Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.10.2016 N Ф08-6468/2016 по делу N А32-17306/2014
Требование: Об установлении границы между земельными участками по установленным в результате экспертного исследования дирекционным углам, длинам линий и координатам характерных точек.
Обстоятельства: Общество полагало, что расположение зданий, сооружений не обеспечивает нормативно установленную минимальную ширину полосы отвода железнодорожного пути и угрожает безопасности дорожного движения.
Решение: Требование удовлетворено к управлению, поскольку при составлении межевых планов участков допущены ошибки в значениях границ смежных участков, на которых расположены принадлежащие обществу здания, сооружения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2016 г. по делу в„– А32-17306/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В. при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества агропромышленная фирма "Мир" (ИНН 2356005982, ОГРН 1022304969059) - Силаковой О.А. (доверенность от 24.02.2016) и Тимошенко А.А. (доверенность от 24.02.2016), от ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Шевченко О.И. (доверенность от 18.08.2015), в отсутствие представителей ответчиков: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Краснодарскому краю, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "БТИ, землеустройство, оценка", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2016 (судья Сумин Д.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2016 (судьи Чотчаев Б.Т., Ковалева Н.В., Маштакова Е.А.) по делу в„– А32-17306/2014, установил следующее.
Акционерное общество "агропромышленная фирма "Мир" (далее - общество-1) подало в Арбитражный суд Краснодарского края иск к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - общество-2), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление Росимущества), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - учреждение) об установлении границы между земельными участками площадью по 20 тыс. кв. м с кадастровыми номерами 23:35:0305002:294, 23:35:0305002:295, расположенными по адресам: Краснодарский край, р-н Усть-Лабинский, ст. Воронежская, ул. Железнодорожная, 79, 81 (далее - земельные участки с кадастровыми номерами 23:35:0305002:294, 23:35:0305002:295) и частями площадью 103 792 и 91 973 кв. м с условными номерами 23:35:0308004:36, 23:35:0309001:39 земельного участка (единого землепользования) площадью 4 050 408 кв. м с кадастровым номером 23:35:0000000:4, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Усть-Лабинский, Северо-Кавказская железная дорога в Усть-Лабинском районе, (далее - земельные участки с условными номерами 23:35:0308004:36, 23:35:0309001:39, земельный участок с кадастровым номером 23:35:0000000:4) по установленным в результате экспертного исследования и приведенным в табличной форме дирекционным углам, длинам линий и координатам характерных точек (с учетом изменения предмета иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Арбитражный процессуальный кодекс). К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "БТИ, землеустройство, оценка" (далее - общество-3).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2016, исковые требования к управлению Росимущества удовлетворены, а в удовлетворении исковых требований к обществу-2 и учреждению отказано со следующей мотивировкой. При составлении межевых планов земельных участков с условными номерами 23:35:0308004:36, 23:35:0309001:39 допущены ошибки в значениях координат характерных точек границ смежных земельных участков с кадастровыми номерами 23:35:0305002:294, 23:35:0305002:295, на которых расположены принадлежащие обществу-1 здания, сооружения. Правомерность возведения зданий, сооружений и право собственности общества-1 на них подтверждены вступившими в законную силу судебными актами по делам в„– А32-33962/2011, А32-18213/2011. Границы земельных участков с условными номерами 23:35:0308004:36, 23:35:0309001:39 откорректированы с учетом фактических границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:35:0305002:294, 23:35:0305002:295, необходимых для эксплуатации принадлежащих обществу-1 зданий, сооружений.
