По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.05.2016 N Ф08-2774/2016 по делу N А53-19446/2015
Требование: О взыскании убытков по договору на перевозку груза.
Обстоятельства: Общество ссылалось на повреждение товара при вскрытии автотранспортного средства.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку обществом не соблюдены специальные правила по доказыванию повреждения товара, факт и размер причинения убытков в отсутствие надлежащих доказательств не подтверждены, как и не доказано наличие причинно-следственной связи между зафиксированными повреждениями и действиями предпринимателя. Пропущен срок исковой давности.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2016 г. по делу в„– А53-19446/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Айбатулина К.К. и Бабаевой О.В., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "РОССВЕТ" (ИНН 7802841699, ОГРН 1137847420380), ответчика - индивидуального предпринимателя Белова Дмитрия Ивановича (ИНН 611600183270, ОГРИП 312617432700032), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РОССВЕТ" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.09.2015 (судья Тютюник П.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2015 по делу (судьи Ковалева Н.В., Величко М.Г., Пономарева И.В.) по делу в„– А53-19446/2015, установил следующее.
ООО "РОССВЕТ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к ИП Белову Д.И. (далее - предприниматель) о взыскании 294 454 рублей убытков.
Решением от 28.09.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.12.2015, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционного суда, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В жалобе приведены следующие доводы:
- с учетом заявления ответчика о том, что он лично сам груз не принимал, а водитель не состоит у него в штате, выводы суда о том, что ответчик является перевозчиком, не верны и не соответствуют материалам дела;
- суды сделали неверный вывод о квалификации договора как договора перевозки, в то время как заключенный между сторонами договор является договором транспортной экспедиции;
- для требований, возникающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет 1 год, указанный срок возникает со дня возникновения права на предъявление иска; таким образом, срок исковой давности не пропущен;
- вывод суда об отсутствии возможности проведения судебной экспертизы является неверным.
В возражениях на кассационную жалобу предприниматель указал на ее несостоятельность и просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 17.06.14 общество (заказчик) и предприниматель (перевозчик) заключили договор-заявку в„– 230 на перевозку груза, в соответствии с которым перевозчику передан товар для осуществления перевозки в адрес грузополучателя ООО "Пивоваренная компания "Балтика" - "Балтика-Ростов", г. Ростов-на-Дону, ул. Доватора, д. 146-а.
Груз передан перевозчику (водитель Морозов В.М.) без замечаний водителя относительно целостности и количества, что подтверждается товарно-транспортной накладной от 17.06.2014.
При вскрытии автотранспортного средства грузополучателем обнаружено повреждение товара.
19 июня 2014 года по данному факту сотрудниками склада грузополучателя составлен комиссионный акт в„– 29154.
Согласно указанному акту установлено, что при выгрузке кроненпробки обнаружилось, что на поддонах внутри упаковки коробки влажные и мокрые.
Согласно протоколу испытаний при входном контроле сырья и материалов в„– 11-06-14Z от 23.06.14 установлены: деформации коробов после намокания, нарушение целостности упаковки, влажные упаковки, констатирован 100% брак товара.
Также 26.06.2014 грузоотправителем и грузополучателем составлен акт совместного осмотра кроненпробки, в результате которого установлено, что нарушена целостность части упаковок, один поддон полностью разрушен, указанные факты подтверждаются фотографиями.
Посредством зачета истцом удовлетворены требования экспедитора ООО "СОЛ" на сумму 297 454 рубля 40 копеек.
Полагая, что произведенная выплата является ущербом, причиненным предпринимателем, общество обратилось с требованиями о возмещении данного ущерба в суд.
Возражая против заявленных требований, предприниматель заявил о пропуске истцом годичного срока исковой давности.
Суды правильно квалифицировали спорные правоотношения как вытекающие из договора перевозки. Принятые на себя обществом обязанности по спорному договору и субъектный состав договора соответствуют предмету договора перевозки, в связи с чем доводы общества о квалификации данного договора как договора транспортной экспедиции, не обоснованы.
В соответствии со статьей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 785 Кодекса предусмотрена обязанность перевозчика по договору перевозки груза доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправителя - уплатить за перевозку груза установленную плату.
Пунктом 5 статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 в„– 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного транспорта" (далее - Закон в„– 259-ФЗ) и статьей 796 Кодекса предусмотрено, что перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.
Согласно пункту 2 статьи 796 Кодекса ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа в размере его стоимости.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 393 Кодекса должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 Кодекса. Согласно пункту 1 статьи 15 Кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 38 Закона в„– 259-ФЗ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных указанным федеральным законом. Порядок составления актов и проставления отметок в документах, указанных в части 1 статьи 38, устанавливается правилами перевозок грузов, правилами перевозок пассажиров. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 в„– 272 утверждены "Правила перевозок грузов автомобильным транспортом" (далее - Правила).
Согласно пункту 80 Правил акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования.
В соответствии с пунктами 82 и 83 Правил акт должен быть составлен в присутствии водителя и содержать в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза - их описание и фактический размер. При этом к акту прилагаются результаты проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи и повреждения (порчи) груза.
Необходимость проведения экспертизы для установления факта, объема и причин повреждения груза прямо предписана требованиями Закона в„– 259-ФЗ и Правилами грузоперевозки. Кроме того, прямо указано на невозможность проведения таковой в одностороннем порядке без извещения перевозчика.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, суды установили, что экспертиза ни обществом, ни грузополучателем не проводилась, требования о проведении экспертизы предпринимателю указанными лицами не заявлялись, о необходимости проведения экспертизы перевозчик не извещался. Фотографии не позволяют установить, что весь товар в упаковке был поврежден, а также не позволяют установить объем повреждений, факт полной утраты товарной стоимости того товара, который изображен на фотографиях, в связи с чем фотоматериалы не подтверждают надлежащим образом факт причинения вреда в размере, указанном обществом по расчету грузополучателя. Кроме того, на момент рассмотрения спора истец не обладал спорной продукцией, участие в ее осмотре не принимал, пояснить, где продукция находится не смог, в связи с чем возможность проведения судебной экспертизы утрачена по причинам, не зависящим от предпринимателя, который в нарушение вышеуказанных Правил не был извещен о необходимости обеспечить явку для освидетельствования повреждений.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно указали, что обществом не соблюдены специальные правила по доказыванию повреждения товара, факт и размер причинения убытков в отсутствие надлежащих доказательств (заключения экспертизы) не подтверждены, как и не доказано наличие причинно-следственной связи между зафиксированными повреждениями и действиями ответчика.
Согласно пункту 3 статьи 797 Кодекса срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
В силу статьи 42 Закона в„– 259-ФЗ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозок, договоров фрахтования, составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (статья 199 Кодекса).
Суды установили, что акт об установлении расхождений по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей в„– 29154 составлен 19.06.2014. Общество обратилось в арбитражный суд с иском 17.07.2015 (почтовый штемпель на конверте), то есть за пределами установленного законом сокращенного срока исковой давности.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно квалифицировали правоотношения сторон и обоснованно отказали в удовлетворении иска.
Иные доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку проверены и учтены судом апелляционной инстанций при рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах основания для изменения или отмены судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.09.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2015 по делу по делу в„– А53-19446/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.И.САВЕНКО
Судьи
К.К.АЙБАТУЛИН
О.В.БАБАЕВА
------------------------------------------------------------------