По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.06.2016 N Ф08-2946/2016 по делу N А63-3927/2014
Требование: О признании недействительными решений и предписаний антимонопольного органа.
Обстоятельства: Оспариваемыми актами указано на нарушение администрацией ст. 15 ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и ФЗ "О защите конкуренции" за незаконный отказ в заключении договора аренды, создании дискриминационных условий.
Решение: Требование удовлетворено в части нарушения ст. 15 ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", поскольку администрация необоснованно привлечена к ответственности. В части нарушения ФЗ "О защите конкуренции" дело передано на новое рассмотрение, так как требование не рассмотрено судом первой инстанции.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ставропольского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2016 г. по делу в„– А63-3927/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Андреевой Е.В. и Илюшникова С.М., в отсутствие в судебном заседании заявителя администрации г. Ставрополя (ИНН 2636019748, ОГРН 1022601931901), заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (ИНН 2634003887, ОГРН 1022601989508), третьих лиц: Комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя, индивидуального предпринимателя Оганезова Е.Г., Ставропольской городской Думы, Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Оганезова Е.Г. на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.08.2015 (судья Быкодорова Л.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу в„– А63-3927/2014, установил следующее.
Администрация г. Ставрополя (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании недействительными решения от 21.01.2014 в„– 5 и предписания от 21.01.2014 в„– 1. Делу присвоен в„– А63-3927/2014.
Администрация также обратилась с заявлением о признании недействительными решения управления от 21.01.2014 в„– 65 и предписания от 21.01.2014 в„– 5. Делу присвоен в„– А63-5070/2014.
Определением от 18.06.2014 заявления объединены в одно производство, делу присвоен в„– А63-3927/2014.
Решением суда от 20.08.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.02.2016, признаны недействительными решение от 21.01.2014 в„– 5 и предписание от 21.01.2014 в„– 1 о нарушении части 6 статьи 10, подпункта "д" части 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 381-ФЗ).
В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель Оганезов Е.Г. (далее - предприниматель) просит отменить судебные акты, поскольку суды не выяснили все обстоятельства дела; выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
Отзывы не поступили.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить в части по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление приняло решение от 21.01.2014 в„– 5, в котором указало на нарушение органами местного самоуправления Закона в„– 381-ФЗ. Нарушения выразились в незаконном отказе предпринимателю в заключении договора аренды земельного участка под нестационарный торговый объект и создании дискриминационных условий по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по реализации печатных изданий; создании дискриминационных условий по отбору хозяйствующих субъектов для организации торговой деятельности в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов. Управление выдало предписание от 21.01.2014 в„– 1 о недопущении нарушений Закона в„– 381-ФЗ, а именно указало на необходимость разработать и утвердить либо внести соответствующие изменения в действующий нормативно-правовой акт, устанавливающий и регламентирующий единый подход к выбору хозяйствующих субъектов для организации нестационарной торговой деятельности в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Управление приняло решение от 21.01.2014 в„– 65, в котором указало на нарушение органами местного самоуправления статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Нарушения выразились в незаконном отказе предпринимателю в заключении договора аренды земельного участка, создании предпринимателю дискриминационных условий; создании дискриминационных условий по отбору хозяйствующих субъектов для организации торговой деятельности в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов. Управление выдало предписание от 21.01.2014 в„– 5 о недопущении органами местного самоуправления нарушений статьи 15 Закона о конкуренции, необходимости разработать и утвердить либо внести соответствующие изменения в действующий нормативно-правовой акт, устанавливающий и регламентирующий единый подход к выбору хозяйствующих субъектов для организации нестационарной торговой деятельности в местах, определенных схемой размещения нестационарных объектов.
В силу части 1 статьи 10 Закона в„– 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Согласно части 3 названной статьи схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (часть 5 статьи 10). Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6 статьи 10).
В соответствии со статьей 15 Закона в„– 381-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается: принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры (пункт "д" части 4 статьи 15).
Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя утверждена решением Думы от 27.02.2013 в„– 333 (далее - Схема). Проект решения Думы об утверждении Схемы направлялся в управление на рассмотрение, по итогам которого антимонопольный орган выдал заключение от 11.01.2013 в„– 03/112 о том, что деление схемы на разделы, включающие адреса для размещения киосков и павильонов, используемых круглогодично, и адреса для размещения нестационарных торговых объектов сезонного ассортимента товаров, является обоснованным ввиду специфики данных видов торговли и реализации сезонных товаров в ограниченный период времени.
Постановлением администрации г. Ставрополя от 30.04.2013 в„– 1322 утверждено Положение о проведении конкурсного отбора на право размещения нестационарных торговых объектов по продаже сезонного ассортимента товаров на территории города Ставрополя в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя. По результатам конкурсного отбора заключается договор на размещение нестационарного торгового объекта по продаже сезонного ассортимента товаров на территории города Ставрополя.
Постановлением администрации г. Ставрополя от 12.04.2013 в„– 1060 утвержден Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования города Ставрополя, разработанный в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, решением Думы от 27.10.2010 в„– 97 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Ставрополя", решением Думы от 30.05.2012 в„– 220 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя" в целях обеспечения принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Ставрополя, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством. Земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам - в аренду; юридическим лицам, указанным в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в постоянное (бессрочное) пользование. Физические и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, обращаются с заявлением в муниципальное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Ставрополе" или в комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством". Администрация города Ставрополя обеспечивает подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются для целей, не связанных со строительством, физическим и юридическим лицам на определенном праве, и заблаговременную публикацию такой информации в газете "Вечерний Ставрополь".
Управление пришло к выводу, что наличие различных подходов к определению субъектов, осуществляющих торговлю в нестационарных торговых объектах, создает дискриминационные условия для них. Однако управление не приняло во внимание специфику торговли сезонной продукцией, срок реализации которой меньше, чем срок для подготовки правоустанавливающих документов для проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка; у субъектов, осуществляющих торговлю сезонной продукцией, отсутствует необходимость в использовании нестационарного торгового объекта круглогодично и нести соответствующие затраты. Таким образом, выводы управления о создании органами местного самоуправления дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов, осуществляющих нестационарную торговлю, не обоснованы и кроме того противоречат выводам, указанным в заключении управления от 11.01.2013 в„– 03/112.
Выводы управления о нарушении Закона в„– 381-ФЗ, выразившемся в незаконном отказе предпринимателю в заключении договора аренды земельного участка под нестационарным торговым объектом и создании дискриминационных условий по сравнению с иными субъектами, осуществляющими реализацию периодических печатных изданий, являются необоснованными исходя из следующих обстоятельств.
Управление указало, что участок по ул. Ленина, 243 в квартале 75 неправомерно не включен в Схему; отказ в продлении договора, а также тот факт, что участок не выставлен на конкурсный отбор, свидетельствуют о создании дискриминационных условий.
Земельные участки под торговыми объектами (по ул. Ленина в квартале 75 и по ул. К. Маркса в квартале 62) предоставлены предпринимателю на основании постановлений главы города Ставрополя от 16.04.2010 в„– 805 и от 26.04.2010 в„– 915. 6 сентября 2010 года предприниматель обратился с заявлением о регистрации договоров аренды земельных участков от 04.06.2010 в„– 8211 и от 22.07.2010 в„– 8331, заключенных на срок до 15.04.2012 и 26.04.2012 соответственно; в регистрации сделок отказано по мотиву отсутствия заблаговременной публикации о возможном предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, чем нарушены требования статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, заключенный на срок один год и более, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента его регистрации. Незаключенный договор не порождает каких-либо гражданских прав и обязанностей, в том числе и преимущественного права арендатора на заключение договора аренды на новый срок. Сведения о том, что предприниматель до 2014 года предпринимал меры к оформлению права аренды в установленном порядке, в материалах дела отсутствуют. Факт использования без правоустанавливающих документов участка, не включенного впоследствии в Схему, не свидетельствует об ухудшении положения предпринимателя и нарушении статьи 10 Закона в„– 381-ФЗ.
