По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.06.2016 N Ф08-3239/2016 по делу N А32-30479/2014
Требование: Об обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок.
Обстоятельства: По мнению общества, спорный участок образован на основании признанного недействительным ненормативного правового акта администрации.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку, требуя снять с кадастрового учета участок, общество добивается применения последствий недействительности постановления администрации об утверждении схемы расположения указанного участка. Наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке препятствует обществу в реализации исключительного права собственника объекта недвижимости на приобретение участка, необходимого для его эксплуатации.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2016 г. по делу в„– А32-30479/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Гостиничный комплекс "Жемчужина" (ИНН 2319008329, ОГРН 1022302832078) - Юсуповой О.В. (доверенность от 26.11.2015), в отсутствие ответчиков: администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), общества с ограниченной ответственностью "Савва" (ИНН 2319002983, ОГРН 1022302830318), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2015 (судья Назыков А.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2016 (судьи Фахретдинов Т.Р., Галов В.В., Ильина М.В.) по делу в„– А32-30479/2014, установил следующее.
ОАО "Гостиничный комплекс "Жемчужина" (далее - гостиничный комплекс) обратилось в арбитражный суд к администрации города Сочи (далее - администрация), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата), ООО "Савва" (далее - общество) с исковым заявлением о возложении на кадастровую палату обязанности снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:49:0302009:1037 (т. 2, л.д. 164, 165, 269, 270).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2015, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2016, требования гостиничного комплекса удовлетворены. На кадастровую палату возложена обязанность аннулировать (снять с государственного кадастрового учета) земельный участок площадью 2641 кв. м (кадастровый номер 23:49:0302009:1037), расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Черноморская, д. 3/1. Судебные инстанции установили, что постановка спорного земельного участка (кадастровый номер 23:49:0302009:1037) на государственный кадастровый учет осуществлена на основании постановления администрации от 12.03.2014 в„– 373, признанного недействительным вступившими в законную силу судебными актами по делу в„– А32-25512/2014. Гостиничный комплекс, требуя снять с кадастрового учета указанный земельный участок, добивается применения последствий недействительности постановления администрации об утверждении схемы расположения указанного земельного участка в виде аннулирования сведений о нем из государственного кадастра недвижимости. Территория спорного земельного участка находится в фактическом владении гостиничного комплекса как собственника эстакады, под которой сформирован данный земельный участок. Поскольку постановление администрации об утверждении схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории признано недействительным, как нарушающее законные интересы собственника гостиничного комплекса, а также нормы земельного законодательства, устанавливающие гарантии землепользователей при образовании земельных участков, суды пришли к выводу о том, что сохранение в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 23:49:0302009:1037 является неправомерным.
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований гостиничного комплекса. Вступившими в законную силу судебными актами по делам в„– А32-10415/2002, А32-2817/2004, А32-19727/2010 установлено, что здание ресторана "1.3.7" и эстакада являются отдельными строениями, не связанными между собой. У истца отсутствует право аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0302009:6 (дело в„– А32-19727/2010). Гостиничный комплекс не оспорил действия кадастрового органа по постановке на учет спорного земельного участка и бездействие администрации, выразившееся в уклонении от рассмотрения заявления о снятии данного земельного участка с кадастрового учета. Гостиничный комплекс не является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 23:39:0302009:6, поэтому не вправе требовать исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 23:49:0302009:1037. Судебные инстанции не учли, что действующее законодательство не предусматривает возможности восстановления в государственном земельном кадастре сведений о земельном участке без оспаривания соответствующих действий государственных органов. Формирование спорного земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащих обществу объектов недвижимости, не нарушает права гостиничного комплекса, законные интересы которого могут быть обеспечены установлением сервитута.
В отзыве на кассационную жалобу гостиничный комплекс указал на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель истца просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя гостиничного комплекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, гостиничный комплекс является собственником нежилого здания ресторана с подъездной эстакадой площадью 21 830 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. Черноморская, 3 (свидетельство о государственной регистрации права от 22.02.2012 серии 23-АК в„– 501521; т. 1, л.д. 15).
Данный объект расположен на земельном участке площадью 69 916 кв. м (кадастровый номер 23:49:0302009:6), предназначенном для эксплуатации зданий и сооружений гостиничного комплекса "Жемчужина" (т. 1, л.д. 10).
