Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.07.2016 N Ф08-4860/2016 по делу N А32-26889/2015
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 16.7 КоАП РФ за представление недействительных документов при совершении таможенных операций.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку при декларировании товара таможенным представителем в составе пакета документов на товар представлен сопроводительный документ, содержащий все необходимые сведения о маркировке ввозимой продукции.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2016 г. по делу в„– А32-26889/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Корк-Сервис" (ИНН 2308213809, ОГРН 1142308011064), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, при участии представителя заинтересованного лица - Новороссийской таможни (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264) - Вальца Д.Э. (доверенность от 31.03.2016), рассмотрев кассационную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2015 (судья Меньшикова О.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу в„– А32-26889/2015, установил следующее.
ООО "Корк-Сервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 06.07.2015 в„– 10317000-507/2015 о привлечении общества к административной ответственности по статье 16.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 100 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 22.12.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.04.2016 оспариваемое постановление таможни признано незаконным и отменено.
Судебные акты мотивированы тем, что при декларировании товара таможенным представителем в составе пакета документов на товар представлен сопроводительный документ от 15.03.2015, содержащий все необходимые сведения о маркировке ввозимой продукции. Совокупность представленной декларации о соответствии и этикеток, наклеенных на каждую упаковку с товаром, содержащих сведения о контракте, порядковом номере инвойса, изготовителе и марке товара "Agglo", свидетельствует о представлении обществом всех документов, подтверждающие соблюдение им запретов и ограничений.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась таможня с кассационной жалобой, в которой просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что на маркировке, имеющейся на упаковке товара, отсутствовала необходимая информация о товаре на русском языке, в связи с чем представленная в ходе таможенного оформления декларация о соответствии товара не может быть соотнесена с ввозимым товаром. Суды не дали оценку показаниям свидетеля Чурзина С.В. (специалиста по таможенным операциям ООО "Брокер-Сервис"), согласно которым вместе с документами, представленными для декларирования товара, был представлен товаросопроводительный документ, содержащий сведения о необходимой маркировке товара в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза. Однако по техническим причинам данный документ не был предоставлен таможне, хотя был прикреплен к описи документов. С момента регистрации декларация на товары становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. Объективная сторона правонарушения, вмененного обществу, выражается в предоставлении таможенному представителю документов, необходимых для таможенного оформления товара, повлекших за собой сообщение недостоверных сведений. Последующее представление документов после регистрации декларации на товары до составления протокола об административном правонарушении не может рассматриваться в качестве основания освобождения от административной ответственности, а согласно пункту 2 части 1 статьи 4.2 Кодекса может быть принято во внимание в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность правонарушителя.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя таможни, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 10.04.2014 между компанией "Sa Rosas", Португалия (продавец), и обществом (покупатель) заключен контракт в„– 1009-2014 купли-продажи корковых пробок в количестве, по ценам и условиям поставки, согласованным по предварительным заявкам и фиксированным в инвойсах.
Во исполнение указанного контракта 09.04.2015 в порт Новороссийск прибыл т/ х "EMS TRADER", в контейнере в„– MRKU4855970 которого находился товар для общества.
Специалистом по таможенному оформлению ООО "Брокер-Сервис" (далее - таможенный представитель) на основании заключенного с обществом договора от 31.03.2015 в„– 15-13 на оказание услуг таможенного представителя по декларированию товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, 10.04.2015 в отдел таможенного оформления и таможенного контроля (далее - ОТО и ТК) Новороссийского западного таможенного поста Новороссийской таможни подана электронная декларация на товары (далее - ДТ) в„– 10317090/100415/0004825, в которой заявлены следующие сведения о товаре: пробка агломерированная натуральная со связующим веществом, цилиндрической формы, используется для укупорки тихих вин, производится из гранул коры пробкового дуба. Изготовитель: Sa Rosas. Товарный знак отсутствует. Марка "Agglo", в количестве 530 мешков (грузовых мест), весом нетто 11 760 кг.