Управление Росимущества обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2016 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. В целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта ширина полосы отвода железной дороги должна оставаться неизменной. Земельные участки с условными номерами 23:35:0308004:36, 23:35:0309001:39, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные обществу-2 для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, ограничены в обороте. Принадлежащие обществу-1 и находящиеся пределах полосы отвода железной дороги здания, сооружения угрожают безопасности дорожного движения. Судебные расходы должны быть отнесены на всех ответчиков по делу. В отзыве на кассационную жалобу общество-1 просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей обществ-1,-2, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что обществу-1 на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 23:35:0305002:294, 23:35:0305002:295, используемые для эксплуатации расположенных на них зданий, сооружений. В качестве правоподтверждающего документа обществом-1 представлен государственный акт от 30.01.1984 серии A-I в„– 247863. На земельном участке с кадастровым номером 23:35:0305002:294 находятся здания, сооружения весовой (литеры А, А1, А2), зернохранилищ (литеры Б, В, В1, Д), мельницы (литера Е), на земельном участке с кадастровым номером 23:35:0305002:295 - здания, сооружения складов строительных материалов (литеры Б, Л), дома строительной бригады (литера Л), бетонорастворного узла (литера 11), гаража для тракторов (литера И), пилорамы (литера Д, Д1), деревообрабатывающей мастерской (литера В, В1) и вспомогательные постройки. Границы земельных участков с кадастровыми номерами 23:35:0305002:294, 23:35:0305002:295 со стороны смежных земельных участков с условными номерами 23:35:0308004:36, 23:35:0309001:39 обозначены на местности стенами зданий, сооружений, кирпичным ограждением, возведенными в 1963-1996 годах сельскохозяйственным коллективным предприятием, в результате реорганизации которого создан правопредшественник общества-1.
При проведении в 2012 году кадастровых работ в целях уточнения границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:35:0305002:294, 23:35:0305002:295 кадастровым инженером выявлено их наложение на смежные земельные участки с условными номерами 23:35:0308004:36, 23:35:0309001:39. В пояснительной записке к землеустроительному делу последних, составленной обществом-3 в 2005 году указано на создание карты (плана) границ земельных участков на основе произведенных инструментальных работ и по сложившимся по состоянию на 2005 год фактическим границам. С учетом этого согласование границ с обществом-1 производилось без выезда на место. На изложенное в письме от 01.10.2012 в„– 14 предложение общества-1 об изменении границ земельных участков с условными номерами 23:35:0308004:36, 23:35:0309001:39, структурное подразделение общества-2 потребовало заключить договор субаренды частей названных участков, занимаемых зданиями, сооружениями.
В результате проведенных экспертами общества с ограниченной ответственностью "НПП "ЮрИнСтрой" основного и дополнительного экспертных исследований установлены фактические площади 16 867,29, 19 966,69 кв. м земельных участков с кадастровыми номерами 23:35:0305002:294, 23:35:0305002:295 и их наложение на земельные участки с условными номерами 23:35:0308004:36 и 23:35:0309001:39 в связи с допущенными при межевании последних ошибками в значениях координат характерных точек границ. Площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 23:35:0305002:294 на земельный участок с условным номером 23:35:0308004:36 составляет 11 401,92 кв. м, а земельного участка с кадастровым номером 23:35:0305002:295 на земельные участки с условными номерами 23:35:0308004:36, 23:35:0309001:39-3201,64, 473,67 и 386,21 кв. м Корректировка границ земельных участков с условными номерами 23:35:0308004:36, 23:35:0309001:39 возможна по фактическим границам земельных участков с кадастровыми номерами 23:35:0305002:294, 23:35:0305002:295. С учетом соответствующего уточнения значений координат характерных точек границ земельных участков с условными номерами 23:35:0308004:36, 23:35:0308004:39 их площади составили 108 113,61 и 117 071,41 кв. м. Площадь земельного участка с кадастровым номером 23:35:0305002:294 в его фактических границах минимально необходима (достаточна) для эксплуатации складов. Корректировка границ земельного участка с кадастровым номером 23:35:0308004:36 в части наложения на земельный участок с кадастровым номером 23:35:0305002:294 невозможна без нарушения нормативно установленной минимальной ширины полосы (не менее 10 м от оси крайнего железнодорожного пути). Площадь земельного участка с кадастровым номером 23:35:0305002:295 превышает площадь, достаточную для эксплуатации расположенных на нем зданий, сооружений, корректировка его границ возможна. Уточненные площади земельных участков с условными номерами 23:35:0308004:36, 23:35:0309001:39 составят 123 097,49 и 117 441,31 кв. м. Расположение зданий, сооружений общества-1 на земельном участке с кадастровым номером 23:35:0305002:294 не обеспечивает нормативно установленную минимальную ширину полосы отвода железнодорожного пути станции Варилка и угрожает безопасности дорожного движения. С учетом названных ограничений в табличной форме приведены дирекционные углы, длины линий и значения координат характерных точек смежной границы между земельными участками с кадастровыми номерами 23:35:0305002:294, 23:35:0305002:295 и земельными участками с условными номерами 23:35:0308004:36, 23:35:0308004:39.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения общества-1 в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Заинтересованное лицо, в силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. По смыслу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Преюдициальная связь судебных актов арбитражных судов обусловлена указанным свойством обязательности как элемента законной силы судебного акта, в силу которой в процессе судебного доказывания суд не должен дважды устанавливать один и тот же факт в отношениях между теми же сторонами. Иной подход означает возможность опровержения опосредованного вступившим в законную силу судебным актом вывода суда о фактических обстоятельствах другим судебным актом, что противоречит общеправовому принципу определенности, а также принципам процессуальной экономии и стабильности судебных решений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2007 в„– 2-П).