Общество является собственником здания ресторана "1.3.7" площадью 319 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. Черноморская, 3/1.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2015 по делу в„– А32-25512/2014 признано недействительным постановление администрации от 12.03.2014 в„– 373 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, занятого зданием ресторана "1.3.7" по ул. Черноморская, д. 3/1 в Хостинском районе города Сочи", как противоречащее статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Указанным решением установлено, что гостиничному комплексу на праве собственности принадлежит здание ресторана с подъездной эстакадой общей площадью 21 830, 3 кв. м, расположенное по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. Черноморская, 3. Принадлежащая гостиничному комплексу эстакада представляет собой плоскую арочную конструкцию с опорой на поверхность земли двумя своими концами и служит для подхода людей и подъезда транспортных средств ко входу в ресторан истца, который расположен на определенной высоте от поверхности земли. Эстакада изготовлена из железобетонных конструкций. Обществу для использования под ресторан необходим земельный участок площадью 2641 кв. м, а гостиничному комплексу иной, большей площадью и другой конфигурации, для использования под эстакаду и ресторан как имущественный комплекс. При этом гостиничному комплексу земельный участок необходим, в том числе, и в части участка, сформированного оспариваемым постановлением для общества.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу в„– А32-19727/2010 установлено, что помещения ресторана "1.3.7." являются встроенными помещениями в пространстве под эстакадой к ресторану гостиницы "Жемчужина". Железобетонные опоры эстакады (в виде стоек и поперечных балок), а также продольные балки эстакады являются системой перекрытия ресторана, а покрытие эстакады является кровлей помещений ресторана. В соответствии с заключением от 03.02.2005 в„– 5051/16.1 в помещениях ресторана расположены три опоры, выполненные в виде Т-образных элементов, сечение опор в плане 120 x 200 см (без отделки). Высота опор над уровнем пола в помещениях составляет 2,8-3,1 м. Указанные опоры и опирающиеся на них продольные железобетонные балки сечением 40 x 80 см (Н) и 40 x 40 (Н) являются несущими конструктивными элементами подъездной эстакады.
Таким образом, судебными актами по делам в„– А32-25512/2014, А32-19727/2010 установлено, что эстакада является недвижимым имуществом, здание ресторана общества является встроенным помещением и полностью располагается под эстакадой. Под эстакадой также расположены склады, которые имеют общую стену с задней стеной ресторана общества.
Постановлением главы города Сочи от 12.03.2014 в„– 373 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2641 кв. м в границах кадастрового квартала 23:49:0302009, занятого зданием ресторана "1.3.7." по улице Черноморской, д. 3/1, в Хостинском районе г. Сочи, в том числе в границах объекта Программы олимпийского строительства - "Канализационный коллектор от гостиницы "Жемчужина" до канализационно-насосной станции в районе Морского вокзала" (проектные и изыскательские работы, реконструкция) - 308 кв. м, в границах объекта Программы олимпийского строительства - "Канализационный коллектор от стадиона до гостиницы "Жемчужина" (проектные и изыскательские работы, реконструкция, строительство)" - 24 кв. м, в границах планируемого сервитута для обслуживания эстакады - 359 кв. м в зоне особой архитектурно-планировочной организации территории, в зоне рекреационно-оздоровительного назначения (санаторий "Черноморье"), в водоохранной зоне Черного моря, в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе реки Верещагинка, в территориальной зоне - "РК", категория земель - земли населенных пунктов. Доступ к формируемому земельному участку осуществляется в установленном порядке посредством части земельного участка с кадастровым номером 23:49:0302009:6/7 (пункт 1 постановления в„– 373, пункт 1 постановления администрации г. Сочи от 24.06.2014 в„– 1174). Установлен вид разрешенного использования земельного участка - "ресторан" (пункт 2 постановления). Обществу предписано обеспечить выполнение кадастровых работ по земельному участку, обратиться в кадастровую палату с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет (пункты 3.1., 3.2. постановления).
На основании данного постановления временные сведения о земельном участке площадью 2641 кв. м, расположенном по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. Черноморская, д. 3/1 (кадастровый номер 23:49:0302009:1037), внесены в государственный кадастр недвижимости (т. 1, л.д. 9).