Поскольку товар, задекларированный по ДТ в„– 10317090/100415/0004825, включен в Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (далее - ТР ТС 005/2011), общество в подтверждение соблюдения запретов и ограничений предоставило таможенному представителю для последующего предъявления в ОТО и ТК Новороссийской таможни декларацию о соответствии от 09.10.2014 ТС в„– RU Д-РТ.АИ14.В.07714, согласно которой продукция - "корковая пробка, AGLO, MICRO, CHAMPAGNE, 1+1, производитель SA ROSAS, Португалия, 4536906, PACOS, DE BRANDAO, RUA DA SOBREIRA 66" соответствует требованиям ТР ТС 005/2011.
Декларация о соответствии от 09.10.2014 ТС в„– RU Д-РТ.АИ14.В.07714 принята на основании протокола испытаний от 08.10.2014 в„– 2194-44-10/Р, выданного испытательной лабораторией.
При идентификации товара в„– 1 по ДТ в„– 10317090/100415/0004825 с декларацией о соответствии от 09.10.2014 ТС в„– RU Д-РТ.АИ14.В.07714 путем сопоставления сведений, в том числе, отраженных в АТД в„– 10317110/130415/000965, таможенным органом установлена невозможность идентификации товара с указанным разрешительным документом, поскольку на упаковке товара отсутствовала необходимая информация на русском языке.
Согласно заключению отделения торговых ограничений и экспортного контроля (далее - ОТО и ЭК) таможни от 14.04.2015 в„– 26-27/0412 запреты и ограничения по товару в„– 1, оформленному по ДТ в„– 10317090/100415/0004825, с представлением недействительной (не относящейся к данному товару) декларации о соответствии от 09.10.2014 ТС в„– RU Д-РТ.АИ14.В.07714 не соблюдены. Идентифицировать товар, указанный в декларации о соответствии, с товаром, задекларированным по ДТ в„– 10317090/100415/0004825, не представляется возможным.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении, составления протокола от 22.06.2015 в„– 10317000-507/2015 и принятия постановления от 06.07.2015 в„– 10317000-507/2015 о привлечении общества к административной ответственности по статье 16.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 100 тыс. рублей штрафа без конфискации предметов административного правонарушения.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление таможни в арбитражный суд.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам суды приняли законные и обоснованные судебные акты, которые отвечают требованиям статей 15, 71, 170 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не подлежат отмене или изменению.
Статьей 16.7 Кодекса установлена административная ответственность за представление декларантом или иным лицом таможенному представителю либо иному лицу документов для представления их в таможенный орган при совершении таможенных операций, повлекшее за собой заявление таможенному органу таможенным представителем либо иным лицом недостоверных сведений о товарах и (или) несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 Кодекса для целей применения данной главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Объектом правонарушения по статье 16.7 Кодекса являются общественные отношения, связанные с производством таможенного оформления товаров. Объективную сторону указанного административного правонарушения образует представление декларантом таможенному брокеру при декларировании товаров недействительных документов, если такие документы послужили основанием для сообщения таможенному органу недостаточных сведений о товаре.
Субъектом административного правонарушения является декларант либо иное лицо, предоставившее таможенному представителю документы для представления их в таможенный орган.
Согласно статье 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат декларированию таможенному органу Российской Федерации. Декларирование производится путем заявления по установленной форме точных сведений о товарах, об их таможенной процедуре и других сведений необходимых для таможенных целей.
В силу требований статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза в декларации на товары, указываются достоверные сведения о товарах: наименование, описание, а также сведения о соблюдении ограничений, сведения о производителе товаров, сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 Кодекса.
Согласно статье 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. К таким документам, в том числе, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения (часть 1 статьи 152 Кодекса).
В соответствии с подпунктом 8 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Суды установили, что общество привлечено к административной ответственности за предоставление таможенному представителю декларации о соответствии, которая, по мнению таможенного органа, не относится к фактически ввезенному товару, что повлекло за собой несоблюдение установленных законом запретов и ограничений, поскольку ввезенный товар включен в перечень продукции, на которую необходимо предоставление документа о соответствии требованиям ТР ТС 005/2011.
Рассматривая требования общества, суды исходили из следующего.