Земельные споры, согласно пункту 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), рассматриваются в судебном порядке. Иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество (абзац 3 пункта 2 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"; далее - постановление Пленумов в„– 10/22).
Положениями Закона РСФСР от 23.11.1990 в„– 374-1 "О земельной реформе" устанавливалась возможность передачи земельных участков коллективам колхозов и акционерным обществам, созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, в коллективную (совместную или долевую) собственность. Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 в„– 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", на органы местной администрации возложена обязанность по принятию решений по перераспределению земель, на колхозы и совхозы - по проведению в 1992 году реорганизации, приведению своего статуса в соответствие с Законом РСФСР от 25.12.1990 в„– 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и перерегистрации в соответствующих органах, а на районные органы исполнительной власти совместно с комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам - по установлению среднерайонных норм бесплатной передачи земли, с учетом ее качества, в собственность граждан. Участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, подлежали включению в фонды перераспределения земель. Коллективы совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, должны были до 01.03.1992 принять решение о переходе к частной, коллективно-долевой и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 в„– 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" предполагалось разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель с выделением земель, остающихся в государственной собственности и передаваемых гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность. Предприятия, создаваемые при реорганизации колхозов и совхозов, получали право на покупку земли и имущества бывшего хозяйства у работников хозяйства, фонда государственного имущества, сельского (поселкового) Совета народных депутатов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1992 в„– 138 "О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации" в случае принятия собраниями трудовых коллективов сельскохозяйственных предприятий решений о сохранении прежней формы хозяйствования предполагалась перерегистрация колхозов и совхозов с закреплением за ними земли в соответствии с действующим законодательством. Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 в„– 708, при реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий по желанию членов трудовых коллективов этих хозяйств допускалось образование товариществ, акционерных обществ, сельскохозяйственных производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и их объединений. В случае принятия собраниями трудовых коллективов государственных сельскохозяйственных предприятий и колхозов решений о сохранении прежней формы хозяйствования осуществлялась их перерегистрация с закреплением земли в соответствии с действующим законодательством. Трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимали решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной земельным законодательством. В районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подавалась заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности. Владелец имущественного пая и земельной доли мог внести их в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив.
Статьей 36 Земельного кодекса в действовавшей до 01.03.2015 редакции и статьей 39.20 действующей редакции Земельного кодекса собственнику зданий, сооружений предоставлены исключительные права на земельные участки, необходимые для эксплуатации находящихся на них названных зданий, сооружений. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон в„– 122-ФЗ) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной. Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества. В пункте 59 постановления Пленумов в„– 10/22 разъяснено, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. По смыслу данного в пункте 4 постановления Пленумов в„– 10/22 разъяснения применительно к рассматриваемому случаю, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела по иску о праве на здания, сооружения, не имеют обязательного характера для лиц, не участвовавших в деле. Такие лица могут обратиться в суд с самостоятельным иском об оспаривании названного права. При рассмотрении такого иска суд, учитывая обстоятельства ранее рассмотренного дела о праве на названные объекты, вправе прийти к иным выводам, нежели содержащиеся в судебном акте по ранее рассмотренному делу.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок. Уточнение местоположения границ земельного участка допускается при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка (части 7, 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; далее - Закон в„– 221-ФЗ).
Статьями 39, 40 Закона в„– 221-ФЗ определено, что местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Предметом согласования является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом порядке.
Статьей 90 Земельного кодекса определено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения железнодорожных путей, зданий, сооружений (в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций), устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта, а также для установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами. Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 в„– 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта. Охранные зоны представляют собой территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, в том числе находящихся на территориях с подвижной почвой и на территориях, подверженных снежным, песчаным заносам и другим вредным воздействиям.