Вступившими в законную силу судебными актами по делу в„– А32-25512/2014 установлено, что объекты недвижимости гостиничного комплекса и общества находятся на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0302009:6. Постановление администрации от 12.03.2014 в„– 373 нарушает правила статей 11.2, 36 Земельного кодекса, поскольку при его принятии не были учтены интересы другого собственника объектов недвижимости, расположенных на сформированном участке с кадастровым номером 23:49:0302009:6 (гостиничный комплекс).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.06.2010 по делу в„– А32-10015/2010, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2010 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.01.2011, удовлетворено заявление гостиничного комплекса к администрации о признании недействительным постановления от 01.03.2010 в„– 207 "О разделе земельного участка с кадастровым номером 23:49:0302009:6 по ул. Черноморской в Хостинском районе г. Сочи". Суды указали, что принятию постановления о разделе земельного участка под объектами недвижимости должно предшествовать разрешение спора между гостиничным комплексом и обществом. Раздел земельного участка площадью 69 900 кв. м (кадастровый номер 23:49:0302009:6) на два земельных участка: площадью 2641 кв. м (кадастровый номер 23:49:0302009:9) и площадью 67 259 кв. м (кадастровый номер 23:49:0302009:6) нарушает интересы гостиничного комплекса, который также имеет право на использование соответствующего земельного участка (статья 35 Земельного кодекса). В рамках названного дела суды установили, что здание ресторана общества фактически расположено на земельном участке площадью 416 кв. м, на котором также располагаются элементы подъездной эстакады, принадлежащей на праве собственности гостиничному комплексу.
В рамках настоящего дела гостиничный комплекс требует исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке, образованном на основании признанного недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
В статье 1 Закона о кадастре установлено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно статье 4 Закона о кадастре ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с данным Законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
В силу части 2 статьи 16 Закона о кадастре постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.
Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 данного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости (часть 2 статьи 25 Закона о кадастре).
В статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определены способы защиты гражданских прав, приведенный в ней перечень не является исчерпывающим.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу в„– А32-25512/2014 признано недействительным постановление администрации от 12.03.2014 в„– 373, утверждающее схему расположения земельного участка площадью 2641 кв. м.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:49:0302009:1037 внесены в государственный кадастр недвижимости на основании признанного недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления. Необходимость реальности и актуальности сведений, отраженных в государственном кадастре недвижимости, позволила судам сделать правильный вывод о возможности аннулирования таких сведений во исполнение вступившего в законную силу судебного акта.
Вопреки доводам администрации право гостиничного комплекса на обращение в суд с данным иском обусловлено принадлежностью ему объектов недвижимого имущества на участке (статья 36 Земельного кодекса в редакции до 01.03.2015; статья 39.20 Земельного кодекса в действующей редакции). Судебные инстанции правомерно указали, что требуя снять с кадастрового учета указанный земельный участок, гостиничный комплекс добивается применения последствий недействительности постановления администрации об утверждении схемы расположения указанного земельного участка в виде аннулирования произведенного на основании данного акта кадастрового учета спорного земельного участка.
Наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 23:49:0302009:1037 препятствует истцу в реализации исключительного права собственника объекта недвижимости на приобретение земельного участка, необходимого для его эксплуатации. Возможность оформления прав на участок с учетом интересов всех собственников объектов недвижимости не утрачена.
Поскольку постановление администрации об утверждении схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории признано недействительным как нарушающее законные интересы собственника гостиничного комплекса, а также нормы земельного законодательства, устанавливающие гарантии землепользователей при образовании земельных участков, сохранение в государственном кадастре недвижимости сведений о спорном земельного участка не соответствует указанным нормам Земельного кодекса и Закона о кадастре.
Доводы администрации противоречат представленным в дело доказательствам, рассматривались при производстве по делу в суде апелляционной инстанции, где получили верную правовую оценку.Основания для отмены решения от 23.12.2015 и постановления от 01.04.2015 по доводам жалобы отсутствуют, поскольку они не опровергают правильности выводов судов и, по существу, сводятся к несогласию с ними. Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, верно применили нормы материального права.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
От уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы администрация освобождена (статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2016 по делу в„– А32-30479/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.И.МЕЩЕРИН
Судьи
Н.С.МАЗУРОВА
И.В.СИДОРОВА
------------------------------------------------------------------