осуществления государственного кадастрового учета в отношении земельного участка площадью 7150 кв. м право постоянного (бессрочного) пользования учреждения на этот участок прекратилось. Расчетная площадь земельного участка для использования многоквартирного жилого дома больше фактически сформированного участка площадью 7150 кв. м (кадастровый номер 23:43:020548:2480).
В отзывах на кассационную жалобу учреждение и министерство указали на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель Виткалова В.Ф. и товарищества поддержал доводы жалобы.
Представители министерства и учреждения просили оставить без изменения решение и постановление суда апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 99 447 кв. м (кадастровый номер 23:43:0205048:143), расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 267 (свидетельство о государственной регистрации права от 12.04.2013 серии 23-АЛ в„– 625365; т. 1, л.д. 56).
В отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0205048:143 зарегистрировано право собственности Российской Федерации (т. 1, л.д. 120, 121).
Сведения о данном земельном участке, предназначенном для эксплуатации зданий и сооружений, внесены в государственный кадастр недвижимости 03.12.2008.
Распоряжением территориального управления от 08.05.2015 в„– 318-р утверждена схема расположения земельного участка площадью 7150 кв. м на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала 23:43:0205048 по ул. Северной в Западном округе города Краснодара, с видом разрешенного использования "многоэтажные и среднеэтажные жилые дома, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения" (т. 1, л.д. 88-90).
Суды установили, что данная схема утверждена в связи с поступлением заявления Виткалова В.Ф., который на основании решения Ленинского районного суда г. Краснодара от 11.06.2009 является собственником квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Севастопольская, 6/1 (т. 1, л.д. 86; т. 2, л.д. 9, 10).
Оспариваемый ненормативный правовой акт послужил основанием для внесения 22.06.2015 в государственный кадастр недвижимости сведений о предназначенном для многоэтажных и среднеэтажных жилых домов земельном участке площадью 7150 кв. м (кадастровый номер 23:43:0205048:2480), расположенном по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Северная, 267 (т. 1, л.д. 91, 92).
Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 26.06.2015 в„– 467А земельному участку с кадастровым номером 23:43:0205048:2480 и жилому дому присвоен адрес: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Севастопольская, 6/1 (т. 1, л.д. 93, 94).
Учреждение, полагая, что распоряжение территориального управления от 08.05.2015 в„– 318-р противоречит закону, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пунктах 67 и 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление в„– 10/22), если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 в„– 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу части 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 в„– 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 в„– 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 в„– 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 28 мая 2010 года в„– 12-П, обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Уполномоченные органы не вправе произвольно отказаться от выполнения публично-правовых обязанностей и должны приступить к осуществлению процедуры формирования участка, в том числе и при отсутствии проекта межевания квартала. В таком случае публичный орган обязан подготовить документацию по планировке территории, в состав которой входит проект межевания территории квартала, в соответствии с правилами Градостроительного кодекса Российской Федерации, после чего сформировать участок, который переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, реализация права собственников помещений в многоквартирном доме на формирование соответствующего земельного участка не зависит от волеизъявления лиц, которым ранее принадлежал земельный участок; право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на соответствующий земельный участок возникает в силу закона.
В то же время при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, его границы и размер земельного должны определяться в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (пункт 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса). Данная норма направлена на создание определенных гарантий прав и законных интересов, в том числе и землепользователей, за счет территории участков которых обеспечивается формирование участка для многоквартирного дома.
Как видно из материалов дела, при подготовке схемы расположения спорного участка на кадастровом плане территории учитывались сведения о площади земельного участка (7150 кв. м), указанной в акте от 05.02.2010 (т. 2, л.д. 93-104). В то же время земельный участок площадью 7150 кв. м передавался организации-застройщику для строительства 224-х квартирного дома, а не для его эксплуатации. В настоящий момент строительство данного объекта в полном объеме не завершено (т. 1, л.д. 127-135).
В нарушение норм части 5 статьи 200 Кодекса территориальное управление не представило доказательств, подтверждающих соблюдение норм земельного и градостроительного законодательства при утверждении схемы земельного участка, предназначенного для многоквартирного жилого дома.
При этом вопреки требованиям пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса не обеспечен учет интересов правообладателя исходного земельного участка (кадастровый номер 23:43:0205048:143), предназначенного для размещения образовательного учреждения, собственником имущества которого является министерство (т. 1, л. д. 16-58, 137-152).
С учетом установленных обстоятельств судебные инстанции пришли к верному выводу о наличии оснований для признания недействительным распоряжения территориального управления от 08.05.2015 в„– 318-р (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы о том, что расчетная площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома, больше фактически сформированного участка (7150 кв. м), следует отклонить, так как соответствующий спор в настоящий момент рассматривается Ленинским районным судом г. Краснодара (дело в„– 2-2473/2015).
Поскольку в рамках настоящего дела доказано нарушение норм Земельного кодекса при утверждении схемы расположения спорного земельного участка, аргумент подателя жалобы об отсутствии у учреждения заинтересованности в оспаривании распоряжения в связи с прекращением прав на участок следует отклонить.
Иные доводы жалобы суд кассационной инстанции не принимает, как не влияющие на итоговый результат рассмотрения спора (не способные его изменить). После надлежащего формирования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в силу закона перейдет бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 в„– 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Нормы материального права суды применили верно, представленные сторонами доказательства всесторонне исследовали и дали им надлежащую правовую оценку. Суд кассационной инстанции полномочиями по переоценке доказательств не наделен (статьи 286, 287 Кодекса). Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения от 20.02.2016 и апелляционного постановления от 18.04.2016 по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы относятся на Виткалова В.Ф. (статья 110 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2016 по делу в„– А32-35796/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.И.МЕЩЕРИН

Судьи
Я.Е.ВОЛКОВ
В.Е.ЕПИФАНОВ


------------------------------------------------------------------