По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.07.2016 N Ф08-4475/2016 по делу N А53-22676/2015
Требование: О взыскании убытков, возникших в результате неполного возмещения расходов на перевозку льготных категорий граждан.
Обстоятельства: При расчете убытков общество исходило из количества перевезенных льготников федерального регистра и тарифа на перевозку, действовавшего в соответствующие периоды.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку обществом не доказано причинение убытков и их размер.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2016 г. по делу в„– А53-22676/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Айбатулина К.К. и Леоновой О.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Янтарь 1" (ИНН 6165077729, ОГРН 10260717298) - Балясова А.С. (доверенность от 24.02.2016), в отсутствие ответчика - Министерства финансов Ростовской области (ИНН 6163030330, ОГРН 1026103468134) и третьих лиц: Министерства труда и социального развития Ростовской области, Департамента социальной защиты населения города Ростова-на-Дону, Администрации города Ростова-на-Дону, Департамента транспорта города Ростова-на-Дону, Муниципального бюджетного учреждения "Центр интеллектуальной транспортной системы", Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области, Региональной службы по тарифам Ростовской области, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Янтарь 1" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.02.2016 (судья Демина Я.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 (судьи Мисник Н.Н., Галов В.В., Ильина М.В.) по делу в„– А53-22676/2015, установил следующее.
ООО "Янтарь 1" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Ростовской области (далее - министерство) о взыскании 93 413 976 рублей 12 копеек убытков, возникших в результате неполного возмещения расходов на перевозку льготных категорий граждан федерального регистра в 2013 и 2014 году.Решением от 01.02.2016, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 24.03.2016, в иске отказано. При принятии судебных актов суды исходили из недоказанности обществом причинения убытков и их размера и руководствовались правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 06.05.2015 в„– 305-ЭС14-6996, от 26.05.2015 в„– А305-ЭС14-7952, от 16.06.2015 в„– 305-ЭС14-7966.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, иск удовлетворить. По мнению заявителя, суды необоснованно отказали в истребовании заключений натурных обследований пассажиропотока в виде таблиц и иных материалов, составленных по всем этапам исследования. Полагает, что оно имеет право на компенсацию выпадающих доходов, исчисленных им расчетным методом с использованием данных, полученных Департаментом транспорта города Ростова-на-Дону в результате натурных обследований пассажиропотока, в подтверждение ссылается на судебную практику (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.06.2009 в„– 2992/09, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2011 в„– 9621/10, постановление Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.11.2012 по делу в„– А53-29414/2011).
При подаче кассационной жалобы общество заявило ходатайство об истребовании судом кассационной инстанции дополнительных доказательств - заключений (сводных отчетов с приложением иллюстрационного материала) натурных обследований пассажиропотока в виде таблиц и иных материалов, составленных по всем этапам исследований, проведенных в сентябре - декабре 2012 года, марте - июне 2013 года, сентябре - декабре 2013 и марте - июне 2014 года. Ходатайство рассмотрено судом округа и отклонено как направленное на получение доказательств и их последующую оценку в целях установления обстоятельств по делу, что, в силу положений статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. В суд округа также поступили отзывы на кассационную жалобу от Министерства труда и социального развития Ростовской области, Региональной службы по тарифам Ростовской области, которые считают требования общества необоснованными, просили рассмотреть жалобу в отсутствие их представителей.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзывов, выслушав названного представителя, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, муниципальное учреждение "Департамент транспорта" (заказчик) и общество (исполнитель) заключили договоры от 23.08.2005 в„– 9-1, 9-5, 9-6, 9-7 и договор от 27.04.2010 в„– 9-7. По утверждению общества, в 2013 и 2014 году на основании данных договоров общество оказывало услуги по перевозке пассажиров, в том числе льготных категорий граждан, включенных в федеральный регистр, и понесло 93 413 976 рублей 12 копеек убытков в виде неполученных доходов от неполной оплаты за предоставленный проезд.
Расчет выпадающих доходов за предоставленный проезд федеральным льготникам в 2013 и 2014 году общество произвело исходя из числа реализованных единых социальных проездных билетов, тарифа на перевозку, количества поездок по данным обследования пассажиропотока для соответствующего периода. Для определения количества перевезенных пассажиров общество использовало методику определения количества перевезенных пассажиров на основании писем муниципального учреждения "Департамент транспорта" и по результатам обследования пассажиропотоков.
При расчете убытков общество исходило из количества перевезенных льготников федерального регистра и тарифа на перевозку, действовавшего в соответствующие периоды 2013, 2014 года.
