По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.06.2016 N Ф08-2898/2016 по делу N А32-32849/2015
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в аренду участка, обязании департамент подготовить и направить проект договора аренды.
Обстоятельства: Оспариваемый отказ мотивирован непредставлением документов, подтверждающих право общества на приобретение участка без проведения торгов, в том числе документов, удостоверяющих права на объекты недвижимости, если право на такие объекты не зарегистрировано в ЕГРП.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку общество имело право на заключение договора аренды без проведения торгов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2016 г. по делу в„– А32-32849/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июня 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Кубань-Трастсервис" (ИНН 2309133391, ОГРН 1122309004806) - Силиной А.И. (доверенность от 03.03.2016), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2015 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2016 (судьи Соловьева Г.А., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу в„– А32-32849/2015, установил следующее.
ООО "Кубань-Трастсервис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) с заявлением, в котором просило:
- признать незаконным отказ департамента от 08.07.2015 в„– 52-12240/15-33-12 в предоставлении обществу в аренду земельного участка площадью 7081 кв. м с кадастровым номером 23:33:1502001:1, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, Джубгское поселение, бухта Инал, городок в„– 1;
- обязать департамент в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу подготовить и направить обществу проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:33:1502001:1 (уточненные требования; т. 1, л.д. 114).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2015, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2016, требования удовлетворены. Признан незаконным отказ департамента от 08.07.2015 в„– 52-12240/15-33-12 в предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:33:1502001:1. Суд обязал департамент подготовить и направить обществу проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:33:1502001:1. С департамента в пользу общества взыскано 3 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Судебные инстанции установили, что по договору от 09.07.2004 в„– 00000001075 правопредшественнику общества предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 23:33:1502001:1 для эксплуатации базы отдыха, сроком действия до 16.05.2015. Дополнительным соглашением к договору срок аренды земельного участка установлен до 16.05.2015. Общество 07.05.2015 и 09.06.2015 обращалось в департамент с заявлениями о заключении нового договора аренды. В предоставлении земельного участка в аренду отказано (письмо департамента от 08.07.2015 в„– 52-12240/15-33-12). Отказ мотивирован непредставлением документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, в том числе отсутствием документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на объекты недвижимости, если право на такие объекты не зарегистрировано в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). Кроме того, площадь земельного участка значительно превышает площадь объектов недвижимости, находящихся на данном участке, что не соответствует требованиям действующего законодательства. При оценке доводов общества о незаконности отказа уполномоченного органа суды исходили из положений статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), устанавливающей случаи, когда договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, заключается без проведения торгов. Суды установили, что договор аренды от 09.07.2004 в„– 00000001075 заключался без проведения торгов в силу наличия у общества исключительного права на приобретение земельного участка в аренду (на участке расположены объекты недвижимого и движимого имущества, принадлежащие обществу). С заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на новый срок общество обратилось в департамент (07.05.2015) до истечения срока действия договора от 09.07.2004 в„– 00000001075. Довод департамента об отсутствии документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без торгов (план приватизации не является таким документом), апелляционным судом отклонен со ссылкой на пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации). Расположенное на земельном участке движимое и недвижимое имущество представляет собой имущественный комплекс - базу отдыха, что соответствует виду разрешенного использования участка. Отклонен и довод департамента о превышении площади земельного участка над площадями расположенных на нем строений и сооружений. Постановлением Главы Туапсинского района Краснодарского края от 06.06.1994 в„– 412 для эксплуатации существующей базы отдыха "Бирюза" был предоставлен земельный участок площадью 0,708 га (7081 кв. м) в бухте Инал. План установленных границ участка, свидетельствует, что объекты расположены по всему земельному участку. Из представленного расчета-обоснования нормативной площади земельного участка следует, что конфигурация и площадь земельного участка соответствует требованиям Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости). Ссылка уполномоченного органа на то, что размещенные на территории базы отдыха домики разрушены и обществом не эксплуатируются, что исключает предоставление земельного участка в аренду до их восстановления, признана судом апелляционной инстанции несостоятельной. Материалы дела (книга учета бланков строгой отчетности общества за 2015 год, обратные талоны к путевкам за июль 2015 года, приложение (фототаблица) к акту обследования земельного участка ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль" от 04.02.2015 в„– 39) подтверждают, что база отдыха эксплуатируется обществом. С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суды пришли к выводу о том, что общество имело право на заключение договора аренды без проведения торгов. Поэтому судебные инстанции признали оспариваемый отказ не соответствующим нормам земельного законодательства и нарушающим права общества (статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс). В порядке устранения допущенных нарушений на департамент возложена обязанность по направлению обществу проекта договора аренды земельного участка. Расходы общества по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 Кодекса отнесены на департамент.