Согласно пункту 2.5 Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования города Ставрополя (в редакции, действовавшей на дату обращения предпринимателя) земельные участки предоставляются для целей, не связанных со строительством, с учетом разрешенного использования земельных участков на торгах (конкурсах, аукционах). Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 11.03.2015 по делу в„– А63-7975/2014 предпринимателю отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов на земельный участок в аренду, расположенный по улице Ленина в районе жилого дома 243 в квартале 75 г. Ставрополя, под торговый киоск (без права капитального строительства), и на земельный участок в аренду, расположенный по проспекту К. Маркса в районе здания 46 в квартале 62 г. Ставрополя, под торговый киоск (без права капитального строительства), на том основании, что правовых и фактических оснований для признания незаконным решения администрации об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков для целей, не связанных со строительством, в аренду на новый срок без проведения торгов, и для возложения на администрацию обязанности предоставить предпринимателю спорные участки в аренду, не имеется.
Принимая во внимание, что управление необоснованно признало органы местного самоуправления нарушившими Закон в„– 381-ФЗ, основания для выдачи предписания у него отсутствовали. Кроме того, предписание управления от 21.01.2014 в„– 1 не содержит конкретной информации о том, кем и какой нормативно-правовой акт должен быть разработан в целях исполнения предписания.
Основания для отмены судебных актов в части удовлетворения заявления и признания недействительными решения от 21.01.2014 в„– 5 и предписания от 21.01.2014 в„– 1 о нарушении части 6 статьи 10, подпункта "д" части 4 статьи 15 Закона в„– 381-ФЗ отсутствуют.
В то же время суды не приняли во внимание, что администрация также направила в суд заявление о признании недействительными решения управления от 21.01.2014 в„– 65 и предписания от 21.01.2014 в„– 5, которыми органы местного самоуправления города Ставрополя признаны нарушившими статью 15 Закона о защите конкуренции. Делу присвоен в„– А63-5070/2014. Определением от 18.06.2014 это заявление объединено в одно производство с заявлением администрации о признании недействительными решения от 21.01.2014 в„– 5 и предписания от 21.01.2014 в„– 1, которыми органы местного самоуправления признаны нарушившими Закон в„– 381-ФЗ. Объединенному делу присвоен в„– А63-3927/2014. Сведения о том, что администрация отказалась от требования о признании недействительными решения управления от 21.01.2014 в„– 65 и предписания от 21.01.2014 в„– 5 и суд принял такой отказ, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, указанное требование администрации не рассмотрено судом первой инстанции, исследование и оценка соответствующих доказательств по этому требованию не проводилась. В резолютивной части решения также не указан результат рассмотрения данного требования. Нарушение судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не устранено.
При указанных обстоятельствах судебные акты в части требования администрации о признании недействительными решения управления от 21.01.2014 в„– 65 и предписания от 21.01.2014 в„– 5, не рассмотренного судами, надлежит отменить, как принятые с нарушением норм процессуального права, которое привело к принятию неправильных судебных актов по существу спора (часть 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Дело надлежит направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции для рассмотрения названного требования администрации в связи с отсутствием у суда кассационной инстанции полномочий по исследованию доказательств и установлению обстоятельств в силу части 2 статьи 287 Кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.08.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016 по делу в„– А63-3927/2014 отменить в части требования администрации города Ставрополя к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю о признании недействительным решения от 21.01.2014 в„– 65 и предписания от 21.01.2014 в„– 5, не рассмотренного судами, дело в этой части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
В остальной части решение от 20.08.2015 и постановление от 01.02.2016 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.Г.КАЛАШНИКОВА
Судьи
Е.В.АНДРЕЕВА
С.М.ИЛЮШНИКОВ
------------------------------------------------------------------