Общество не оспаривает получения им компенсации, исчисленной в соответствии с положением о порядке финансирования и возмещения расходов на предоставление льготного проезда пригородным железнодорожным и водным транспортом, автомобильным транспортом пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности (далее - положение о возмещении расходов), утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 в„– 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления" (далее - постановление в„– 232). Полагает, что указанная компенсация не несет соразмерного характера его затратам на перевозку льготных категорий пассажиров федерального регистра в спорные периоды.
Указанные обстоятельства послужили для общества основанием обращения в арбитражный суд с иском.
Отказывая в иске, суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Постановлением в„– 232, действовавшим в спорный период на территории Ростовской области, регламентирован порядок компенсации расходов транспортной организации в связи с перевозкой граждан льготных категорий.
В соответствии с пунктом 6.1.3 положения о возмещении расходов льготный проезд осуществляется по единому проездному талону, выдача которого производится органами социальной защиты населения муниципальных образований области бесплатно и без ограничения срока действия.
Финансирование расходов за проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов осуществляется органами социальной защиты населения муниципальных образований или финансовыми органами муниципальных образований ежемесячно согласно заключенным органами социальной защиты населения муниципальных образований договорам с транспортными предприятиями и отчетам на 1 число месяца, в котором осуществляется финансирование, в размере 265 рублей в месяц по количеству фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших единые проездные талоны, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных единых проездных талонов.
Согласно положению о возмещении расходов проезд в наземном городском и пригородном общественном транспорте льготных категорий пассажиров, включенных в федеральный и региональный регистры, осуществляется на основании единого социального проездного билета (ЕСПБ), приобретаемого гражданами по льготным ценам. При этом определена и полная стоимость проезда одного пассажира по ЕСПБ.
Согласно данной методике часть полной стоимости проезда оплачивалась льготными пассажирами при приобретении ими проездных билетов и перечислялась перевозчикам (транспортным предприятиям), заключившим договоры с территориальными отделами социальной защиты населения Ростовской области.
Оставшаяся часть выплачивалась перевозчикам, в том числе обществу, из бюджета субъекта Российской Федерации в виде компенсации выпадающих доходов, которая определялась по каждому муниципальному образованию из расчета размера компенсации за каждый билет, умноженного на общее количество проездных билетов, выданных в муниципальном образовании, и распределялась между перевозчиками на основании показателей фактической транспортной работы. Размер компенсации по каждому льготнику определялся как разность между полной стоимостью проезда и стоимостью ЕСПБ, оплаченной пассажиром.
По информации Министерства труда и социального развития Ростовской области, стоимость социального проездного билета с 01.01.2012 составляла 265 рублей. По мнению общества, указанная в постановлении в„– 232 полная стоимость ЕСПБ занижена по сравнению с действительными месячными расходами транспортных предприятий на перевозку льготных категорий граждан.
Суд апелляционной инстанции, повторно проверяя правильность решения по доводам жалобы общества, верно указал, что постановление в„– 232 подлежало применению при рассмотрении спора, поскольку является действующим нормативным правовым актом, установившим порядок компенсации, методику расчета и исходные данные, необходимые для расчета размера выпадающих доходов перевозчиков. Предъявляя требование о возмещения убытков (выпадающих расходов), связанных с предоставлением льгот по провозной плате, обществу надлежало подтвердить, в том числе размер затрат, фактически понесенных им на перевозку льготных пассажиров исходя из их количества. Достоверных сведений о фактическом количестве перевезенных им льготных пассажиров в рассматриваемом периоде общество не представило. Собранные Департаментом транспорта города Ростова-на-Дону данные обследования пассажиропотока не относятся исключительно к деятельности общества, являются результатом обобщенного учета и могут служить только целям определения условий последующего предоставления транспортных услуг при формировании стоимости проездных билетов. Данные Росстата о среднестатистическом количестве поездок не являются данными о количестве перевезенных пассажиров обществом.
Довод общества о необоснованном отказе в истребовании заключений натурных обследований пассажиропотока в виде таблиц и иных материалов, составленных по всем этапам исследования, оценен судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонен. Названные документы не могли повлиять на факт установления количества лиц, обладающих федеральными льготами, перевезенных им в спорный период.
Ссылки общества в подтверждение правовой позиции по делу на судебную практику федеральных арбитражных судов, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации надлежит отклонить в связи с изменением правовой позиции высшего суда по вопросу компенсации выпадающих доходов перевозчиков за перевозку льготных категорий пассажиров федерального регистра.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлены. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.02.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 по делу в„– А53-22676/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ЧЕСНЯК
Судьи
К.К.АЙБАТУЛИН
О.В.ЛЕОНОВА
------------------------------------------------------------------