Департамент обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Заявитель в жалобе просит указанные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Дополнительным соглашением к договору от 09.07.2004 в„– 3300001075 срок аренды земельного участка с кадастровым номером 23:33:1502001:1 определен на 10 лет (до 16.05.2015). В департамент поступило заявление общества от 07.05.2015 о предоставлении земельного участка в аренду на новый срок и заключении договора аренды. Письмом от 14.05.2015 департамент вернул заявление обществу на основании пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса. Новое заявление поступило от общества после истечения срока действия договора от 09.07.2004 в„– 3300001075 (09.06.2015). В качестве правового обоснования предоставления земельного участка в аренду без торгов общество указало положения подпункта 32 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Для применения указанной нормы необходимо наличие заявления о заключении нового договора аренды земельного участка, поданного до дня истечения срока действия ранее заключенного договора. Вместе с тем, общество с заявлением от 09.06.2015, на которое дан оспариваемый отказ, обратилось в департамент после истечения срока (16.05.2015) действия договора от 09.07.2004 в„– 3300001075. Установив, что общество обращалось в департамент 07.05.2015, суды первой и апелляционной инстанций не учли, что данное заявление возвращено обществу, которое данный возврат не оспорило. В силу норм Земельного кодекса результатами рассмотрения заявления о предоставлении участка являются заключение договора, отказ в его заключении, либо, в случаях, предусмотренных статьей 39.17 Земельного кодекса, возврат заявления. В результате рассмотрения заявления общества от 07.05.2015 оно было возвращено обществу. Последующее обращение в департамент имело место за пределами срока действия договора. Следовательно, у уполномоченного органа отсутствовали правовые основания для предоставления земельного участка по основаниям, указанным в подпункте 32 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Признав отказ департамента от 08.07.2015 в„– 52-12240/15-33-12 незаконным, судебные инстанции не учли, что он был дан на заявление общества, поданное за пределами срока действия договора аренды.
От общества отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель общества возражала против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие выводов судебных инстанций нормам земельного законодательства и представленным в дело доказательствам. Представила на обозрение суда договоры аренды земельного участка с кадастровым номером 23:33:1502001:1, подписанные департаментом.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, постановлением Главы Туапсинского района Краснодарского края от 02.07.2004 в„– 698 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования открытого акционерного общества "Крайобщепитсоюз" (правопредшественник ОАО "Кубань-Трастсервис") земельным участком площадью 0,7081 га (с согласия землепользователя). Государственный акт серии КК-1 в„– 2550000632 признан утратившим силу. ОАО "Кубань-Трастсервис" предоставлен в аренду земельный участок площадью 7081 кв. м с кадастровым номером 23:33:1502001:1 для эксплуатации базы отдыха, расположенный по адресу: Туапсинский район, с. Бжид, бухта Инал, городок 1 (т. 1, л.д. 11, 12). На основании постановления от 02.07.2004 в„– 698 администрация Туапсинского района (арендодатель) и ОАО "Кубань-Трастсервис" (арендатор) заключили договор аренды от 09.07.2004 в„– 00000001075 земельного участка площадью 7081 кв. м с кадастровым номером 23:33:1502001:1, расположенного по адресу: Туапсинский район, с. Бжид, бухта Инал, городок 1 (т. 1, л.д. 13-18). Участок предоставлен для эксплуатации базы отдыха. Договор действует в течение 49 лет до 02.07.2053 (пункт 6.1).
Дополнительным соглашением от 16.05.2005 администрация Туапсинского района уступила права и обязанности арендодателя департаменту (в связи с государственной регистрацией права собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:33:1502001:1). Срок аренды уменьшен с 49 до 10 лет и согласован сторонами до 16.05.2015 (т. 1, л.д. 23-31).
30 ноября 2012 года дополнительным соглашением в связи с реорганизацией (изменением организационно-правовой формы) открытого акционерного общества "Кубань-Трастсервис" (на общество) в преамбуле договора аренды произведена замена арендатора (т. 1, л.д. 32-35).
Договор аренды от 09.07.2004 в„– 00000001075 и дополнительные соглашения к нему прошли государственную регистрацию.
По сведениям государственного кадастра недвижимости (кадастровый паспорт от 19.06.2015 в„– 2343/12/15-681373) земельный участок площадью 7081 кв. м с кадастровым номером 23:33:1502001:1, расположенный по адресу: Туапсинский район, г/п Джубгское, бухта Инал, городок 1, поставлен на кадастровый учет 23.12.2003. Участок имеет вид разрешенного использования - для эксплуатации базы отдыха, его правообладателем является Краснодарский край (т. 1, л.д. 36-50).
07 мая 2015 года общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:33:1502001:1 и заключении договора аренды сроком на 49 лет (т. 1, л.д. 61).