В соответствии со статьей 6 ТР ТС 005/2011 маркировка должна содержать информацию, необходимую для идентификации материала, из которого изготавливается упаковка (укупорочные средства), а также информацию о возможности его утилизации и информирования потребителей.
Маркировка должна содержать цифровое обозначение и (или) буквенное обозначение (аббревиатуру) материала, из которого изготавливается упаковка (укупорочные средства), в соответствии с Приложением 3, и содержать пиктограммы и символы в соответствии с Приложением 4: рисунок 1 - упаковка (укупорочные средства), предназначенные для контакта с пищевой продукцией; рисунок 2 - упаковка (укупорочные средства) для парфюмерно-косметической продукции; рисунок 3 - упаковка (укупорочные средства), не предназначенные для контакта с пищевой продукцией; рисунок 4 - возможность утилизации использованной упаковки (укупорочных средств) - петля Мебиуса.
Информация об упаковке (укупорочных средствах), должна быть приведена в сопроводительных документах и содержать:
- наименование упаковки (укупорочных средств);
- информацию о назначении упаковки (укупорочных средств);
- условия хранения, транспортирования, возможность утилизации;
- способ обработки (для многооборотной упаковки);
- наименование и местонахождение изготовителя (производителя), информацию для связи с ним;
- наименование и местонахождение уполномоченного изготовителем лица, импортера, информацию для связи с ним (при их наличии);
- дату изготовления (месяц, год);
- срок хранения (если установлен изготовителем (производителем)).
Информация должна быть изложена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза.
Суды учли письменные пояснения представителя общества (т. 3, л.д. 41-42). В рамках брокерского договора от 31.03.2015 в„– 15-13 декларирование спорной партии товара поручено представителю ООО "Брокер-сервис" Чурзину С.В., которому в указанных целях предоставлены необходимые для таможенного декларирования товара документы, в том числе сопроводительный документ от 15.03.2015.
Указанный сопроводительный документ от 15.03.2015 (т. 3, л.д. 114) содержит все необходимые сведения о маркировке продукции, предусмотренные статьей 6 технического регламента ТР ТС 005/2011.
Аналогичные сведения содержатся в объяснениях таможенного представителя Чурзина С.В., на которые ссылается таможенный орган. Из содержания указанных объяснений следует, что вместе с документами, представленными для декларирования товара, декларантом был представлен товаросопроводительный документ, содержащий сведения о необходимой маркировке товара в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза. Однако по техническим причинам данный документ, вероятно, не был доставлен в таможенный орган, хотя был прикреплен к описи документов.
Приняв во внимание, что в составе пакета документов, предназначенных для передачи таможенному органу в целях декларирования товара, обществом передан таможенному представителю сопроводительный документ от 15.03.2015, содержащий всю необходимую информацию о маркировке продукции в соответствии с требованиями технического регламента ТР ТС 005/2011, суды сделали правильный вывод о недоказанности таможней наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Вышеназванный сопроводительный документ в совокупности с представленной декларацией о соответствии ввезенного товара, а также иными представленными в ходе таможенного оформления товаросопроводительными документами подтверждают, что обществом предприняты все необходимые действия для соблюдения запретов и ограничений, установленных действующим таможенным законодательством.
Этикетка, имеющаяся на каждой упаковке товара, содержала сведения о контракте, порядковом номере инвойса, изготовителе и марке товара "Agglo".
При этом доказательства, указывающие на невозможность идентификации ввезенного товара путем соотнесения с декларацией о соответствии, посредством сопоставления указанных в них сведений, и сведений, содержащихся на упаковке товара, в материалы дела не представлены.
Ссылка таможни на отсутствие в маркировке, имеющейся на упаковке товара, информации на русском языке, обоснованно не принята судебной коллегией, поскольку данное обстоятельство не доказывает наличие в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 16.7 Кодекса, а может свидетельствовать о несоответствии маркировки требованиям технического регламента.
Доводы кассационной жалобы таможни не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, всесторонне, полно и объективно исследованных судами первой и апелляционной инстанций, и в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 по делу в„– А32-26889/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.А.ТРИФОНОВА

Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
Л.А.ЧЕРНЫХ


------------------------------------------------------------------