Правилами пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными обществу, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 в„– 264, и Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденным приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.1999 в„– 26Ц, предусмотрена возможность предоставления земельных участков, находящихся в полосе отвода и относящихся к землям железнодорожного транспорта, только на условиях срочного (временного) пользования.
Размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами и правилами проектирования отвода земель для железных дорог, а также проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития и реконструкции объектов федерального железнодорожного транспорта и станций. Пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.08.2008 в„– 126 утверждены нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранных зон железных дорог. Размеры полосы отвода и охранных зон устанавливаются в соответствии с названными нормами, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, генеральными схемами развития железнодорожных линий, узлов и станций, а также с учетом сложившегося землепользования и ранее утвержденных размеров и границ полос отвода и охранных зон.
Исходя из системного анализа пунктов 2 и 4 Правил пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными обществу-2, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 в„– 264, правовой позиции, приведенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2007 в„– ГКПИ06-1020 о признании пункта 2 данных Правил недействующим в части, следует, что собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на ограниченных в обороте земельных участках, вправе на основании статьи 36 Земельного кодекса в редакции до 01.03.2015 получить их в аренду самостоятельно от уполномоченного органа собственника при условии использования таких участков в определенных целях и с соблюдением требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Свою заинтересованность в иске общество-1 обосновало предполагаемым наличием у него перешедшего от правопредшественника права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с кадастровыми номерами 23:35:0305002:294, 23:35:0305002:295 и нахождением на них принадлежащих обществу на праве собственности зданий, сооружений. Такое обоснование принято судами первой и апелляционной инстанций. Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что после реорганизации колхоза им. Жданова, которому выдавался государственный акт серии А-I в„– 247863, уполномоченным органом издавался акт, закреплявший за правопредшественником общества-1 на праве постоянного (бессрочного) пользования земли, оставшиеся после перераспределения принадлежавших колхозу земель и передачи их части в коллективно-долевую собственность работников названной сельскохозяйственной организации. Вступившими в законную силу судебными актами по делам в„– А32-33962/2011, А32-18213/2011 такие обстоятельства также не установлены. В этой связи, содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы о переходе к обществу-1 в порядке правопреемства подтвержденного государственным актом серии А-I в„– 247863 права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с кадастровыми номерами 23:35:0305002:294, 23:35:0305002:295 не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Соответствующее обоснование заинтересованности общества-1 в иске судом кассационной инстанции отклоняется. Право собственности общества-1 на здания, сооружения зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании вступивших в законную силу судебных актов Арбитражного суда Краснодарского края по делам в„– А32-33962/2011, А32-18213/2011. Ни управление Росимущества, ни общество-2, не участвовавшие в названных делах, в установленном порядке с учетом данных в пункте 4 постановления Пленумов в„– 10/22 разъяснений право общества-1 на здания и сооружения не оспорили. Заинтересованность общества-1 в рассмотренном в рамках настоящего дела иске может быть обоснована только вышеназванным исключительным правом на землю. Экспертным путем установлены минимально необходимые для эксплуатации принадлежащих обществу-1 зданий, сооружений площади земельных участков с кадастровыми номерами 23:35:0305002:294, 23:35:0305002:295. Прохождение границы земельного участка с кадастровым номером 23:35:0305002:294 по внешней стене принадлежащего обществу-1 здания влечет невозможность установления общей границы с земельным участком с условным номером 23:35:0308004:36 иным образом. Устранение возможной (существующей на протяжении многих лет) угрозы безопасности движения в рассматриваемом случае возможно либо путем оспаривания в установленном порядке права собственности общества-1 на примыкающие к железной дороге здания, сооружения, и их сноса, либо путем изъятия названных объектов и земельного участка под ними для государственных нужд (при наличии таковых), либо путем их выкупа федеральным собственником земли или обществом-2. Выводы экспертов заявителем кассационной жалобы не опровергнуты. В удовлетворении иска к обществу-2 и к учреждению как к ненадлежащим ответчикам отказано правомерно. Судебные расходы отнесены на лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2016 по делу в„– А32-17306/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ

Судьи
В.Е.ЕПИФАНОВ
И.В.СИДОРОВА


------------------------------------------------------------------