09 июня 2015 года общество повторно обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:33:1502001:1 и заключении договора аренды сроком на 49 лет с приложением пакета документов (т. 1, л.д. 62-77).
Письмом от 08.07.2015 в„– 52-12240/15-33-12 обществу в предоставлении земельного участка в аренду отказано. Отказ мотивирован непредставлением документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, в том числе документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на объекты недвижимости, если право на такие объекты не зарегистрировано в ЕГРП. Кроме того, площадь земельного участка значительно превышает площадь объектов недвижимости, находящихся на данном участке, что не соответствует требованиям действующего законодательства (т. 1, л.д. 78).
Ссылаясь на незаконность отказа департамента, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Кодекса).
На основании статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора и понуждение к его заключению не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым на себя обязательством.
В статье 39.6 Земельного кодекса предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов. Договор аренды без проведения торгов заключается с собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в публичной собственности (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6).
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса).
Арендатор земельного участка, имеет право на заключение нового договора аренды без проведения торгов при наличии в совокупности следующих условий: заявление о заключении нового договора аренды подано арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора; исключительным правом на приобретение земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; ранее заключенный договор аренды не был расторгнут с этим арендатором по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса; на момент заключения нового договора аренды имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса и предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили, что договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:33:1502001:1 заключен с обществом на срок до 16.05.2015 как с собственником недвижимого имущества, расположенного на данном участке, находящемся в публичной собственности. Заявление о предоставлении земельного участка в аренду обществом передано департаменту 07.05.2015 (до истечения срока действия договора аренды от 09.07.2004 в„– 00000001075). Дополнительно общество обратилось в департамент с заявлением аналогичного содержания 09.06.2015 с приложением необходимого пакета документов. Объекты недвижимого и движимого имущества, расположенные на участке, представляет собой имущественный комплекс (базу отдыха) и находятся на балансе общества. Земельный участок поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования - для эксплуатации базы отдыха. Заявление общества, поданное в департамент, содержало перечень всего имущества, размещенного в границах данного участка. К заявлению прилагались свидетельства о государственной регистрации права собственности на недвижимые объекты и план приватизации имущества государственного предприятия (правопредшественника общества), содержащий перечень приватизированного имущества. Также к заявлению прилагались доказательства правопреемства общества по правам и обязанностям лиц, владевших недвижимым и движимым имуществом, находящимся на испрашиваемом участке после приватизации имущества базы отдыха (ОАО "Крайобщепитсоюз" и ОАО "Кубань-Трастсервис"). Для эксплуатации базы отдыха (объекты которой размещены по всему земельному участку) ранее формировался и предоставлялся земельный участок площадью именно 7081 кв. м (постановление главы Туапсинского района от 06.06.1994 в„– 412, план установленных границ участка). Нормативная площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации имущественного комплекса базы отдыха, подтверждена представленными обществом в материалы дела расчетами-обоснованиями, подготовленными специализированными организациями.
С учетом приведенных правовых норм и установленных обстоятельств, судебные инстанции признали, что общество имеет право на заключение договора аренды испрашиваемого земельного участка на новый срок без проведения торгов, а отказ департамента в заключении такого договора противоречит закону и нарушает права заявителя как единственного собственника имущественного комплекса базы отдыха, расположенного на данном участке.
В резолютивной части решения о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
Уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает его и при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора аренды, его подписание и направляет проект для подписания заявителю (пункт 5 статьи 39.17 Земельного кодекса).
С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов общества и в соответствии с приведенными нормами суд первой инстанции возложил на департамент обязанности по подготовке, подписанию и направлению заявителю проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:33:1502001:1.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод кассационной жалобы департамента об отсутствии оснований для заключения договора аренды земельного участка на новый срок в связи с тем том, что повторное заявление о заключении договора подано после истечения срока действия ранее заключенного договора, окружным судом отклоняется. Департамент знал о намерении (волеизъявлении) общества заключить договор аренды на новый срок уже при подаче заявления от 07.05.2015 (до истечения срока действия договора от 02.07.2004 в„– 698). Отказ уполномоченного органа в предоставлении обществу земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов, такого основания не содержал. Общество при обращении с заявлением в департамент представило документы, предусмотренные статьей 39.17 Земельного кодекса и содержащиеся в Приказе Минэкономразвития России от 12.01.2015 в„– 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов". Кроме того, при предложенном департаментом в жалобе подходе, лицо, являющееся собственником зданий, расположенных на земельном участке и обладающее исключительным правом на приобретение такого участка в аренду, лишается по существу права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, что недопустимо.
Суд округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2016 по делу в„– А32-32849/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ
Судьи
А.И.МЕЩЕРИН
И.В.СИДОРОВА
------------------------------------------------------------------